Найти в Дзене

Самый опасный и коварный перевал Алтая — Кату-Ярык или Как прокат машин запретил нам по нему спускаться

На пятый день мы запланировали поход в горы, к леднику. По плану — 2 часа на машине (мы заказали трансфер) и час трекинга в одну сторону. По плану мы должны были встать в 7 утра и в 8 выдвинуться в Курай. Но я проснулась и поняла, что нужно остаться на базе и немного отоспаться — почти не спала из-за высокой температуры. Досадно простудиться в первые дни поездки на Алтае, но, увы. Самое неприятное — именно в этот день должны были отключить свет с 9 утра и часов до 4, ничего в посёлке не работало, включая аптеки. Мы совершенно случайно узнали об этом, когда накануне покупали овощи на мини-рынке. Руководству базы было глубоко *кхм*, поэтому нас даже не предупредили. Как хорошо, что я предусмотрела вариант, что вместе с электричеством пропадёт и водоснабжение. Встала в 8 утра, умылась, съела из холодильника то, что могло пропасть, и уснула на добрых 5 часов. Когда проснулась, электричества не было до сих пор. И воды. Вообще нигде. Ни в кране, ни, простите, бачке унитаза. Не завидую турист

На пятый день мы запланировали поход в горы, к леднику. По плану — 2 часа на машине (мы заказали трансфер) и час трекинга в одну сторону. По плану мы должны были встать в 7 утра и в 8 выдвинуться в Курай. Но я проснулась и поняла, что нужно остаться на базе и немного отоспаться — почти не спала из-за высокой температуры. Досадно простудиться в первые дни поездки на Алтае, но, увы.

Фото автора
Фото автора

Самое неприятное — именно в этот день должны были отключить свет с 9 утра и часов до 4, ничего в посёлке не работало, включая аптеки. Мы совершенно случайно узнали об этом, когда накануне покупали овощи на мини-рынке. Руководству базы было глубоко *кхм*, поэтому нас даже не предупредили. Как хорошо, что я предусмотрела вариант, что вместе с электричеством пропадёт и водоснабжение. Встала в 8 утра, умылась, съела из холодильника то, что могло пропасть, и уснула на добрых 5 часов. Когда проснулась, электричества не было до сих пор. И воды. Вообще нигде. Ни в кране, ни, простите, бачке унитаза. Не завидую туристам, которые проснулись утром, а у них без предупреждения — ни воды, ни электричества.

Фото автора
Фото автора

Друзья вернулись к вечеру, и мы стали готовить хот-доги на костре. Мне сказали, что поездка была адовая и повторять её не хочется. Вроде как трансфером были буханки без какой-либо амортизации и ремней безопасности. На таком транспорте 2 часа по камням и ямам я бы точно удовольствия от поездки не получила. Так что, возможно, я не особо много потеряла в маршруте. К тому же, в горах было холодно и скользко (фото не мои, на телефоны друзей, поэтому качество так себе).

Фото автора
Фото автора

А вот на шестой день путешествия я снова присоединилась к маршруту! Мы вновь встали рано — нам предстояло преодолеть около 100 километров. Неподготовленному туристу кажется, что это всего-то час-полтора в пути, на деле приходится помножить на 2, а то и на 3. Местами дорогу, конечно, ремонтируют, но часть дороги — грунтовка или ужасная тёрка после грейдера. Да, на фото выше — это поворот дороги, плавно уходящей в ущелье, без каких-либо ограждений :) Ночью по такой я бы не рискнула ехать. Внизу — красивое озеро с необычным цветом воды. Вообще, до Кату-Ярык много красивых озёр, но большая часть дороги скучная, почти нет достопримечательностей.

Фото автора
Фото автора

Мы останавливались по пути, но совсем редко. Не могу объяснить, но именно по пути Акташ — Кату-Ярык не ощущалось душевного спокойствия. Так, мы проехали мимо Красных Ворот, мимо озера Чейбеккёль. Вот смотришь на него — обычное озеро, пусть и с тёмной водой, но становится от него не по себе. Уже потом в сети нашла легенды об этом "мёртвом" озере, где не водится никакая рыба, ни растения. Якобы, высокое содержание ртути, но учёные опровергли это. Местные пугают злыми духами. Я вообще со скепсисом отношусь к такого рода байкам, но действительно чувствовала, как мне не по себе от этого озера, даже когда мы просто проехали мимо. Купаться тут также не рекомендуется. Интересно, почему?

Фото автора
Фото автора

Позже мы останавливались ещё в паре мест, включая небольшой склон у леса. И находясь в этом лесу мне также было не по себе.

Фото автора
Фото автора

Мне привычно, когда в любой час дня ты приходишь в лес и слышишь треск веток, ветер в кронах, шорох животных и птиц, пение. А здесь ни-че-го, вообще ни одного постороннего звука, будто ты в какой-то камере сенсорной депривации.

Фото автора
Фото автора

К обеду мы добрались к перевалу. Кату-Ярык считается одним из самых опасных и крутых перевалов на Алтае, тут же дежурят эвакуаторщики для горе-автомобилистов, которые переоценят себя.

Фото автора
Фото автора

Внизу, в долине реки Чулышман есть одиночные базы, но весьма автономные — начинается настоящие дикие места с минимальным уровнем цивилизации. Новый, более безопасный перевал в процессе стройки, но когда его закончат — неизвестно.

Фото автора
Фото автора

Перепад высоты Кату-Ярык — более 500 метров, протяжённость — 3.5 км, уклон перевала 70%. Нам на арендованной машине спускаться здесь запретили, кек, поэтому после небольшой прогулки наверху мы поехали обратно в Акташ.

Фото автора
Фото автора

А вы бы рискнули здесь спуститься? Продолжение следует...