Найти в Дзене
Записки актёра

Окупились всего 4 фильма: о полном провале российского кино в этом году

Здравствуйте! Близится конец года, и эксперты в киноиндустрии подводят итоги прокатов, сборов, бюджетов, убытков и прибыли. И в этом году ситуация совсем плачевная. Из почти сотни фильмов, вышедших в прокат, окупились всего четыре картины… Это не просто провал, это миллиарды убытков и в пустоту. Но почему же так? Ведь нам часто кричат о небывалых успехах нашего кино. Да, успехи у некоторых конкретных фильмов и студий есть и весьма прекрасные, но в целом - мрак. Обсудим?

Никита Михалков в недавнем интервью заявил что наше кино вышло из кризиса и зарабатывает, но это же не так
Никита Михалков в недавнем интервью заявил что наше кино вышло из кризиса и зарабатывает, но это же не так

Дорогие читатели, на днях министр культуры Ольга Любимова отчитывалась об успехах нашего кино. Она гордо заявляла, что за почти год наше кино заработало в прокате больше 40 миллиардов рублей, называла успешные проекты, такие как «Мастер и Маргарита», «Руки вверх» и прочие, что окупились и собрали миллиардные или почти миллиардные кассы. Но, почему-то, министр умолчала о том, что чистых убытков более 12 миллиардов рублей. Да и о сокращении количества зрителей в этом году она умолчала, как и о том, сколько вообще фильмов хотя бы окупилось. А ситуация страшная - окупилось лишь 4 картины, а заработать сверх затрат на производство и маркетинг смогли всего три! Три фильма заработали. Что это, если не провал?

Возможно, в понимании министра успех - это не деньги и зрители, а восторженные отзывы критиков, похвалы коллег или что-то совсем иное, неподвластное моей логике. Но факты говорят сами за себя - кино один из самых убыточных бизнесов, поддерживаемых государством. Нет, я приветствую то, что государство вкладывает деньги в кино, и уверен, что некоторые картины и не рассчитаны на большую кассу. Они преследуют иные цели - воспитать, показать что-то светлое, образовать или пусть даже пропагандировать какие-то ценности. Да, такие картины должным быть. Но когда проваливается буквально всё, за исключением четырёх картин - это же о чём-то говорит?

Ольга Любимова
Ольга Любимова

При этом, все в индустрии знают как победить эту проблему. Прекрасно знают. Всего-то надо перестать давать без разбору деньги на безвозвратной основе. И всё! Проблема решена. Ну хорошо - выберите 5-10 фильмов, которые профинансируете, которые реально нужны и полезны обществу и несут истинную культуру. Выделяйте деньги, но усильте контроль качества, читайте сценарии перед финансированием, проверяйте каждый этап производства. А если фильм не получился, провалился, собрал тонну негативных отзывов, то больше никогда не давайте этим людям денег. Вот и всё.

Когда дают миллиард условной «Бабушке лёгкого поведения» или 200 миллионов на фильм про свингеров, или на прочие похабные и абсолютно проходные фильмы, ну о каком качестве вообще можно говорить? Поэтому на платформах всё хорошо с контентом. Там снимают для зрителя, ведь никто не купит подписку на халтуру. Да сразу начнут снимать для людей, если будут риски и уверенность, что после провала больше не дадут. Согласны?

Кадр из фильма «Бабушка лёгкого поведения»
Кадр из фильма «Бабушка лёгкого поведения»

А вообще ситуация с нашим кино весьма интересна и причин провалов несколько. Вот, например, как говорит об этой проблеме кинокритик Давид Шнейдеров. Я полностью согласен с его мнением.

За 2024 год в российский прокат вышло 94 российских релиза. Окупилось менее 4% вышедших фильмов, хотя в лучшие годы окупаемость была от 10% и выше. Свыше одного миллиона зрителей за последние полгода собрало всего четыре российских фильма: "Три богатыря", "Лунтик", "Руки вверх" и "Огниво". Общие убытки российской киноиндустрии превышают 12 млрд руб.

"На мой взгляд, ситуация проста, как грабли — если с улиц Москвы убрать все иномарки, "Жигули" "Мерседесом" не станут. Сказывается отсутствие конкуренции. Мне кажется, ситуация довольно печальна", — говорит Шнейдеров.
Давид Шнейдеров
Давид Шнейдеров

"Фонд кино" и Министерство культуры выделяют на производство фильмов порядка 38 млрд руб. в год. В 2023 году Институт развития интернета получил по одним данным 37 млрд руб., по другим 54 млрд руб., но при этом нет должной поддержки кинотеатров. Шнейдеров подводит итог: то есть выделяются деньги, деньги уходят в тартарары, снимается кино, на которое не ходят, а кинотеатры — в беде.

"Многие кинематографисты идут по пути наименьшего сопротивления, бесконечно снимая сказки и делая ремейки старых советских фильмов. Что на самом деле поперек горла, потому что, по моему частному мнению, ни один из современных ремейков в подметки не годится фильмам Данелии, Рязанова, Гайдая и других", — говорит кинокритик.
Афиша «Мастер и Маргарита»
Афиша «Мастер и Маргарита»

Что может спасти кинопром? Нужно делать хорошее, крепкое "среднее" кино, но пока не получается выйти на серийное производство. Нужен каждый месяц один, а лучше ближе к двум фильмам типа "Чебурашки" или "Мастера и Маргариты", которые зарабатывают больше миллиарда рублей в прокате. И нужно, чтобы каждую неделю было 1-2 фильма с потенциалом сборов в 300-800 млн, как "Руки вверх", то есть такие "середнячки"-полумиллиардники, поясняет Шнейдеров.

"Получается так, что у нас какие-то картины 20-30 млн собирают — их много, но они погоду не делают. Середина провалена. "Миллиардники" есть, но их не хватает, фильмы уровня "Волшебник Изумрудного города", "Чебурашка" — это такие огромные линкоры, которых априори не может быть много. У нас кадров столько нет в индустрии, чтобы производить 30 "миллиардников" в год. И даже десять. Мы болтаемся в этом замкнутом круге, где нехватка и выпускников вузов, и нехватка кадров в целом, в продакшне, где нет большого количества сценариев, это не только наша проблема".

Конечно, говоря о нехватке кадров, Шнейдеров имеет в виду не артистов. Их, как раз, перебор. А вот мастера по звуку, свету, эффектам, монтажу, операторы и сценаристы - их не так много, как хотелось бы. А профессионалов высокого уровня по пальцам можно сосчитать, ещё и уехали некоторые. Так что прав Шнейдеров - нужны кадры, нужно больше середнячков и стабильность. Ну и я своё мнение сказал - про бюджеты на безвозвратной основе.

Кадр из фильма «Огниво»
Кадр из фильма «Огниво»

А вы что думаете? Что из вышедшего в этом году вам наиболее понравилось? Как можно решить проблему с нашим кино? Напишите, пожалуйста, в комментариях!

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!