Найти в Дзене

Борьба за аттестат: как выйти из конфликта с учителем с минимальными потерями

После публикации материала «Я тут новенький!»: старшеклассники» в редакцию пришло письмо от читательницы. Приводим отрывок из него.

«Мой сын перешёл в более сильный 10-й класс, и у него поменялись некоторые учителя. Одна из учительниц не по делу цепляется к ребёнку, занижает ему оценки. Сын переживает, что это скажется на результатах экзаменов и тем более на аттестате. Как мне быть в этой ситуации?». Вопрос очень важный, он правильно и вовремя задан. Главное, что важно сделать в такой ситуации – не пускать ее на самотек, попробовать разобраться в ситуации, оказать поддержку своему ребенку. Поэтому если у вас возникли какие-то тревожащие ситуации в школе, не стесняйтесь писать нам в комментарии или по адресу pro.ino.info@mgpu.ru.

Отвечает Лариса Викторовна Носова, психолог, медиатор, старший преподаватель кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ.

– Начну с личной истории. У моей дочери была похожая ситуация. Дочь, придя в 10 класс другой, более сильной, школы с красным аттестатом, столкнулась с неожиданной сложностью. По русскому языку учитель стабильно ставила заниженные, по нашему мнению, оценки – тройки и четверки. Как только работы уходили на проверку выше, появлялись пятерки.

Я пошла к учителю, мы разбирали критерии оценки. На какое-то время успеваемость дочери выросла, а потом снова упала. Я опять пошла поговорить, ситуация повторилась. Стало ясно, что такими переговорами ситуацию не изменить.

В этой ситуации у родителей есть много вариантов создать сложности педагогу направляя жалобы в различные инстанции, но я четко понимала, что моя цель не доставить неприятности кому-то и даже не доказать возможности моей дочери. У дочери была хорошая база знаний, развитое чувство языка, а опыт написания пробных ЕГЭ давал нам уверенность на высокие баллы на реальном экзамене. Я видела свою задачу так: помочь дочери подготовиться к ЕГЭ и окончить школу в максимально комфортной (насколько это возможно) обстановке. Разговоры с дочерью помогли прояснить ее отношение к ситуации: оценки ей были не важны, она была уверена, что с ЕГЭ справится, а золотой медали уже не будет в любом случае.

Выяснился осложняющий ситуацию фактор: у педагога по русскому языку есть подруга, тоже учитель в той же школе. Вместе они образуют достаточно крепкую коалицию, от которой достается всем. Обсуждают родителей, учащихся, тесно поддерживают друг друга: «Вот ты, Алексей, думаешь, что все знаешь. А давай проверим прямо сейчас?»

В таких случаях, если идти в открытое противостояние, важно спрашивать ребенка – готов ли он к борьбе, которая скажется в первую очередь на нём. Моя дочь бороться за правду ради правды была не готова. Ей важны были поддержка и понимание ситуации в семье. Одноклассники тоже активно поддерживали её и сочувствовали. У девочки были другие интересные и важные задачи, кроме оценок по русскому языку.

Мы сделали осознанный выбор, подходящий именно к нашей ситуации. Этот выбор позволил нам сконцентрироваться на по-настоящему важных задачах. Закончилась эта история четверкой по русскому языку в аттестате и 95 баллами за ЕГЭ. Этого вполне хватило для поступления в университет.

Моя ситуация – не готовый рецепт для действий. В каждом конкретном случае решение за вами. Выбор есть всегда, и именно вы берете на себя ответственность за решение. Не зная досконально вашей ситуации, я могу только поделиться своим опытом.

Если старшеклассник готов бороться и для него принципиально важно подтвердить свою высокую оценку, вы уверены в качестве знаний, тогда основная задача родителя – поддержать ребёнка в этом стремлении. Необходимо обратиться к учителю, классному руководителю, заместителю директора по содержанию образования, директору школы.

В известном высказывании «Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится» есть большая доля истины. Можно сменить класс или школу. Если другие дети тоже страдают от действий учителя, можно объединиться для решения ситуации – но так, чтобы это не переросло в травлю учителя!

Лучше это сделать последовательно, давая возможность педагогам урегулировать конфликтную ситуацию на своем уровне. Ведь, возможно, вы не единственный человек, у кого есть вопросы к этому учителю. Есть школьная служба примирения (медиации), которая тоже может компетентно рассматривать конфликты по типу «ученик–учитель». Это непростой и энергозатратный процесс для старшеклассника и его родителей, но если речь идёт о медали и эта медаль важна для ученика, важно предпринять действия для отстаивания вашей точки зрения. Главное – не выплеснуть вместе с водой ребёнка, то есть, своим усердием не навредить ситуации в целом, не испортить отношения со всей школой, сохранить доверительные отношение с ребенком и конструктивные – с педагогами.