Найти в Дзене
Androlog_Kotov_v.v

Клинические факторы, влияющие на успешность операции microTESE у мужчин с гипогонадизмом и необструктивной азооспермией

Необструктивная азооспермия (отсутствие сперматозоидов в эякуляте) (НОА) встречается у 5–15 % мужчин, проходящих обследование по поводу бесплодия, что составляет почти 60 % всех случаев азооспермии. Необструктивная азооспермия может возникнуть из-за различных факторов, таких как генетические аномалии, врожденные заболевания, гонадотоксическое воздействие, орхит и травма яичек; тем не менее, многие случаи являются идиопатическими. У пациентов с НОА также может наблюдаться различная степень недостаточности клеток Лейдига, что приводит к снижению внутрияичковой продукции тестостерона. Снижение уровня тестостерона может еще болеее усугубить нарушение сперматогенеза в яичках у пациентов с НОА. У >50% пациентов с НОА также встречается биохимический гипогонадизм, характеризующийся низким уровнем общего тестостерона в крови (менее 350 нг/дл) Мужчинам с НОА, желающим восстановить фертильность, часто рекомендуется операцию micro-TESE (жизнеспособные сперматозоиды получают хирургическим путем

Необструктивная азооспермия (отсутствие сперматозоидов в эякуляте) (НОА) встречается у 5–15 % мужчин, проходящих обследование по поводу бесплодия, что составляет почти 60 % всех случаев азооспермии.

Необструктивная азооспермия может возникнуть из-за различных факторов, таких как генетические аномалии, врожденные заболевания, гонадотоксическое воздействие, орхит и травма яичек; тем не менее, многие случаи являются идиопатическими.

У пациентов с НОА также может наблюдаться различная степень недостаточности клеток Лейдига, что приводит к снижению внутрияичковой продукции тестостерона. Снижение уровня тестостерона может еще болеее усугубить нарушение сперматогенеза в яичках у пациентов с НОА.

У >50% пациентов с НОА также встречается биохимический гипогонадизм, характеризующийся низким уровнем общего тестостерона в крови (менее 350 нг/дл)

Мужчинам с НОА, желающим восстановить фертильность, часто рекомендуется операцию micro-TESE (жизнеспособные сперматозоиды получают хирургическим путем с использованием микроскопа, их криоконсервируют и используют для ЭКО/ИКСИ) ввиду более высокой частоты получения сперматозоидов по сравнению с другими методами.

В этом наблюдательном исследовании, опубликованном в журнале "Andrology" в октябре 2024 года, были проанализированы данные 616 пациентов с гипогонадизмом и НOA, которым была выполнена micro-TESE в ANDROFERT, университетском центре мужского репродуктивного здоровья в Бразилии, в период с января 2014 года по сентябрь 2021 года.

-2

Критериями включения являлись: клиническое и гистопатологическое подтверждение NOA, отсутствие микроделеций Y-хромосомы в регионах AZFa и/или AZFb, наличие биохимического гипогонадизма, операция микро-TESE, а также наличие полных данных о результатах гистологии.

Собранная информация включала возраст, индекс массы тела, статус курения, длительность бесплодия, этиологию НOA, объем яичек, уровни гормонов, наличие клинического варикоцеле (любой степени), варикоцелэтомию и использование гормональной стимуляции перед хирургической экстракцией сперматозоидов.

Пациенты в возрасте 23–55 лет прошли комплексную клиническую, лабораторную игистопатологическую диагностическую оценку на предмет НОА и были далее разделены на две группы на основе гормональной стимуляции до micro-TESE.

Таким образом, в этом исследовании были изучены факторы, влияющие на успешность micro-TESE у мужчин с гипогонадизмом и NOA, с использованием реальных данных, особенно на влияние гормональной стимуляции гонадотропинами до проведения операции

Протокол включал использование не по назначению рекомбинантного хорионического гонадотропина человека (ХГЧ) (рек-ХГЧ; хориогонадотропин альфа) для повышения собственной продукции тестостерона. Пациенты самостоятельно вводили себе рекомбинантный ХГЧ подкожно в дозе 80 мг доза (эквивалентно приблизительно 2080 МЕ) два раза в неделю, с корректировками, сделанными для поддержания уровня тестостерона между >350 нг/дл и 900 нг/дл. Когда уровни сывороточного ФСГ падали <1,5 МЕ/л во время стимуляции рекомбинантным ХГЧ, пациенты также получали рекомбинантный человеческий ФСГ(фоллитропин альфа) в фиксированной дозе 150 МЕ три раза в неделю. Ингибитор ароматазы (анастрозол доза 1 мг в день, перорально) был назначен не по назначению, когда соотношение тестостерон/эстрадиол упало <10 во время терапии ХГЧ.

Гормональная стимуляция использовалась в течение как минимум 3 месяцев.

Процедуры проводились не менее чем через 3 месяца у пациентов с предшествовавшей варикоцелэктомией.

Результаты

Репродуктивные результаты вышли за рамки исследования.

Пациенты, получавшие гормональную терапию, достигли более
высоких показателей успешности в нахождении сперматозоидов, чем пациенты, не получавшие гормональную терапию (62,5% против 51,4%)

Напротив, не было никакой существенной разницы в успешности micro-TESE между предварительно леченными гормонами и нелеченными гипергонадотропными пациентами (58,1% против 51,9%)

В этой большой группе мужчин с гипогонадизмом и НОА, которым
проводилась микро-TESE, исследователи обнаружили, что более низкие
исходные уровни ФСГ и наличие в анамнезе варикоцелэктомии повышали шансы на успех. Напротив, наличие клинического варикоцеле снижало эти шансы.

Гормональная стимуляция (исключительно рекомбинантными гонадотропинами) повышала шансы на успех, особенно среди нормогонадотропных пациентов.

Репродуктивные результаты (ввиду децентрализации данных) вышли за рамки исследования.

В целом, это исследование лишь подтвердило более ранние предположения, и полученные результаты предполагают многообещающие перспективы для
улучшения результатов фертильности таких пациентов,
разработка стандартизированных протоколов лечения и оценка
репродуктивных результатов являются важнейшими областями для
дальнейших исследований.

Поэтому пациенты с необструктивной азооспермией должны быть полностью проинформированы о потенциальных рисках, расходах и ограниченных доказательствах перед проведением фармакологического лечения перед операцией micro-TESE.