Если кто-то вдруг пропустил первую часть обзора картин российского художника Александра Дейнеки, он может начать изучать его биографию и искусство вот на этой странице.
10 картина. «Текстильщицы»
- Дата создания: 1927 год
- Размеры: 171 х 195 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Александр Дейнека был одним из тех, кто полностью посвятил своё творчество Стране Советов. Молодое государство, грезившее о переустройстве мира, о формировании нового человека, требовало от деятелей искусства отражать в своих произведениях новое, прогрессивное мировосприятие, создавать образ человека – строителя коммунизма. Тема труда стала одной из основных тем в творчестве Дейнеки. Он хотел, следуя его собственному признанию, рисовать так:
«Чтобы в каждом рабочем или колхознике, в его работе, в окружающей его обстановке чувствовалось величие и мощь общего движения вперёд».
Картина «Текстильщицы» в полном объёме воплощает этот замысел. Это, действительно, «новый труд, увиденный совершенно новыми глазами». Внимание наблюдателя, прежде всего, захватывает обилие геометрически правильных деталей, выполненных в единой серебристо-серой цветовой гамме. Станки, бобины, вращающиеся в них, сходящиеся к большому окну линии потолка и пола – всё создаёт впечатление упорядоченности, подчинённости общему ритму действий. Небольшой участок цеха выглядит как часть огромного целого. Ровный свет, наполняющий картину, преобладание светлых тонов подчёркивают, насколько чист, светел, рационально устроен этот мир «нового труда», в нём нет ни беспорядка, ни суеты, ни случайных деталей, нет даже теней.
Девушки-ткачихи органично вписываются в атмосферу этого мира. Они одеты в одинаковые лёгкие, белые платья, волосы у всех собраны в аккуратный пучок на затылке, их движения подчинены общему порядку действий. Стройные девушки с одинаково серьёзным, сосредоточенным выражением на лицах выглядят как неотъемлемая составляющая этого технологического процесса.
И всё же Дейнека сумел показать, что человек – не просто винтик в бездушном механизме. Ему удалось передать точность, уверенность движений молодых работниц. Их босые ступни твёрдо опираются на пол. А в центре полотна происходит самое настоящее волшебство: ткачиха, видимо, связывает оборвавшуюся нить, и бобина словно висит, вопреки законам физики, в воздухе прямо перед ней. Девушки не просто участницы механического процесса, они здесь хозяйки, они создают, формируют и направляют общее движение. Такова, по мнению Дейнеки, роль человека в новом, механизированном индустриальном мире.
11 картина. «Беседа Колхозной Бригады»
- Дата создания: 1934 год
- Размеры: 128 х 176 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)
Картина «Беседа Колхозной Бригады» создавалась как часть внутренней росписи в здании Народного Комиссариата Земледелия. Она воспевала новую, счастливую жизнь советской деревни, формировала в сознании общества образ нового человека – строителя нового мира. Страну, провозгласившую власть пролетариата основой государственного устройства, жизнь крестьян не слишком интересовала. Однако идеология требовала отражать перемены, происходящие в дерене. Картина кисти Дейнеки полностью соответствует этой тенденции.
О благополучной жизни колхозников нам говорят, в первую очередь, улыбающиеся, ничем не омрачённые лица собравшихся. Все они одеты в светлую одежду розовых, голубых и желтоватых тонов. Это создаёт ощущение праздничности, чистоты, радости жизни. Бригада внимательно слушает докладчика, неловко держащего в натруженных руках какие-то бумаги. Молодые люди улыбаются, щурятся от яркого солнца. Более взрослые члены бригады сохраняют серьёзность.
Среди колхозников выделяется седая женщина, сидящая в центре. На её шее чёрный платок – традиционный символ печали. Это единственное тёмное пятно на картине. Кажется, что она погружена в свои, не слишком радостные мысли, и смотрит не на выступающего, а в пустоту мимо него. О значении этой трагической фигуры, её поникших плеч, бессильно лежащих на коленях рук, велось много споров. Художнику даже предлагали убрать старушку с полотна. Но он отказался.
Согласно традициям социалистического реализма, дети (олицетворение будущего) должны были присутствовать на подобного рода коллективных портретах обязательно. На картине Дейнеки эту функцию осуществляют малыш на руках матери, (упитанный, светловолосый, одетый в белое) и мальчик лет десяти рядом с сидящим отцом. На его шее пионерский галстук. Отец прижимает мальчика к себе. Его левая рука, направленная к правому плечу ребёнка, повторяет движение матери, стоящей прямо за ним со своим малышом на руках. Параллельность этих жестов формирует представление о крепкой связи между поколениями, об ответственности взрослых за будущее своих детей.
Позади людей, почти на линии горизонта мы видим сияющее белизной каменное здание нового коровника под красной крышей – материальное свидетельство перемен к лучшему. По направлению к нему по склону холма движется стадо тучных коров. За коровником, на фоне зелени, возвышается ещё одно белое здание. Может, это школа, может – клуб. Справа от центра по контрасту с ними расположено некое строение (сарай или курятник), приземистое деревянное здание, потемневшее от времени. Живописец соединил на своём полотне прошлое, настоящее и будущее, однозначно утвердив торжество над прошлым и устремлённость в будущее.
12 картина. «На Стройке Новых Цехов»
- Дата создания: 1926 год
- Размеры: 209 х 200 сантиметров
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Первые десятилетия существования Страны Советов изобразительное искусство находилось в поиске новых форм, необходимых для отражения новой жизни. Александр Дейнека был в передовом отряде сего движения. Конструктивизм казался наиболее отвечающим требованиям наступавшего технического прогресса. Дейнека, как многие молодые художники, видел в быстро возводимых заводских цехах, появляющихся технических новинках, ускорившемся ритме жизни, возможности для творческой реализации.
Ажурные конструкции строящегося цеха стали задним фоном для картины Дейнеки под названием «На Стройке Новых Цехов». Ими заполнена вся верхняя часть полотна. Эти кажущиеся лёгкими металлические фермы уходят вдаль, создавая перспективу, открывая своеобразный выход к синему небу. Однако нижняя и левая часть холста окрашены в густой чёрный цвет, схематически обозначая твёрдую почву под ногами работающих женщин – землю, из которой словно вырастают ажурные фермы. Полотно разделено на две неравные части. У каждой из изображённых на нём женщин своё пространство, своя перспектива. Но это ещё не всё. Правый край картины вовсе не окрашен. За фигурой откатчицы цвет исчезает. Бледный, нейтральный фон пересекают только линия рельса у босых ног женщины и геометрический узор конструкций за её спиной.
Человек и человеческое тело неизменно привлекали Дейнеку. В своих картинах он стремился вписать человека в мир, где торжествует технический прогресс, мир стали и бетона, станков, шоссейных и железных дорог, автомобилей и самолётов. В образе женщины-откатчицы зритель может видеть мощь и красоту человеческого тела в момент напряжения всех мышц. Этот образ – воплощение античного идеала телесной гармонии, сочетание красоты, ловкости движений, силы.
Девушка, изображённая на левой части холста, совсем другая. Радостная улыбка, мечтательный взгляд, лёгкое белое платье, создают образ, далёкий от земных тягот, от физического труда. Лёгкость, почти невесомость этого образа явно противопоставлены тяжеловесной фигуре работницы, над которой она возвышается. Однако по мысли Дейнеки, новый мир, строительству которого и посвящена сия картина, будет принадлежать им обеим: и человеку труда, и человеку духа.
13 картина. «Автопортрет»
- Дата создания: 1948 год
- Размеры: 175 х 110 сантиметров
- Место нахождения: Курская Государственная Картинная Галерея имени Александра Александровича Дейнеки (Курск, Россия)
«Автопортрет» Александра Дейнеки сохраняет для нас облик одного из классиков советской живописи. Кроме того, портрет убедительнейшим образом показывает, что основоположник социалистического реализма в живописи сам в полной мере соответствовал всем основным тенденциям данного направления. Советский человек, отвечая требованиям коммунистической идеологии, должен был быть воплощением гармонии тела и духа. Именно таким и выглядит человек на портрете.
Живописец не стал изображать себя за мольбертом, погружённым в размышления или охваченным вдохновением. О том, что перед нами художник, косвенно свидетельствует лишь прислонённый к стене подрамник, покрытый белой бумагой. Увлекавшийся боксом, Дейнека стоит, как кажется, в боксёрской стойке, выдвинув одну ногу вперёд, расправив плечи, глядя прямо перед собой.
Возможно, он только что закончил разминку, после чего набросил на себя халат и взял полотенце, собираясь в душ. Его мускулистое, стройное тело сохраняет внутреннюю динамику. Мужчина стоит, но, кажется, что он в любую секунду будет готов начать движение. На его ногах – спортивная обувь, руки лежат на талии. Обнажённый торс, подтянутый живот, мускулистые плечи и стройные ноги выдают в нём именно спортсмена.
Не менее примечательно и лицо художника. Короткая стрижка обрамляет строгие, мужественные черты лица, обращённого к зрителю. Человек на портрете уже не молод (ему почти пятьдесят), и в его облике чувствуется немалый жизненный опыт. В уверенном, прямом взгляде светится мысль, внутренняя убеждённость в своей правоте. Плотно сжатые губы и волевой подбородок говорят об упорстве и целеустремлённости. Это лицо человека с сильным характером, с проверенной временем нравственной позицией, твёрдыми убеждениями.
Задним фоном для портрета послужила обычная комната, не богатая деталями интерьера. Стена за художником окрашена в неяркий жёлтый цвет. Под его ногами – светлый ковёр с неярким и не слишком пёстрым рисунком. У стены – низкая лежанка под розовым покрывалом. На ней – пёстрая подушка с геометрическим узором и книжка с белой обложкой. Эти немногочисленные детали наполняют полотно теплотой домашнего уюта, одновременно свидетельствуя о неприхотливом вкусе хозяина квартиры.
14 картина. «Юность»
- Дата создания: 1961 год
- Размеры: 130 х 234 сантиметра
- Место нахождения: Азербайджанский Национальный Музей Искусств (Баку, Азербайджан)
Тема спорта, неразрывно связанная с темой юности, была одной из важнейших в живописи периода социалистического реализма. Понятно, что один из патриархов этого направления Александр Дейнека уделил данной теме много внимания. Спорт предоставлял художнику самые широкие возможности. Он, следуя традициям античности, изображал сильное, гармонично развитое, мускулистое тело человека, воссоздавал на своих полотнах напряжение спортивной схватки, воспроизводил движения и эмоции игроков и зрителей, показывал целеустремлённость, энергию и волю человека.
На картине «Юность», отличающейся редкой для Дейнеки горизонтальной композицией, запечатлён момент, когда спортсменка, преодолевая, кажется, все законы тяготения, зависла над планкой, исполняя прыжок в высоту с шестом. Красно-синяя планка делит полотно на две части. Над ней – тёмно-сизое небо с редкими кучевыми облаками, а в нижней части холста – пустые спортивные трибуны и зелёное поле стадиона. В левом нижнем углу творения своей очереди ожидает другая прыгунья, сжимающая в руке шест. Вдали зритель видит тёмно-зелёную полосу леса, рядом с трибунами несколько больших елей. Видимо, стадион находится за чертой города.
Девушка словно парит на фоне неба, её фигура вознесена над стадионом, над елями, над полоской леса на горизонте. Лицо спортсменки сосредоточено, но спокойно: она уверена в своих силах. Загорелые, стройные тела обеих спортсменок, их яркие майки, обилие солнечного света, создают жизнеутверждающую, радостную атмосферу картины.
Небо за фигурой преодолевающей планку прыгуньи перечёркнуто белым следом летящего самолёта. Дейнека словно приравнял её прыжок к полёту. Невидимый нами самолёт и девушка-спортсменка находятся в одном пространстве. Это в какой-то степени объясняет название картины. Юность – самое время для полёта, время свершений и побед.
15 картина. «Баскетбол»
- Дата создания: 1962 год
- Размеры: 100 х 75 сантиметров
- Место нахождения: Музей Изобразительных Искусств (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край, Россия)
Тема спорта проходит через всё творчество Дейнеки. Она, напрямую связанная с темой молодости, темой счастливой жизни советского человека, предоставляла художнику множество возможностей. Наряду с полотнами, выполненными в реалистической манере, на которых классик социалистического реализма, подобно античным ваятелям, показывал красоту человеческого тела, в его творческом наследии много картин, созданных в декоративном, предельно условном ключе.
Произведение «Баскетбол» относится именно к таким. Картина больше похожа на иллюстрацию к детской книге. Всё внимание наблюдателя сосредоточено на участке баскетбольной площадки возле щитка, где разворачивается острый эпизод игры. Эта часть зала ярко освещена. Всё остальное погружено в темноту. Фигуры девушек-баскетболисток в красных и синих майках имеют одинаковые пропорции, их лица похожи, они лишены индивидуальности. То же касается и интерьера спортивного зала, в котором проходит командная игра. Художнику не было важно точное воспроизвести обстановку. Он лишь условно обозначил некоторые приметы места действия: освещение под высоким потолком, разметку на полу зала, щиток с кольцом в правом верхнем углу холста.
Даже в такой условно-иллюстративной манере Дейнеке удалось передать напряжение спортивной схватки, стремительность движений, энергию молодости. Две из пяти изображённых девушек показаны, словно в полёте. Одна из них в прыжке пытается забросить мяч в корзину, а её соперница старается не допустить этого. Это самые выразительные образы на полотне. Их фигуры, зафиксированные в полёте, их стремительные движения, их сосредоточенные лица – прекрасны.
Красота и динамика спортивной борьбы, её напряжение, накал страстей, воспроизведены здесь в полной мере, хотя и в далёком от реализма ключе. Другие спортсменки, изображённые ниже своих подруг, подчёркивают напряжённость их схватки, будто приподнимающей баскетболисток над площадкой. В целом, это яркая, исполненная динамики картина, демонстрирующая зрителю красоту спорта, энергию молодости, безграничность возможностей человека, воодушевлённого высокой целью.
16 картина. «Вратарь»
- Дата создания: 1934 год
- Размеры: 119 х 352 сантиметра
- Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)
Гармонично развитое, красивое, сильное человеческое тело привлекало Дейнеку, как художника. Это было в духе времени. Ведь человек нового мира, к построению которого так стремилась Страна Советов, должен был быть развит физически не в меньшей степени, чем духовно. Развитие спорта было одним из приоритетов в работе партии. А прославлять спорт и показывать его красоту, в итоге стало задачей изобразительного искусства. Александр Дейнека сам занимался боксом и немало своих картин посвятил спортивной тематике. Персонажи его полотен играют в баскетбол, хоккей и футбол, бегают, прыгают, мчатся на лыжах и коньках. Художник любил и умел изображать человеческое тело в момент напряжения всех мышц, в движении.
Горизонтальная композиция картины «Вратарь» весьма необычна. Дейнека изобразил своего героя с непривычного ракурса, как бы из-за футбольных ворот, в момент прыжка. Фигура вратаря, бросившегося навстречу мячу, направлена вверх и делит полотно по диагонали. В нижнем правом углу произведения наблюдатель видит подошвы его бутс. В верхнем левом – мяч, которого вот-вот коснутся пальцы спортсмена. Начавший свой прыжок за пределами картины, он, как кажется, через секунду покинет полотно и вылетит за его раму.
Картина воспроизводит острый момент игры, когда всё внимание болельщика сосредоточено на том, от кого зависит её исход. Происходящее словно увидено глазами заинтересованного зрителя. Время замирает, и фигура вратаря застывает в прыжке. Он устремлён вперёд, к своей цели, он является воплощением упорства в достижении результата, ради которого способен совершить даже невозможное.
По сравнению с этой летящей на фоне неба фигурой, маленькими и незначительными кажутся образы двух других игроков. Художник сознательно нарушает перспективу, придавая футболистам и рощице на правой стороне холста уменьшенные размеры. Сознательно он приближает к нам линию горизонта. Из-за этого прыжок вратаря превращается в полёт над землёй.
17 картина. «Пионер»
- Дата создания: 1934 год
- Размеры: 86 х 96 сантиметров
- Место нахождения: Курская Государственная Картинная Галерея имени Александра Александровича Дейнеки (Курск, Россия)
Александр Дейнека был ярчайшим представителем социалистического реализма в живописи. Его стиль, сочетавший реалистичность с откровенной идеализацией, служил образцом для современников и следующего поколения художников. Темы творчества Дейнеки тоже в большинстве случаев были идеологически правильными, отражали требования времени. Одной из таких была тема авиации, в которой реализовывалось представление молодой Советской республики о техническом прогрессе и безграничными возможностями, связанными с ним.
Картина «Пионер», написанная им в 1934 году – в ранний период творчества художника – предвосхищала тот замысел, который намного масштабнее реализовался в работе под названием «Будущие Лётчики». На полотне зритель видит мальчика, сидящего на низенькой табуретке. Он следит взглядом за летящими на фоне гор самолётами. Дейнека, как и в картине «Будущие Лётчики», напрямую связал мечту о полёте с детством, с тем временем, когда самые смелые фантазии кажутся исполнимыми. Кроме того, образ ребёнка, олицетворяющий собой будущее, сам по себе был символом высокой цели, которую провозглашало советское правительство: новое будущее для нынешнего поколения детей. Будущее, в котором будут доступны абсолютно все вершины, открыты все дороги.
Босой мальчуган, одетый только в трусики, выглядит особенно трогательным и беззащитным на фоне гор, поднимающихся на заднем плане полотна. Короткая стрижка, длинные ресницы над по-детски пухлыми щёчками, чуть приоткрытые губы – всё лицо мальчика, как и его поза, не отражает привычное советское представление о пионере, как о сознательном, энергичном, проникнутом духом времени юном борце за новый мир.
Если бы не название картины, никто бы и не подумал, что мальчик – пионер. С натяжкой об этом может свидетельствовать книга в красной обложке, лежащая у ног героя. В целом, это далёкий от официоза образ. Композиционно фигура ребёнка словно приподнята над обыденностью. Горы, на фоне которых он изображён, не выше его. Даже самолёты, за которыми он наблюдает, помещены художником на уровне его глаз.
Слово «пионер» значит «первый». Это название Дейнека дал своему произведению не случайно. Этот малыш будет одним из тех, кому суждено вырасти уже в новых условиях, кому откроются все пути для воплощения своей собственной детской мечты.
18 картина. «Мирные Стройки»
- Дата создания: 1960 год
- Размеры: 180 х 160 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Полотно «Мирные Стройки» – это ярчайшее воплощение социалистического реализма – метода, отвечающего требованиям Коммунистической идеологии. Картина выполнена в духе эпохи индустриализации, великих строек. Она отражает собой романтические представления о вдохновляющем труде, о людях, которые заняты построением совершенно нового мира.
Дейнека часто изображал людей в движении. Его полотна, как правило, полны динамики, и стройка предоставляла для этого очень много возможностей. Молодые строители заняты установкой тяжёлых бетонных плит, но в их позах не видно ни усилия, ни напряжения. Их движения свободны, уверенны, легки. Труд для молодых людей естественен, не утомителен, не тяжёл.
Молодые люди одеты в рабочую одежду, удивляющую разнообразием и яркостью цветов, создающую атмосферу праздничности. Лица молодых рабочих одинаково серьёзны. Они сосредоточены на деле, но в строгих, правильных чертах их лиц не заметно усталости или недовольства. Таковы в изображении Дейнеки строители нового мира – молодые, красивые, энергичные, вдохновлённые возможностью внести свой вклад в создание будущего.
Плодотворность труда персонажей картины косвенно подтверждается зданием, изображённым с правой стороны полотна. Видимо, стройка, которой они сейчас заняты – только часть грандиозного плана – целого комплекса жилых или промышленных зданий, возводимых на окраине города. Зелёные поля внизу холста, полоса леса на горизонте, ели, растущие рядом со строительной площадкой, лишь подтверждают, что эти места ранее застроены точно не были.
Строители изображены на фоне голубого неба. Их работа проходит на высоте. Видимо, они возводят уже не первый этаж здания. Ощущение простора усиливается висящими в воздухе бетонными плитами, вздымающимися к облакам подъёмными кранами на заднем плане произведения. Волосы девушек развевает ветер. Простор, низкая линия горизонта, высокое небо, ветер – всё это традиционно присутствует на картинах Дейнеки, символически означая безграничность возможностей, свободу и счастье.