Найти в Дзене
InFocus

С кем ты, Абхазия? Ответ зависит и от России

Повод, по какому вспыхнули беспорядки в Абхазии – напрямую связан с темой тонкой и деликатной, чего у нас далеко не все понимают. Даже такое, в общем, размышляющее и умеренное медиа как «Свободная пресса» в неком публицистическом возбуждении уничижительно пишет: надо же, протестует «мандариновая республика» против «законного бизнеса России на ее территории». Кое-кто из экспертов даже «банановой республикой» Абхазию окрестил.

Новое поколение
Новое поколение

Во многих откликах звучат голоса возмущения, типа, неблагодарные, Россия помогла остановить войну и признала независимость республики, поддерживает экономически, а теперь, когда российский бизнес хочет инвестировать в не оправившуюся до сих пор после военных действий инфраструктуру республики, в возрождение курортного сектора, в благоустройство территории, вы протесты устраиваете. В подобных упреках сквозит укоренившийся у нас пресловутый «экономический» подход, не учитывающий, что есть такие сферы в народном самосознании и восприятии, к чему с мерками экономики и финансов подходить не следует. Но крепко во многих мозгах, к сожалению, и в чиновных, сидит: «за деньги- все!», а скажи откровенно об этом - – будут туманно рассуждать об «эффективности», «целесообразности» и т.п.

В нынешнем абхазском сюжете, кроме следов политических «доброжелателей» России, не заинтересованных в укреплении российского влияния в Причерноморье, отчетливо просматривается, насколько слабо и непродуктивно осуществляется диалог местных властей с гражданами по важнейшим вопросам жизни республики. Люди не чувствуют своей причастности к принимаемым решениям, потому и трактуют их перспективы, исходя из прежнего негативного опыта, своих опасений и недоверия к руководству. Особенно если эти решения касаются в данном случае таких коренных вопросов, как право собственности, в том числе, на землю. Ведь земля – главное национальное достояние любого народа. И для оппозиции здесь возникает шанс подогреть страхи простых людей.

Абхазия – республика небольшая, население, по последней переписи, 244 926 человек, из 167 населяющих ее этносов на 1 января 2016 года абхазов значится 124,5 тысячи человек (более 51 %), так что дойти до каждой семьи с разъяснением того, что принесет людям тот или иной закон, тем более, с современными информационными возможностями, это не на Эверест взойти.

Настораживает, что забыты уроки 22 года, когда в Абхазии уже возникало общественное недовольство в связи с предполагаемой безвозмездной передачей в собственность России «госдачи» в знаменитой сосновой роще в Пицунде, а прилегающие земельные участки и пляжную территорию – в аренду. Глава пицундского собрания Мурат Аджба тогда говорил в интервью: «мы не против, что ФСО РФ находится здесь по соглашению от 1995 года и пользуется госдачей. Мы прекрасно понимаем, что Россия — наш стратегический партнер, союзник и много делает для республики. Но мы не можем отдавать нашу территорию, это для нас неприемлемо».

Пицунда
Пицунда

Что такое Пицунда? Это уникальный пляж с мелкой галькой, морская акватория с чистейшей водой и вдоль берега – столетние пицундские сосны. Роща вытянулась на 7,5 километров, занимает площадь 200 гектаров, там произрастает 30 тысяч деревьев красивейшей реликтовой сосны. Мыс входит в состав Пицунда-Мюссерского заповедника.

Причины недовольства людей доходчиво объяснил историк Астамур Тания: «Это природный и историко-культурный заповедник. Эта территория для нас имеет гигантское историческое и моральное значение. Поэтому наши власти должны были объяснить нашим партнерам, что «да, мы ваше желание понимаем, но, к сожалению, реализовать не можем».

Кстати, и для России это был урок, чем она, похоже, не воспользовалась, не выстроила коммуникацию с местным населением, чтобы разъяснить, в чем его интерес в предлагаемых ею соглашениях. Ведь среди жителей Абхазии в связи с Пицундой бытовало стойкое мнение, что знаменитую рощу обнесут забором, и она станет для них недоступной. Думаете, не смотрят люди российское телевидение, где показывают немало примеров того, как, даже вопреки российским законам, бесчинствуют застройщики и становятся частными, закрытыми территориями живописные берега озер и пляжи в самой России, возникают за крепостными заборами коттеджи и виллы в заповедных местах?

Судя по нынешним событиям, не услышали ни в России, ни в руководстве республики на состоявшемся 20 июля 22 года заседании Общественного совета при МИД Абхазии очень важные слова его участника Тимура Надарая, заявившего, что власть напрасно не обсуждает «подобные чувствительные вопросы» с общественностью заранее, а ставит людей перед фактом, и «широкий резонанс вызван именно этим, а не антироссийскими настроениями». По его справедливому мнению, необходимо подробно и понятно разъяснить жителям республики суть сделки. (АПСНЫ ПРЕСС).

Миновало два года, и вновь наступаем на те же грабли! 30 октября Абхазия и Россия подписали соглашение, допускающее российским юрлицам осуществлять инвестпроекты в республике, что позволит, по словам министра экономического развития России М. Решетникова, привлечь дополнительные российские инвестиции в Абхазию для развития не только туризма, сельского хозяйства и промышленности, но и инфраструктуры. В свою очередь, вице-премьер, министр экономики Абхазии Кристина Озган отметила, что инвестиции играют ключевую роль в стабилизации экономической ситуации в Абхазии.

«Важно, что нам удается демонстрировать качественно новый подход – мы снижаем уровень государственных и повышаем уровень частных инвестиций. Это качественные изменения, которым будет способствовать межправительственное соглашение, поскольку речь идет об очень крупных инвестициях. Такие инвестиционные проекты будут принципиально менять общую картину занятости в республике». Вопрос реализации Инвестиционной программы я беру на личный контроль, сказал президент Абхазии Аслан Бжания, подводя итоги инспекционной поездки 20 октября. Подписанное соглашение должны были ратифицировать в Народном Собрании Абхазии в середине ноября. 12 ноября начались акции протеста, перекрытие дорог и мостов.

Руины былой роскоши
Руины былой роскоши

Конечно, хотелось бы спросить протестующих, вас устраивает, что некогда прекрасные отели, курортные дворцы, набережные, аэропорт Советской Абхазии ныне покрывает плесень, они превратились в руины, вместо дивных парков – непролазные чащи, вы хотите «законсервировать» этот упадок навсегда? «Чужих» в местный туристический бизнес практически не пускают, а восстанавливать местные красоты, поддерживать их свои силами республика, по понятным причинам, не может. Где же выход?

Депутаты какое-то время откладывали ратификацию инвестсоглашения с Россией из-за несогласия оппозиции, но, наконец, приняли в окончательном чтении конституционный закон «О регулировании правового статуса многофункциональных комплексов на территории Республики Абхазия». Разработчики закона утверждают, что в составе многофункционального комплекса будет допускаться размещение только офисных, торговых, спортивных, выставочных, образовательных и иных нежилых помещений. При этом многофункциональный комплекс не может включать в себя (целиком или частично) апартаменты и апарт-отель. Законопроектом устанавливается запрет перевода нежилых помещений в составе многофункционального комплекса в жилые. Однако оппозиция все равно настаивает на том, что

этот закон позволит россиянам застраивать Абхазию апартаментами, прикрываясь многофункциональными комплексами.

Оппозиция митингует
Оппозиция митингует

Есть ли реальная почва под опасениями оппозиции? Если эта оппозиция полностью утратила чувство времени, продолжая пребывать в 90-х годах, несомненно, есть. Бывший глава государственной канцелярии Грузии Петре Мамрадзе вспоминает: «в конце 90-х годов Борис Абрамович [Березовский] часто наведывался в Грузию к Шеварднадзе - в основном с неофициальными визитами, о которых не сообщалось в СМИ» (интервью GeorgiaTimes). И созрел у них такой план, продолжает Мамрадзе: «Березовский все видел через призму личных интересов. Ведь эти курортные места [в Абхазии] уникальны, вот и решил Борис Абрамович прибрать их к рукам. Как в свое время прибрал "Аэрофлот", "Сибнефть". Правда, этому необходимо было придать политическую декорацию и антураж. Но поскольку Владислав Ардзинба (тогдашний руководитель Абхазии, прим. ред.) наотрез отказался обсуждать возможность какой-то совместной юрисдикции с Тбилиси, эта задумка Бориса Абрамовича сорвалась». Речь о том, что в те лихие годы два авантюриста Березовский и Шеварднадзе придумали план по возвращению Абхазии под юрисдикцию Грузии. Березовский, с согласия руководства Абхазии и Грузии, должен был скупить значительную часть курортной инфраструктуры на черноморском побережье Абхазии и получить право на управление этой собственностью сроком на 25 лет. После этого стороны подписывали договор, и Абхазия фактически вновь становилась частью Грузии… А Березовский устраивал бы себе личное «Монако» от Гагры до Сухума…

Кто сегодня в здравом уме может предположить подобный сценарий в судьбе республики да еще с участием России, признавшей ее независимость в числе всего пяти стран, членов ООН, даже притом, что Москва заинтересована в улучшении взаимоотношений с Грузией? В Абхазии находится российская база сухопутных войск, обсуждается вопрос о создании российской базы ВМФ.

Да, инвестиционное соглашение ставит в определенные законодательные рамки защиту российских инвестиций, а также зону отдыха россиян, но и не только их. География туризма, если начнет восстанавливаться и возрождаться курортная инфраструктура, дороги, пляжи, гостиницы, значительно расширится. А это приведет к притоку денег в республику, создаст новые рабочие места, улучшит социальные показатели жизни населения.

Жизнь идет своим чередом
Жизнь идет своим чередом

Однако в России при этом необходимо принять во внимание факт, что бизнес в Абхазии предстоит развивать, привлекая в свои проекты местных специалистов и бизнесменов, среди которых немало толковых, творческих людей. Это должно быть общее дело! Тогда, с расчетом на свою «мягкую силу», не придется кивать на влияние «сильного турецкого лобби и зарубежных НКО» в республике. Найдется, что возразить мнению оппозиции, которое выразил в ходе последних протестов Адгур Ардзинба, мол, «задержание его сторонников было вызвано их защитой национальных интересов», а «соглашение с Россией, которое хотят ратифицировать — дать олигархам безмерные льготы и зеленый свет на распродажу Абхазии, - будет остановлено». Не придется тогда задаваться вопросом, с кем ты, Абхазия? Потому что тема инвестиций в республику – в меньшей степени экономическая. Она политическая и культурная! Развитие Абхазии это и вызов, и историческое задание для России, учитывая вместе пройденный путь.

Будущее
Будущее

Сегодня на этом пути есть ловушки. О чем откровенно сказал в интервью «Ридусу» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев: «Российский капитал колоссален, он может запросто проглотить Абхазию… В то же время без российского капитала власти Абхазии не в состоянии решить острые социально-экономические проблемы… И сейчас основной вопрос для Абхазии состоит в том, сумеет ли местная политическая элита выработать механизмы, которые позволят сохранить контроль над ресурсами, обеспечив при этом приток инвестиций».

Фото Sputnic
Фото Sputnic

Несомненно, серьезная часть ответственности за выработку таких механизмов лежит и на российской стороне, если мы хотим, чтобы абхазский народ сохранил традиции дружественного отношения к России, не ощущал себя, по словам политолога Сергея Маркова, «гостями и прислугой на своей земле».
Людмила Лаврова