Выбор жениха для принцессы – дело ответственное, тем более если это урождённая инфанта Испанская. Из четырёх дочерей короля Филиппа III выжили только две. Старшую Анну он выдал замуж за Людовика XIII, когда ей исполнилось 14 лет. Но наш рассказ не о прославленной Александром Дюма королеве Анне Австрийской, а об её младшей сестре, менее известной, но более прекрасной Марии Анне Испанской.
Юная невеста
С замужеством Марии Анны тоже тянуть не собирались. И обручили её в самом нежном возрасте. С кузеном, юным Иоганном Карлом, старшим сыном эрцгерцога Фердинанда Штирийского. Почему выбор пал на отпрыска всего лишь эрцгерцога? Дело в том, что Фердинанд был кузеном и наследником бездетного императора Священной Римской империи.
Этот брак устраивал все заинтересованные стороны. Однако, человек предполагает, а Бог располагает. Иоганн Карл не прожил на этом свете и 15 лет. Но очень скоро появился новый претендент на руку Марии Анны.
Крошка Карл и Стинни
Король Англии Яков I давно мечтал женить сына на инфанте. Союз с Испанией ему был необходим. Испанцы же кормили короля туманными обещаниями. Вполне возможно, мол, что отдадим за вашего сына Анну. В итоге Анна стала французской королевой. Ну ничего, есть ещё одна дочка. Вот её и отдадим за принца Карла. Возможно. И приданое дадим огромное, только подождите, обговорить всё нужно обстоятельно, такие вопросы быстро не решаются. Инфанта – католичка, принц – протестант, на их брак нужно разрешение папы римского.
Скончался отец Марии Анны, королём Испании стал её брат – Филипп IV. Брачные переговоры всё продолжались и не видно было им ни конца ни края. Тогда английский король пошёл на крайние, для него, меры. Он выпустил из тюрем всех папистов-рекузантов. Чем шокировал, разумеется, своих подданных. Зато испанский двор был в восторге. Дело пошло на лад и, кто знает, возможно, этот брак и состоялся бы, но…
Крошке Карлу (так называл своего наследника король Яков) надоело ждать. Он был наслышан о красоте инфанте и влюблён в неё заочно. Огня в масло подливал любимец короля Бэкингем (да, тот самый). Именно он подбил принца на небывалый и рискованный поступок – отправиться в Мадрид и лично просить руки прекрасной испанки.
Король был не в восторге от этой затеи, но уступил. Он не мог отказать ни любимому сыну, ни тем более Бекингему – его милому Стинни.
Путешествие в Испанию
Крошка Карл и Стинни инкогнито отправились в путь и благополучно прибыли в Мадрид. Их появление изумило испанский двор, но это изумление было приятным. Филипп IV встретил английского принца буквально с распростёртыми объятиями. Карлу вручили золотой ключ от королевских покоев. В его честь ежедневно проводились празднества. Даже объявили амнистию всем заключённым.
С крошкой Карлом обращались как с монархом величайшей державы. И всё же лишь через месяц ему позволили увидеть ту, ради которой он совершил это рискованное путешествие. Разумеется, на официальной аудиенции, в присутствии королевы и придворных. Красота шестнадцатилетней инфанты поразила Карла. Он совершенно потерял голову. Но для Марии Анны этот симпатичный, невысокий, хрупкий и слегка заикающийся юноша был всего лишь еретиком.
Шли месяцы, брачный договор так и не был подписан. Английской стороне пришлось пойти на значительные уступки. Яков I боялся, что его любимые крошка Карл и Стинни никогда уже не вернутся. Ему непрозрачно намекнули, что недостаточно выпустить английских католиков из тюрем. Нужно позволить им беспрепятственно исповедовать свою религию. Король вынужден был согласиться. Ведь на другой чаше весов было: благополучное возвращение наследника престола и Бэкингема на родную землю, долгожданный союз с Испанией, приданое инфанты (невиданное по тем временам – 2 миллиона песет), плюс возвращение Пфальца Фридриху V – зятю Якова.
Кроме того, при мадридском дворе надеялись уговорить принца Карла перейти в католическую веру. Он же боялся отказать (и потерять инфанту), но менять веру, разумеется, не собирался. Тогда в брачный договор включили ещё одно условие: инфанта покинет Испанию только через год после свадьбы. Её супруг, естественно, останется с ней, если захочет.
Этот срок, правда, быстро сократили двое, однако Карл понял, что он в тупике. Его ни к чему не принуждают, но постоянно в чём-то убеждают. Инфанту он практически не видит. И снова Бекингем подливал огня в масло. Только теперь он убеждал принца отказаться от этого брака. Фавориту английского короля стал не нужен союз с Испанией.
Сдержанный и скромный крошка Карл, как говорится, пришёлся ко мадридскому двору. Там по достоинству оценили миролюбивый характер принца. А вот Стинни невзлюбили. Всему виной были необузданность, надменность и наглость Бекингема. Он умудрился испортить отношения со многими, включая графа-герцога Оливареса, первого министра Испании.
Карл всё же подписал брачный договор. Инфанта получила титул принцессы Уэльской и стала изучать английский язык. Через месяц её жених отправился в Англию и спустя некоторое время договор был расторгнут.
Счастливое замужество
Инфанта Мария Анна вышла замуж в 24 года. Традиционно для Габсбургов – за своего кузена и младшего брата первого жениха. Её супруг Фердинанд был тогда королём Венгрии и Чехии, а через 6 лет занял престол Священной Римской империи. Как и крошку Карла его поразила красота Марии Анны. Это была любовь с первого взгляда. Они счастливо прожили 15 лет.
Через полтора года после путешествия в Испанию Карл всё же женился на католичке. Его супругой стала пятнадцатилетняя Генриетта Мария, младшая сестра короля Людовика XIII.