Найти в Дзене
НЕМОДНЫЙ СЛАВА

Смокинг

Смокинг, такседо, фрак, то есть вечерний костюм - сегодня о нем. Совсем немного и чисто познавательно-развлекательное. Он найдётся в гардеробе далеко не каждого мужчины. Даже богатые и знаменитые нередко предпочитают брать его напрокат, когда возникает потребность или необходимость. Да, это одежда для особых случаев и назначение у неё лишь одно - произвести впечатление на окружающих. Он дорогой, в высшей степени элегантный. Его обожают и джеймсы бонды, и лотарио всех мастей. Но при этом вечерний костюм не оставляет ни малейшей возможности для самовыражения. Потому что в мужском гардеробе, пожалуй, не найти более заформализованной и отрегламентированной одежды.  Хотя с момента своего появления примерно в середине 19 века он претерпел несколько не очень существенных изменений, сегодня он представляет собой все тот же приталенный пиджак, застёгнутый на одну пуговицу с прямыми прорезными боковыми карманами и с шелковыми, вельветовыми или покрытыми гро-гро лацканами. К нему полагаются брюк

Смокинг, такседо, фрак, то есть вечерний костюм - сегодня о нем. Совсем немного и чисто познавательно-развлекательное.

Он найдётся в гардеробе далеко не каждого мужчины. Даже богатые и знаменитые нередко предпочитают брать его напрокат, когда возникает потребность или необходимость. Да, это одежда для особых случаев и назначение у неё лишь одно - произвести впечатление на окружающих. Он дорогой, в высшей степени элегантный. Его обожают и джеймсы бонды, и лотарио всех мастей. Но при этом вечерний костюм не оставляет ни малейшей возможности для самовыражения. Потому что в мужском гардеробе, пожалуй, не найти более заформализованной и отрегламентированной одежды. 

Хотя с момента своего появления примерно в середине 19 века он претерпел несколько не очень существенных изменений, сегодня он представляет собой все тот же приталенный пиджак, застёгнутый на одну пуговицу с прямыми прорезными боковыми карманами и с шелковыми, вельветовыми или покрытыми гро-гро лацканами. К нему полагаются брюки с лампасами в тон, белая рубашка с воротником стойкой с отогнутыми уголками и галстук-бабочка. Ну и лакированные туфли, если уж быть строгим. Про цилиндр не говорю, его уже не вернуть. 

Началось все с того, что английские джентльмены в середине 19 века, намотавшись целый день по своим угодьям за лисами, зайцами и пейзанками, вдруг поняли, что садиться за стол вечером в этом грязном, пыльном и пропахшем потом шмотье не особо комильфо. Жена, понимаешь, старалась, кухарку мордой по столу возила, мажордома отправила на конюшню к Прошке - сечь, пальцы об канделябры обожгла, а любимый виконт эсквайр Джоннушко плюхнулся за стол черти в чем, высморкался в занавеску и давай жрать, чавкая и вытираясь об скатерть. Получив (или не получив как раз) несколько раз в супружеской спальне, джоннушки поняли, что надо шота делать и закрутили головами по сторонам. Взгляд упал на старую дембельскую военную форму, которая и по сей день бережно хранится не только английскими и не только джентльменами. Омагат, завопили сквайры и ускакали со старой формой в деревню, но уже не к пейзанкам. Во-первых, форму надо было перекрасить в чёрный цвет, приличествующий джентльменам. Сам Джордж Браммел не жаловал пышных нарядов, терпел чёрное и им велел. К тому же вокруг сквайров стояла непроходимая по консерватизму викторианская Англия наперевес с протестантской сдержанностью. Так что кроме чёрной краски у деревенского ... блин, как называется, тот, кто красит? Короче, вот у него не было других цветов. Дочка красотка была, но это потом, а краска только чёрная, ваше сквайерство, а не то пастор пришибёт кадилом. Ну и все, дело сделано. Перекрашенная в чёрное старая парадка, накрахмаленная женой рубашка, галстук-бабочка на Амазоне по акции, жилет, шелк из старой юбки на отвороты - и джентльмен гордо спускается к ужину в каминный зал своего замка. Приглашённые дамы падают в восторге в обмороки, бегут изменившимся лицом к пруду, а мужики, крякнув, подливают халявного виски. Хорош, чертяка, получился, я тоже так хочу. Не зря корпел над парадкой перед дембелем, ох не зря. Получился прекрасный вечерний костюм, который, как и парадную форму, надевают лишь по особым случаям. А вы говорите в армии зря только время теряют! 

Поначалу, конечно, вечерним костюмом был фрак, так как парадка у нашего сквайра была кавалерийская, с коротким передом и длинными фалдами сзади. Но со временем в свет стали приходить в более коротком сзади и длинном спереди. Точку в этом издевательстве над портными поставил в 1860 году тогдашний принц Уэльский, старший сын королевы Виктории, он же будущий король Эдуард с порядковым номером «седьмой». Тот ещё модник был, кстати, в ожидании никак не освобождавшей трон мамани. Так вот этот самый Эдик сделал этот костюм неотъемлемым элементом приличного общества. С принцами и королями не очень-то поспоришь, а в данном случае никто и не хотел. 

Через 26 лет, в 1886 году к принцу Уэльскому (он все ещё ждал мамину корону) приехал с самой Америки нью-йоркский миллионер, торговец кофе Джеймс Браун Поттер (нет, даже не однофамилец) и увидел этот самый вечерний костюм. Ну и сомлел от красоты. Схватив под мышку какой-то найдённый на распродаже «королевский» костюм, миллионер рванул в Нью-Йорк, забашлял портному и гордо прибыл хвастаться обновкой в неимоверно крутой загородный клуб под названием Tuxedo Park. Ну вы уже, наверное, поняли, да? В 2016 году вся Америка громко на весь мир праздновала 130 лет со дня изобретения Америкой такседо. Кто бы сомневался, ага. Про сквайра с парадкой и принца-ждуна никто в Америке не вспомнил. 

Кстати, про такседо. Английская знать предпочитала называть вечерний костюм смокингом и мы знаем, почему: пепел там, шелковые лацканы, вот это все. В Европе его стали называть «Монте-Карло», возможно, потому, что множество подобных костюмов появлялись на мужчинах именно в знаменитых казино. Но французы, как ни странно, несмотря на столетнюю войну, все же называли его le smoking. 

Но до 1920 года самым формальным вечерним костюмом все ещё оставался фрак, и тут в дело вмешался ещё один великий почти коронованный модник, тоже Эдуард, но уже номер восемь, на тот момент тоже принц Уэльский, будущий бывший король. Охренеть титул, не парьтесь, короче. Так вот этот будущий герцог Виндзорский в смысле моды был реально очень крут и дерзок. Творил, что хотел. В этот раз захотел прийти в свет не во фраке, а в смокинге. Ой шобыло, бабоньки. Несколько государственных переворотов, дуэли, образование деструктивных сект, а разводов и помешательств и не перечесть. И с тех пор, спасибо восьмому Эдуарду, хоть с фраками морочиться не надо. Надел себе смокинг и иди куда хочешь. Гы. 

Кстати, принц смокинг апгрейдил. Вместо чёрного цвета ввёл темно-синий, который он лично считал «чернее чёрного» и вместо рубашки, чтобы, значит, не париться, придумал пикейный нагрудник на завязочках. Принц - голова! 

В 1930-е годы из обязательного комплекта в опцию перешёл жилет. Иногда ещё надевали камербанд (вы не знаете, что это? Ужас, что вы делаете среди моих читателей!), да и то все реже и реже. Позднее смокинг подвергся атакам дизайнеров с целью сделать его помоднее. К 60-м годам появились смокинги разных цветов и фасонов из самых различных тканей (шелковые отвороты никто не тронул как видовой признак). Изменяли и галстуки, появилась бабочка в виде ленты с кнопкой на узле. В 70-е было модно эдвардианские завитки и даже френчи, в 90-е красные аксессуары и укороченные отвороты, в 2000-е - лацканы с тупыми углами. 

Но сложившийся в 1930-е годы после герцога Виндзорского фасон смокинга и поныне считается совершенно классической одеждой для особых парадных случаев.

Самой роскошной мужской одеждой.