От серьеза до курьеза – хиппи всегда были личностями любопытными. Одни видели в них людей с немытыми волосами; другие пеняли им на общность их гитар и девушек; третьи уважали их как незаурядных личностей...
В кино их на Западе показывали чаще, чем у нас, поскольку там они бурно ворвались в массовую культуру, застолбив нишу с приставкой «контр-». Это были:
- порой серьезные варианты – вот как концерты по альбомам битлов;
- порой комичные образы и сценки – как, допустим, попытка крутого знатока юношеской психологии в исполнении Пьера Ришара во французской комедии Франсиса Вебера «Папаши» 1983 г. найти общий язык с продвинутой тусовкой.
У нас хиппи показывали напрямую либо намеками:
- поначалу – назидательно, как элементов чуждой нам, прогнившей буржуазной культуры;
- затем – с улыбкой. Допустим, в комедии СССР Михаила Козакова «Покровские ворота» 1982 г. Костик со Светой весело танцевали рок-н-ролл в хиппующей тусовке. А строгая молодежь (явно комсомольцы) смотрела на зажигавших весьма предосудительно;
- с конца 1980-х гг. – уважительно, иной раз чуть ли не с придыханием, вот как в фильме Сергея Соловьева «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» 1989 г.
Давайте вспомним самые яркие образы хиппи из советских, постсоветских и российских фильмов.
1. «Я живу в заповедном мире своих снов»
В поздне-советском кино Соловьева «Асса» 1987 г. был весьма необычный субъект: Бананан. Он жил в городе на берегу Черного моря, по вечерам выступал с друзьями как солист в ресторане, а по ночам сторожил местный театр.
Впрочем, его интересовали не деньги и остальные скучные вещи, а самовыражение.
Соловьев, этот большой знаток и любитель русского рока, показал выступление Виктора Цоя (по сюжету он пришел сменить на сцене убитого Бананана) и дал фоном записи песен Бориса Борисыча и Жанны Агузаровой.
Для тех лет это было прорывом.
2. «Но зачем же всё так красиво, если кто-то живет в голоде?»
«Дом под звездным небом» 1991 г. стал завершающим в триаде фильмов Соловьева (после двух его картин, названных выше). Юноша Томофей явно планировался режиссером как еще один образ хиппи после Бананана, только уже не на морском побережье, но в столице.
Причем в Москве ему нашли наиболее подходящее для хиппи место: Арбат. Он там как уличный музыкант играл на флейте и обитал в пустом ангаре, где сооружал настоящий воздушный шар.
В итоге этот шар пригодился – герои улетели на нем в самый ответственный момент, спасаясь от погони.
Тимофей получился не таким ярким, как Бананан. Но тогда уже наступило десятилетие, которое впоследствии назовут лихими 1990-ми…
3. «…у тебя есть мечта?»
Еще одним хиппи в советском кино был Иван из «Курьера» 1986 г. Карена Шахназарова. Может, и сам герой, и режиссер Ваню таким не задумывали, однако по сути от «детей цветов» он взял многое.
Например, паренек был неприкаянным, не любил общество с его условностями.
Он даже иронию демонстрировал в духе хиппи, которые просто обожают сте… смеяться над прозой жизни.
Правда вот, Ванюша, хоть на гитаре и играл, но не так много. Да и песни любил те, которые настоящие хиппи называют попсой. Но думается, это просто режиссер немного недодумал...
4. «Нет никакого завтра»
Герда с ее друзьями из фильма Гарика Cyкaчёва «Дом Солнца» 2010 г. по книге Ивана Охлобыстина была, пожалуй, самой продвинутой и вообще настоящей хиппи из всех персонажей отечественных кино.
У Герды всё было, как положено для такой тусовки:
- дружила с нестандартными, даже экзотичными людьми – чилийским революционером Хуаном, художником Корейцем и др.;
- скучной серой жизни противостояла творчеством собственным и своих друзей;
- всячески декларировала ценности свободы и духовного общего жития;
- и т. д. и т. п.
Впрочем, возникал в сюжете момент некой неестественности. Ну, да так бывает, когда столь неоднозначную стихийную группу пытаются зафиксировать в книгах и отформатировать для экранов.
5. «Вы тоже любите живую музыку… которую не включают»
Роберт (Мистер Эй) из музыкальной комедии Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания» 1984 г. был чуть ли не единственным хиппи, которого в советском кино почти назвали этим словом.
Он даже внешне напоминал Джона Леннона.
Подробнее о нем читайте мою статью «Мистер Эй и деструктив шестидесятников».
6. «Терминологию мы оспаривать не будем»
Кузьмич в отечественных комедиях Александра Рогожкина о национальных особенностях охоты, рыбалки, охоты в зимний период, политики, больницы 1995–2024 гг. был одним из самых ярких типажей нашего списка.
Более подробно читайте о нем мой пост «Кузьмич в "Национальных особенностях...": веселый хиппи по-русски».
7. «Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету»
На сладкое – Трубадур из советских мультфильмов Инессы Ковалевской, Василия Ливанова, Александра Горленко, Алексея Лукьянчикова и Святослава Ушакова о бременских музыкантах 1969, 1973, 2000 и 2016 гг.
Не удивляйтесь, увидев этого героя в нашем списке.
Песни пел? Пел. С друзьями выступал перед публикой? Выступал. На природе жил? Жил. От общества по большому счету не зависел? Не зависел.
Ну, а то, что песни Трубадура больше напоминали эстраду, чем рок... так ведь и Пола Маккартни Джон Леннон некогда мог обвинить в излишней мелодраматичности...
Да то ж была сплошная реализация мечтаний любого хиппи! Вот уж где была тусовка подлинных «детей цветов».
Не зря облик мульт-персонажа рисовали с прицелом на битлов (читайте об этом мой пост «Каких героев кино СССР "списывали" с "Битлз"»).
________________
Конечно, таких образов гораздо больше. Друзья, называйте ваши примеры хиппи в фильмах и даже мультфильмах!
А для практики проверьте себя: отвечайте на тесты на знание классики русского рока и конкретно на знание песен Цоя.
#культура #кино #психология #общество #музыка #рок_музыка