Найти в Дзене

Храм Вознесения в селе Борщево. Тверской епископ Варлаам и редкий придел Грузинской иконы

Вознесенская церковь в с. Борщево под Клином в советские годы не закрывалась. Это редкий для Подмосковья храм, в котором есть придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. В прошлом с. Борщево относилось к Тверской епархии, а с конца XVI века и до секуляризации церковных земель являлось вотчиной архиепископа Тверского. В старину Борщево называлось также Арбеневым. Оба названия произошли, вероятно, от фамилий землевладельцев – Арбеневых и Борщевых. Основателем рода Борщевых был живший в конце XV века Василий Иванович по прозвищу Борщ. Но у села было и третье название – Вознесенское, по существовавшей здесь деревянной церкви Вознесения Господня. До 1580 года село перешло от Арбеневых в вотчину архиепископа Тверского, и с тех пор почти двести лет история Борщева была связана с Тверской кафедрой. В документах XVI- XVII вв. встречаются имена трех епископов Тверских: Симеона, Сергия и Варлаама. Преосвященный Симеон стал архиепископом Тверским в 1676 году, а до этого был архимандритом Юрьев

Фото: Антон Саков
Фото: Антон Саков

Вознесенская церковь в с. Борщево под Клином в советские годы не закрывалась. Это редкий для Подмосковья храм, в котором есть придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. В прошлом с. Борщево относилось к Тверской епархии, а с конца XVI века и до секуляризации церковных земель являлось вотчиной архиепископа Тверского.

В старину Борщево называлось также Арбеневым. Оба названия произошли, вероятно, от фамилий землевладельцев – Арбеневых и Борщевых. Основателем рода Борщевых был живший в конце XV века Василий Иванович по прозвищу Борщ. Но у села было и третье название – Вознесенское, по существовавшей здесь деревянной церкви Вознесения Господня. До 1580 года село перешло от Арбеневых в вотчину архиепископа Тверского, и с тех пор почти двести лет история Борщева была связана с Тверской кафедрой.

-2

В документах XVI- XVII вв. встречаются имена трех епископов Тверских: Симеона, Сергия и Варлаама. Преосвященный Симеон стал архиепископом Тверским в 1676 году, а до этого был архимандритом Юрьева монастыря в Новгороде. В 1681 году он, вероятно, скончался, приняв перед смертью схиму с именем Симон. Второй из этого списка - владыка Сергий - был настоятелем Борисоглебского монастыря в г. Торжке. В 1682 году патриарх Иоаким возвел его в сан епископа Тверского и Кашинского. Преосвященный Сергий перестроил Спасо-Преображенский собор в Твери (снесен в 1930-е годы). Владыка Сергий умер в 1704 году в Отроч Успенском монастыре.

Более известен третий упоминавшийся в документах иерарх – епископ Варлаам Коссовский. Он известен как первый архиерей, скончавшийся после учреждения Синода, а также как первый православный иерарх «переступивший Ангару»: в 1707 году он был назначен управлять приходами в отдаленных землях в Иркутске и Нерчинске.

-3

Варлаам родился в Киеве в семье купца. Учился в Киево-Могилянской коллегии и, возможно, в западных иезуитских школах, так как знал греческий, польский и латинский. Архимандрит Варлаам был в числе многих малороссийских священнослужителей, которые заняли важные церковные должности в России после воссоединения с украинскими землями в 1654 году, и особенно – в царствование Петра I. Царь Петр считал киевских схоластиков по-европейски просвещенными и даже ценил выше «московских невежд» при назначении на кафедры и в монастыри. В XVIII столетии сложилась так, что среди епископов российских епархий насчитывалось почти 100 архиереев по происхождению украинцев.

Варлаам Коссовский приехал в центральную Россию в 1702 году вместе со своим земляком Филофеем Лещинским, назначенным позднее митрополитом Сибирским. Сначала Варлаам стал архимандритом в Тобольске, а в 1707 году упомянутый земляк митрополит Филофей добился назначения Варлаама своим викарием в Иркутске. Плодами недолгого управления Варлаамом приходами в Забайкалье стало рукоположение священников из числа местных жителей, освящение Тихвинской церкви в Иркутске и основание первого в городе каменного храма. Вернувшись в Москву в 1714 году, благодаря покровительству Стефана Яворского, Варлаам был назначен на Тверскую кафедру. В 1720 году незадолго до кончины Варлаам был переведен в Смоленск.

-4

Примерно треть сел и деревень Клинского уезда, согласно документам XVII века, была владениями монастырей или Тверского Архиерейского Дома. В 1764 году все эти земли, включая и село Борщево, отошли государству - Коллегии Экономии. С 1775 года борщевские крестьяне подчинялись Казенной палате, а с 1837 года – палате Государственных имуществ. У них была большая личная и экономическая свобода, чем других крестьян. Вероятно, это обстоятельство сыграло роль в том, что в 1834-1840 годы на средства прихожан был построен богатый и масштабный по сельским меркам каменный храм Вознесения Господня с двумя приделами: святителя Николая Мирликийского и Грузинской иконы Пресвятой Богородицы.

-5

До 1917 года в Подмосковье было три храма с престолами, освященными в честь Грузинской иконы: в усадьбе Кривякино (теперь в черте города Воскресенска), в селе Якшино (городской округ Чехов) и в селе Борщево под Клином. Кривякинский храм не действует и находится на территории музея. Церковь в Якшино снесли в 1950-е годы, а нынешний храм был построен заново около двадцати лет назад. Таким образом, Вознесенский храм в Борщево с приделом Грузинской иконы Божией Матери является единственным историческим храмом со столь редким посвящением придела.

Первообраз Грузинской иконы находился в Красногорской обители Пинежского уезда Архангельской губернии. По преданию, он был вывезен из завоеванной персами Грузии в 1622 году. Персы похитили многие христианские святыни во время правления шаха Аббаса, а затем некоторые из них продали набожным русским купцам. Среди этих икон была и Грузинская икона Пресвятой Богородицы. В 1625 году икону купил приказчик ярославского торговца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Сам купец Лыткин несколько раз во сне получал указ от Господа привезти грузинскую икону в Красногорский архангельский монастырь. Лыткин исполнил повеление, и с тех пор икона прославилась многочисленными чудесами. Первым чудом было исцеление глухого и слепого монаха. Слава о чудесном образе прошла по всей России, а в 1650 году патриарх Никон установил празднование этой иконе (22 августа по старому стилю).

-6

В Москве несколько лет спустя появились свои два чудотворных списка Грузинской иконы: в церкви Троицы в Никитниках у Варварских ворот и в Алексеевском монастыре. В 1654 году в Москву из Красногорской обители для обновления красок была временно принесена чудотворная Грузинская икона. Серебряных дел мастер по фамилии Евдокимов, у которого был тяжело болен сын, просил разрешить перенести чудотворный образ к себе домой. Образ перенесли, и после молебна сын Евдокимова исцелился. В благодарность Божией Матери за это чудо, мастер заказал точную копию Грузинской иконы, которую затем и поместили в Троицкой церкви у Варварских ворот Китай-Города.

Образ Грузинской Божией Матери в ограде храма
Образ Грузинской Божией Матери в ограде храма

В 1654 году появился и второй московский список Грузинской иконы - в Алексеевском женском монастыре. Одна из монахинь была при смерти от заразной болезни и умоляла принести ей образ Грузинской Божией Матери из Троицкой церкви. Никто не исполнил ее просьбы, однако во сне ей явился некий святой, который подсказал ей найти точно такой же образ в самом Алексеевском монастыре. Услышав утром рассказ больной, инокини обители стали искать икону и нашли ее в нише стены в ризнице. По молитве у этого образа монахиня исцелилась, как и многие другие больные и страждущие.