«Мечтаю, чтобы она вернулась — как консультант, как тренер, как кто-нибудь. Хочется видеть ангельскую голливудскую улыбку", — говорила об Алине Кабаевой еще три года назад Ирина Винер.
Имя олимпийской чемпионки по художественной гимнастике нечасто мелькает в СМИ. Но в последнее время ситуация меняется. На днях появились ее новые фотографии с помоста, которые восхитили поклонников спорта.
Один из главных проектов Кабаевой — международный турнир «Небесная грация», впервые организованный в 2021 году. Затем на территории «Сириуса» открылась одноименная академия художественной гимнастики. Мечта Винер осуществилась: Кабаева всерьез взялась за тренерскую деятельность. Летом 2024 года спортсменки из ее академии блистали на Играх БРИКС, и все всерьез заговорили о Кабаевой-тренере.
«Алина Маратовна сейчас поддерживает меня, дает советы, тренирует. Это очень помогает. Мне такой метод без давления намного больше подходит, мне так проще воспринимать. Но при этом Алина Маратовна как тренер требовательная, но чуть-чуть по-другому. Это мне очень нравится», — рассказывала гимнастка Мария Борисова.
Винер никогда не скрывала, что хотела бы видеть Кабаеву на посту президента Всероссийской федерации художественной гимнастики. И говорила об этом на протяжении многих лет. «Я давно об этом мечтала (уйти с поста главы ВФХГ), — заявила она в октябре (еще до объединения федераций). — Много лет предлагала Алину Кабаеву, но она отказывалась. Но человек предполагает, а Бог располагает».
Может показаться, что Кабаева — все же больше функционер, нежели тренер. Но она доказывает обратное. Успевает совмещать, как многие годы это делала Ирина Винер. И вот на днях в телеграм-канале Академии Кабаевой опубликовали фотогалерею. На снимках олимпийская чемпионка готовит спортсменок к участию к Кубку «Небесная грация», который пройдет в Катаре с 20 по 22 ноября.
Среди комментариев к фото полно комплиментов:
- «Какая Алина красивая!»
- «Кабаева классная»
- «Красотка!»
Кабаева в художественной гимнастике — как Пеле или Марадона в футболе. На ее примере воспитываются целые поколения спортсменок. Она получила спортивный «Оскар» — «Венок почета» — за значительную роль в популяризации спорта, за продвижение культурных и этических ценностей. И уйти из спорта не могла по определению.
"Винер взяла меня с условием похудеть"
Благодаря чему она была сильнее всех? Как складывались отношения с Ириной Винер? Легко ли мужчинам было найти подход к главной красавице мирового спорта?
"Папа был футболистом, у него была база в Кибрае (поселок вблизи от Ташкента). Мы туда приходили. Приятно, когда на стадионе все думают, что твой папа звезда, про него хорошо говорят и тебя все тоже любят", — рассказывала Кабаева.
Мама Алины играла в баскетбол, сестра Лейсан тоже занималась гимнастикой и фехтованием, но, в отличие от будущей чемпионки, никогда к спорту не тяготела.
"Я могла часами танцевать дома. Объявляла сама себя: "Вот я, народная артистка, слова народные, музыка народная, Алина Кабаева".
В десять лет Алина успела выступить на международных соревнованиях за Казахстан. Из-за работы отца семья периодически меняла место жительства. Мама видела в дочери большой потенциал и поэтому повезла ее в Москву прицельно к Ирине Винер. Подальше от несправедливого отношения.
"В Ташкенте было тяжело. Если даже я выступала хорошо, а соперницы — плохо, они все равно становились первыми. То есть меня не любили", — вспоминала Алина.
Ирина Винер так рассказывала о домосковской жизни Кабаевой: "Алина, хотя и была маленькой, испытала много разочарований. Ее представляли как лягушонка. Она выступала хорошо, улыбалась, делала какие-то интересные вещи, но занимала места, далекие от любимого пьедестала. Она всем своим маленьким существом заслужила, чтобы приехать в Москву и тренироваться у нас и встретиться со мной".
Алина поражения переживала очень болезненно и все время плакала. Но перспективу переезда восприняла без энтузиазма.
"Когда мама сказала, что мы поедем в Москву, я не была очень рада. Не могла представить, как буду жить без бабушки. Потому что бабушка меня ужасно любила, а я ее особенно".
В Москве Кабаевой предстояло понравится Винер. И она справилась блестяще.
"Ирина Александровна сначала посмотрела меня у себя в номере, потом пригласила в зал и сказала: "Эту девочку я оставлю". С одним условием, если я похудею и буду в хорошей форме".
Следующие три дня на завтрак, обед и ужин Алина в буквальном смысле ела воду. Бутылка воды и ничего больше — даже от предложенных салатов она отказывалась.
"Мама уходила домой и плакала. Говорила: "Иду по этой дорожке, как подумаю, что ты там одна осталась — плохо становится".
Винер никогда не скрывала особенную симпатию к Кабаевой: "Алина всегда отрабатывала свой талант беспрекословно и с большой любовью. Поэтому она у меня была фаворитка. В плане работы. Я ее люблю за то, что она такая талантливая, умная, трудолюбивая и, самое главное, очень-очень красивая".
"Ирина Александровна меня очень хвалила. Особенно когда я похудела и стала все больше показывать результат. Как-то она похвалила и сказала: "А ты ведь еще умеешь улыбаться". Я стала улыбаться и никогда больше об этом не забывала.
"Никогда не показывала свои чувства"
В следующих цитатах прекрасно раскрывается спортивный характер Кабаевой.
- "Я никогда не смотрю на соперниц и не подстраиваюсь ни под кого. Тренируюсь как мне надо, встаю во сколько мне надо. Пусть под меня подстраиваются, если хотят".
- "Перед чемпионатом мира — 2001 меня хотели снимать для телевизионного фильма. Ничего не получилось — я отказалась. Я была не сердитая, я была в себе. Знала, что если вдруг проиграю, буду всех винить. Камеру, что за мной ходила, операторов, что снимали, всех буду винить. Я считала это плохой приметой и попросила меня не снимать. Интервью я всегда успею дать, а вот выиграть чемпионат мира могу не успеть".
В 2000 году равных Кабаевой в мире просто не было, поэтому она ехала в Сидней безоговорочным лидером. Но, неожиданно даже для себя, уронила обруч во втором упражнении многоборья и чудом удержалась на пьедестале. Победила другая гимнастка из России - Юлия Барсукова.
"На Олимпиаде в Сиднее была уверена, что выиграю. Все ставки были на меня. Когда уронила обруч, думала, что чокнусь. Не знала, как себя вести. Бежала за ним и думала: "Это сон". Закончила с улыбкой и никому не показывала свои чувства. И даже когда на свои оценки в мониторе смотрела, только о хорошем вспоминала. Я была рада, что золотая медаль ушла именно в Россию, то есть мы со своей задачей справились. Но когда я поняла, сколько людей на меня надеялись, а я их подвела, мне стало стыдно возвращаться в Москву. Но вышло наоборот. Все звонили и просили не бросать спорт".
"Я обязана была выиграть Олимпийские игры"
Алина и не бросила, хотя такие мысли поначалу действительно были: "Думала: брошу эту гимнастику, столько лет ей уже отдала. Но потом поняла, что мечта моя пока так и не сбылась. Мне всего восемнадцать. Я обязана выиграть Олимпийские игры".
Винер ценила в Кабаевой не только талант и трудолюбие, но и умение в нужный момент показать характер.
"После ошибки на чемпионате мира я сказала ей: "Ну вот, лапочка, и пришел твой момент истины. Если ты спортсменка, если ты Кабаева, значит, соберешься. А если ты сметана, значит, сметаной и умрешь". И она собралась", — рассказывала тренер.
"Я всегда мечтала хоть раз заплакать на пьедестале. Флаг, гимн России — такой торжественный и трогательный момент. Но у меня все равно огромная радость преобладает над всем остальным, и заплакать никак не получается".
Алина действительно больше не плакала. Даже взяв золото Олимпиады в Афинах спустя четыре года после сиднейского разочарования, она не пустила ни слезинки.
"Второй Алины в мире нет. Я считаю ее самой большой и яркой звездой в спорте и своей жизни. Лучше ее не было, нет и будет, может, только лет через 100", — говорила Ирина Винер.
За карьеру спортсменки Алина Кабаева выиграла олимпийское золото и бронзу, 15 золотых медалей чемпионатов мира и девять золотых медалей чемпионатов Европы. Гимнастика, которую она показывала, — женственная и технически сложная, требующая уникальной гибкости и выносливости, — до сих пор считается эталоном многими специалистами и поклонниками.