Найти в Дзене
Дороги Войны

Семь

Итак, пока шли работы на первой яме, мы решили проверить расположенные рядом объекты. Мимо этой, скрытой посевами и перепаханной множество раз, воронки мы многие годы ездили и ходили за водой на родник, в деревню, к другим объектам и только в этом году, получилось снова поработать на этом поле. В этом сезоне поле "отдыхало", поэтому по согласованию с собственником была предпринята попытка обнаружить давно отмеченный объект. Через час работы ситуация зеркально повторилась, как и над первым объектом: прибор дал мощный отклик на скопление металла в запаханной воронке неподалеку. На этот раз ТМ сработал на пару сработавших шрапнельных стаканов, покореженный взрывом минометный ящик и крупные осколки. После их извлечения, сигнал стал тише, но не пропал, а стабильно прослушивался по площади. Было решено вскрывать объект большим квадратным шурфом по границам сигнала. И вот на глубине около 50 см были обнаружены первые человеческие останки и фрагменты валенка. После формирования эксгумационно

Итак, пока шли работы на первой яме, мы решили проверить расположенные рядом объекты.

Мимо этой, скрытой посевами и перепаханной множество раз, воронки мы многие годы ездили и ходили за водой на родник, в деревню, к другим объектам и только в этом году, получилось снова поработать на этом поле. В этом сезоне поле "отдыхало", поэтому по согласованию с собственником была предпринята попытка обнаружить давно отмеченный объект.

Через час работы ситуация зеркально повторилась, как и над первым объектом: прибор дал мощный отклик на скопление металла в запаханной воронке неподалеку. На этот раз ТМ сработал на пару сработавших шрапнельных стаканов, покореженный взрывом минометный ящик и крупные осколки. После их извлечения, сигнал стал тише, но не пропал, а стабильно прослушивался по площади. Было решено вскрывать объект большим квадратным шурфом по границам сигнала. И вот на глубине около 50 см были обнаружены первые человеческие останки и фрагменты валенка.

После формирования эксгумационного стола по границам могильной ямы, стало очевидно, что в меньшем по площади раскопе (в сравнении с первым объектом), плотность залегания костяков намного выше, скелеты лежат друг на друге хаотично, воронка буквально набита людьми.

В ходе работ по расчистке останков было определено, что в воронке находятся останки семерых воинов Красной Армии. По мере расчистки было решено начать послойную эксгумацию самых доступных костяков, которые из-за плотности залегания практически полностью перекрывали доступ к другим останкам. В ходе этих работ нам открылись страшные картины последних минут жизни обнаруженных нами воинов. Останки бойцов были усыпаны осколками разного размера, у многих были сильно раздроблены кости верхних и нижних конечностей, в некоторых из них были обнаружены застрявшие осколки.

Осколок застрявшей в бедренной кости
Осколок застрявшей в бедренной кости

Скорее всего, группа наступающих красноармейцев попала под губительный огонь минометов, от которого не скрыться на чистом снежном поле. А ведь они не добежали до передовой немецкой траншеи всего несколько десятков метров.
В ходе расчистки и последующей эксгумации первых двух воинов, на останках №1 была обнаружена уставная алюминиевая ложка с подписью «САГИ…», у следующего бойца был найден самодельный смертный медальон в советской стальной винтовочной гильзе.

Ложка с видимой надписью "САГИ..."
Ложка с видимой надписью "САГИ..."

Работы шли не быстро из-за сложности объекта, в котором, как мы писали в предыдущем посте, плотность слоя залегания останков была очень высока. Поэтому процесс расчистки и эксгумации велся параллельно с разных участков раскопа.

Процесс расчистки
Процесс расчистки

Неожиданно, в районе кармана галифе одного из воинов (останки №6), кисточка вымела в грунте черные блестящие грани самой главной и ожидаемой находки каждого поисковика. И вот у нас в руках уставной солдатский смертный медальон образца 1941 года!

Советский солдатский смертный медальон
Советский солдатский смертный медальон

Все затаили дыхание, пока медленно откручивалась крышка…. Но, увы, пенал оказался пуст… надежда установить имя воина, погибшего здесь зимой 43го, исчезла…

Работы на воронке продолжались еще несколько дней, из-за жары выходы на раскоп проводились и в ночное время.

Днем 25 августа последний, седьмой воин был поднят из раскопа. Более ни медальонов, ни документов или именных вещей, к сожалению, обнаружено не было.

По приезду в Орел, химическая обработка найденной у первого бойца алюминиевой ложки принесла нам фамилию «САГИТОВ», которая пока не связывается с известными нам подразделениями 3-й и 61-й армий Брянского фронта, участвовавшими в боевых действиях на нашем участке в феврале-марте 1943 года.

Самодельный медальон был вскрыт, внутри находилась записка, сделанная на оборотной стороне какого-то печатного документа (возможно, боевого листка) с фрагментами крупного типографского шрифта.

Неразвёрнутый вкладыш самодельного медальона
Неразвёрнутый вкладыш самодельного медальона

Сам же рукописный текст записки сходу был не читаем, медальон передан криминалистам. Ждём результат.

Также смотрите в профиле: Через дорогу от того блиндажа

Ставьте лайки, по возможности подписывайтесь и делитесь своим мнением в комментариях. Нам важна обратная связь!

ВК https://vk.com/vipkdorogivoyn