Найти в Дзене

Венеция Клода Моне. «Заметает ветерок соленый черных лодок узкие следы…»

В этот день, 14 ноября, в 1840 году родился Клод Моне – французский живописец, один из основателей импрессионизма и мой любимый французский импрессионист.
Его работы из Живерни с изображением сада и пруда знакомы многим. Но сегодня я хочу рассказать о менее известной странице в творчестве художника. В 1908 году 68-летний Моне вместе с супругой Алисой отправился в Венецию. Эта поездка вдохновила мастера на создание целой серии удивительных полотен. На фотографии художник запечатлен со своей супругой Алисой на знаменитой площади Сан Марко в 1908 году. Во время своего пребывания в Венеции они жили на Гранд-канале, откуда открывался прекрасный вид на город. Алиса писала дочери: «Рада видеть Моне таким страстным, делать такие прекрасные вещи, между нами нечто иное, чем те же старые водяные лилии». Живописец был очарован Венецией. Его поездка затянулась более чем на два месяца. Художник, как и прежде работал над несколькими полотнами одновременно, переходя от одного к другому по мере измене

В этот день, 14 ноября, в 1840 году родился Клод Моне – французский живописец, один из основателей импрессионизма и мой любимый французский импрессионист.
Его работы из Живерни с изображением сада и пруда знакомы многим. Но сегодня я хочу рассказать о менее известной странице в творчестве художника.

В 1908 году 68-летний Моне вместе с супругой Алисой отправился в Венецию. Эта поездка вдохновила мастера на создание целой серии удивительных полотен.

На фотографии художник запечатлен со своей супругой Алисой на знаменитой площади Сан Марко в 1908 году.

Клод Моне с женой Алисой на площади Сан Марко, Венеция, октябрь 1908 года
Клод Моне с женой Алисой на площади Сан Марко, Венеция, октябрь 1908 года

Во время своего пребывания в Венеции они жили на Гранд-канале, откуда открывался прекрасный вид на город. Алиса писала дочери: «Рада видеть Моне таким страстным, делать такие прекрасные вещи, между нами нечто иное, чем те же старые водяные лилии».

Живописец был очарован Венецией. Его поездка затянулась более чем на два месяца. Художник, как и прежде работал над несколькими полотнами одновременно, переходя от одного к другому по мере изменения освещения.

Клод Моне. Дворец дожей. 1908. Холст, масло. 81 х 100. Бруклинский музей, Нью-Йорк, США
Клод Моне. Дворец дожей. 1908. Холст, масло. 81 х 100. Бруклинский музей, Нью-Йорк, США
Клод Моне. Палаццо да Мула. 1908. Холст, масло. 62 х 81. Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Клод Моне. Палаццо да Мула. 1908. Холст, масло. 62 х 81. Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Клод Моне. Красный дом. Холст, масло. 65 х 81. Частное собрание
Клод Моне. Красный дом. Холст, масло. 65 х 81. Частное собрание

По результатам пребывания в городе он написал 37 картин с видами каналов, площадей и дворцов. Не обошлось и без создания его излюбленных серий: в разное время дня, в тумане и в утренних солнечных лучах или при закате дня.

Правда в Венеции писать на натуре было проблематично, ведь Моне даже пробовал работать, сидя в гондоле, чтобы запечатлеть город с необычного ракурса. Позже художник признался, что в Венеции были закончены всего лишь два полотна, а над остальными он трудился на протяжении трех лет уже в Живерни, В 1912 году он представил публике 29 картин под названием «Виды Венеции».

Клод Моне. Палаццо Контарини. 1908. Холст, масло. 92 х 73. Частное собрание
Клод Моне. Палаццо Контарини. 1908. Холст, масло. 92 х 73. Частное собрание
Клод Моне. Венеция. Рио-де-ла-Салют. 1908. Холст, масло. 81 х 65. Частное собрание
Клод Моне. Венеция. Рио-де-ла-Салют. 1908. Холст, масло. 81 х 65. Частное собрание
Клод Моне. Венеция, Палаццо Дарио. 1908. Холст, масло. 65 х 81. Чикагский художественный институт, США
Клод Моне. Венеция, Палаццо Дарио. 1908. Холст, масло. 65 х 81. Чикагский художественный институт, США

Интересна серия картин, изображающих Гранд-канал. В неё вошли 6 работ, смотрящих вниз по Большому каналу в сторону церкви Салюта. На этих картинах Моне запечатлел меняющийся цвет воды и неба, игру бликов на поверхности канала и отражение величественных зданий в воде. Художник создавал их, глядя на канал из окон отеля «Палаццо Барбаро», одного из мест, где он останавливался во время своей поездки.

Клод Моне. Гранд-канал. 1908. Холст, масло. Музеи изобразительных искусств Сан - Франциско
Клод Моне. Гранд-канал. 1908. Холст, масло. Музеи изобразительных искусств Сан - Франциско
Клод Моне. Гранд-канал Ле. 1908. Холст, масло. 92,4 х 73,7. Музей изящных искусств, Бостон
Клод Моне. Гранд-канал Ле. 1908. Холст, масло. 92,4 х 73,7. Музей изящных искусств, Бостон
Клод Моне. Гранд-канал. 1908. Частная коллекция Дэвида Нахмада, Монако
Клод Моне. Гранд-канал. 1908. Частная коллекция Дэвида Нахмада, Монако
Клод Моне. Гранд-канал и Санта-Мария-делла-Салюте. 1908. Холст, масло. Частная коллекция
Клод Моне. Гранд-канал и Санта-Мария-делла-Салюте. 1908. Холст, масло. Частная коллекция

5 картин составили серию «Сан-Джорджо Маджоре», на которой Моне изобразил вид на остров-монастырь Сан-Джорджо Маджоре. Дольше всего художник работал над полотном «Сан-Джорджо-Маджоре в сумерках».

Клод Моне. Сан-Джорджо-Маджоре в сумерках. 1908-1912. Холст, масло. 65,2 х 92,4. Национальный музей Кардиффа из Кардиффа, Уэльс
Клод Моне. Сан-Джорджо-Маджоре в сумерках. 1908-1912. Холст, масло. 65,2 х 92,4. Национальный музей Кардиффа из Кардиффа, Уэльс

А последнюю свою работу «Гондола в Венеции», начатую перед самым отъездом из Венеции, Моне так и не доработал, а подарил своему другу Жоржу Клемансо. По ней можно судить, как выглядели этюды, привезенные художником из города на воде.

Клод Моне. Гондола в Венеции. 1908. Холст, масло. 81 х 55. Музей изящных искусств, Нант, Франция
Клод Моне. Гондола в Венеции. 1908. Холст, масло. 81 х 55. Музей изящных искусств, Нант, Франция

И вспоминаются строки Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966) из стихотворения «Венеция»:

Золотая голубятня у воды,
Ласковой и млеюще зеленой;
Заметает ветерок соленый
Черных лодок узкие следы…


Венецианская серия стала для Клода Моне своеобразным прощанием с путешествиями. После этой поездки он больше не покидал свой любимый Живерни.
А какие его картины вам нравятся больше всего?


С любовью, ваша Света В.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где помимо анонсов моих новых статей есть ещё много всего интересного

Света В Литературе и Искусстве

Про первую выставку импрессионистов можно почитать в статье «150 лет со дня рождения импрессионизма. Рассматриваем картины с Первой выставки»