Ко дню рождения Клода Моне.
Биография
Оскар Клод Моне — французский живописец, один из основателей импрессионизма.
Главными сюжетами картин Моне были свет и воздух, а главным принципом работы — быстрое изображение увиденного состояния природы на пленэре. Он изобрёл и довёл до совершенства метод написания серий пейзажей с одним и тем же сюжетом, изменяющимся в зависимости от времени дня, погоды и времени года.
История создания
«Маки» или «Поле маков у Аржантёя» – одна из самых узнаваемых работ мастера. Он запечатлел эти восхитительные красные луговые сокровища одним мазком кисти ярко-красного цвета на фоне бесконечной зелени полей.
Моне работал над этой картиной на пленэре в 1872—1873 годах, когда жил в предместье Парижа вместе со своей семьёй.
У него был маленький переносной холст, который позволял ему свободно передвигаться и воплощать свое мгновенное впечатление на полотне. Он тщательно компоновал все детали и фрагменты, стремясь запечатлеть на холсте то, что видит своими глазами.
Это время было достаточно благоприятным для Моне – пусть до признания было ещё далеко, но техника и мастерство достигла определённой зрелости, а внезапно свалившееся наследство от отца упрочило материальное положение и позволило свободно творить. Этот спокойный и продуктивный период продлился семь лет.
Композиция и особенности картины
«Поле маков у Аржантея» имеет достаточно простую, и в то же время эффектную композицию. На переднем плане Клод Моне изобразил маки, окруженные густой, высокой растительностью. С левой стороны холста «Поле маков» – ярко-красные, пышные маки, опускающиеся по склону вниз. Справа картина изображает две фигуры – женщину и ребенка. Такая же пара силуэтов виднеется в левом углу, на вершине холма. На дальнем плане – линия темно-зеленых деревьев, прерываемая по центру желто-песочным домиком с бледно-красной крышей.
Женщину и мальчика, изображенных на картине «Поле маков», Клод Моне писал со своей жены Камиллы и их сына Жана. Мак на треть закрывает их, заставляет утопать в цветах. Главная задача этих фигур в композиции работы «Поле маков» — создать дополнительные цветовые акценты, уравновешивающие верхнюю и нижнюю части произведения.
Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан) на вершине холма. Они соединены с фигурами на первом плане едва заметной пробегающей по траве тропинкой.
С какой целью художник повторил их? Есть две версии: с одной стороны, это могло быть сделано с целью передать все то же движение на картине - вот они с вершины луга перешли на передний план. А с другой стороны, две пары матери и ребенка организуют композицию картины: передний и задний планы поделены диагональной линией, которая структурирует картину. Он соединяет расстояние между фигурами уменьшающимся ритмом и размером его мазков кисти и контрастом его цветов.
Контекст и техника исполнения
«Поле маков» — прежде всего импрессионистский пейзаж, основной идеей которого является любование яркими, насыщенными красками природы и игрой солнечных лучей. Главное здесь – ярко-алый, роскошный мак, выделяющийся на поле желтовато-зеленой травы. Полотно насыщенно контрастами – левая нижняя сторона его резко выделяется своими сочными красками на фоне бледного верхнего правого угла, где мак отсутствует. Трава выполнена в приглушенных оттенках, она – лишь фон, на котором насыщенными красками цветет мак. Особую роль играет мак в руке у мальчика.
Кисть художника на этой картине разнообразна и неформальна. Использованы различные текстуры и формы фигур, цветов, трав, листвы и облаков без каких-либо мелких деталей. Моне разбавил контуры и создал красочный ритм с каплями краски, начиная с кропления маков. Непропорционально большие пятна на переднем плане указывают на первенство, которое он производил на визуальное впечатление. Художником был сделан шаг к направлению абстракционизма.
Фигуры и объекты
Молодая женщина с зонтиком и ребенком - это жена художника Камилла и их сын Жан. Небо, кажется, заполнено движущимися облаками, и Камилла, держащая зонтик, явно была готова к дождливому дню. Установлены две отдельные цветовые зоны: одна с преобладанием красного оттенка, другая с голубовато-зеленым цветом. На самом деле, есть некоторые предположения, что место на картине находится рядом с городом, а не в самом сердце сельской местности. Фигуры одеты как люди среднего класса, а не крестьяне, а дом на заднем плане представляет собой солидную виллу, а не сельский коттедж.
Символика
В каждой картине кроется скрытая символика. Мак сам по себе является прекрасным цветком, а его символическое значение привлекает еще больше. Маки часто рассматриваются как символ сна, мира и смерти, а маки на надгробиях символизируют вечный сон. Видение смерти как вечного сна было типичным для романтиков, которые полагали, что смерть - это состояние, в котором все желания души наконец осуществляются. И, по всей видимости, представителей импрессионизма маковый мотив также привлекает.
Загадки картины
Помимо символики, можно найти и ряд интересных загадок на картине. Если приглядеться к макам, можно заметить некоторую художественную фантазию мастера. Маки изображены преувеличенно крупными, соразмерными с головой ребенка. На заднем плане эти маки даже крупнее изображенной женщины. На переднем плане необычайно большие красные маки выпрыгивают из зеленого поля, постепенно уменьшающиеся как в размере, так и в контрастности, по мере того, как они гармонично отступают на расстояние. С чем связана такая гротескность? Это намеренное преувеличение. Моне известен нам своей любовью прежде всего к элементам природы. В своих картинах художник обращает большее внимание зрителей к цветам, нежели к человеку. В очередной раз он предпочёл передать яркое зрительное впечатление природы, а не реалистичность объектов.
У многих искусствоведов возникал вопрос о том, кем является другая женщина и ребенок, которых Моне умело вписал на второй план. Несложно заметить, что две пары фигур схожи друг с другом, словно отражение в зеркале.
Известно только, что после смерти Камиллы в 1879 году, Моне жил с Алисой Ошеде, своей второй женой, у которой к тому времени выросла дочь Сюзанна Ошеде.
Значение
Картина была представлена на первой выставке импрессионистов в 1874 году.
Несмотря на необычную композицию и нетрадиционные художественные методы, произведение получило огромное восхищение аудитории и было высоко оценено критиками. В настоящее время оно находится в галерее музея Орсе под названием "Поле маков у Аржантея".
Передавая теплую атмосферу прогулки по полям, это полотно стало одной из самых известных пейзажных картин XIX века.
Эжен Буден, друг художника, писал:
«Все, что написано прямо и на месте, всегда имеет силу и живость прикосновения, чего нельзя найти в студийной работе».