- Во второй половине 19 века и, конечно, в начале 20 столетия, вместе с модернизацией жилого пространства, менялось и отношение к имуществу. В это время традиционный мусульманский фатализм татар уступил место более рациональному подходу. Татары, жившие в городах, все чаще обращались к услугам страховых агентов.
- Как татары-домовладельцы страховали свое жилье
- "Непременно нужен татарин"
Во второй половине 19 века и, конечно, в начале 20 столетия, вместе с модернизацией жилого пространства, менялось и отношение к имуществу. В это время традиционный мусульманский фатализм татар уступил место более рациональному подходу. Татары, жившие в городах, все чаще обращались к услугам страховых агентов.
Основной опасностью для жителей больших и малых городов, впрочем и сельской местности, дореволюционной России оставались пожары. Например, только в 1891 году в Уфе случился 31 пожар, число погоревших домов достигло 36, а общая сумма убытков - 45 570 рублей.
Поэтому строили противопожарные стены между домами, создавали пожарные команды, более-менее имущие горожане страховали свое жилье от огня. А еще во второй половине 19 века появилось множество агентов - представителей столичных фирм, которые в первую очередь предлагали свои услуги по страхованию от огня.
В начале 1870-х годов в России были наиболее известны такие страховые общества, как Первое, Второе, Петербургское, Московское, «Саламандра». К концу XIXвека ведущим становится общество «Россия», учрежденное в 1881 году. Его представители активно использовало рекламу. На больших вокзалах и пристанях устанавливались павильоны общества в виде древнерусских теремков, на застрахованных зданиях укреплялись таблички с надписью «В обществе «Россия» застраховано».
Как татары-домовладельцы страховали свое жилье
Например, городская усадьба купеческой семьи Айтугановых была застрахована Обществом взаимного страхования имуществ в Казани в 1891 году на солидную сумму - на 22 тысячи рублей.
К услугам страховщиков обращались не только состоятельные мусульмане, но и небогатые семейства. В течение десяти лет страховала в «Страховом от огня товариществе Саламандра» свой небольшой деревянный дом, состоящий из трех жилых комнат, мещанка из Ново-татарской слободы Казани Гайнизямал Гумерова. Женщина ежегодно платила около 4 рублей за дом, оцененный в 200 рублей.
Застраховав свой дом в нескольких обществах, после пожара в 1900 году не сумел получить страховую премию ни в одном из них житель Казани, некий Гафуров. Газета «Казанский телеграф» предупреждала своих читателей о последствиях такого двойного страхования.
Основное количество страхователей приходится на начало XX века. К примеру, в Казани с 1879 года функционировало Агентство московского страхового от огня общества. С 1903 года клиентами этого агентства были многие известные семьи — Алкины, Апанаевы, Ахмеровы, Кашаевы, Сайдашевы, Хусаиновы. Предприниматели, кроме жилых домов, страховали торговые помещения и товары. Стоимость страхования зависела от расположения дома. Например, в более пожароопасных частях города, где преимущественно были деревянные застройки, страхование стоило дороже.
"Непременно нужен татарин"
В начале XX века членами правления Казанского городского общества взаимного от огня страхования избирались Мухамедзян Сайдашев, Габдулла Апанаев. Перед избранием Апанаева, в 1914 году страхователи-татары настаивали, что «желательно и необходимо, что бы в члены правления было избрано непременно лиц из мусульман».
О распространенности этого явления говорит и тот факт, что страховые общества давали свои объявления на страницах татарской периодической печати. Например, реклама агентств «Саламандра» и «Россия» часто публиковалась в газете «Эль-ислах».
Помимо страхования недвижимого имущества, горожане старались застраховать и наиболее ценное движимое имущество. Наряду с мебелью, это могли быть постельное белье, одежда, посуда, музыкальные инструменты, фототехника и другие ценные предметы.
Из сообщения газеты "Казанский телеграф", 1907 год:
«Агентом страховых обществ «Помощь» и «Московского коммерческого общества» В.Х. Снеговым в нынешнем году практиковался прием на хранение на весь период дачного времени, всевозможных вещей из домашней утвари до экипажей и лошадей включительно. Для этого Снеговым были оборудованы особого рода помещения с бетонными стенами и потолками и с асфальтовыми полами. Насколько такое нововведение является рациональным у нас здесь в Казани, видно уже из одного того, что лишь только г. Снеговой успел оборудовать помещение, как до 40 квартир были отданы ему на страх уехавшими на дачи клиентами».
Например, долгие годы страховал свои фотоаппарат и другие фотоприборы один из первых татар-фотографов Абдулгази Миннигалеев:
Так и быть, надо застраховать и мечеть!
Несмотря на то, что страхование имущества и жизни все больше входили в обиход, у этого социального действия оставалось еще немало противников. Для мусульманина странной была сама мысль полагаться еще на кого-то, пытаться заранее предвидеть отдельные последствия тех или иных будущих событий. В итоге, некоторые передовые муллы выступили даже в защиту нового явления. Например, в Троицке (Оренбургская губерния) в 1910 году знаменитый ишан Зайнулла Расулев высказался о том, что страхование жизни и имущества от несчастных случаев не противоречит исламу.
О повседневности этого явления среди татарского населения говорит то, что накануне 1917 года страховали имущество уже и представители мусульманского духовенства. Так, дом муллы 17-й соборной мечети г. Казани Мубаркзяна Мансурова в 1916 году был застрахован в обществе «Якорь» на 3000 рублей.
К 1917 году страховали свое имущество и татары из уездных городов. Это могли быть и общинные здания, например, мечеть, мектебы и медресе. Таким образом, страхование стало для большинства имущих татар необходимым элементом городского быта.
Страхование здоровья и жизни
В начале XX века находит немало сторонников среди мусульман и услуги по страхованию жизни. Например, в бывшем Музее национальной культуры НКЦ «Казань» хранилось свидетельство о «страховании на случай смерти» 37-летнего Ибрагима Исхаковича Апанаева, проживающего в Казани, 1876 г.р. Застраховался он в 1913 году в Первом Российском Страховом обществе на сумму 6000 рублей на срок до 1936 года. Увы, его страховой полис потерял юридическую силу уже после 1917 года.
Помимо добровольного страхования жизни, уже к 1912 году российским законодательством устанавливается обязательное социальное страхование рабочих от болезни или несчастных случаев. Для этого с 1912 года начинаются специальные вычеты из зарплаты рабочих и вводится доплата со стороны работодателя. Еще до официального утверждения, существовала практика выдачи единовременных пособий после несчастных случаев семьям погибшего рабочего. Но каждый случай рассматривался в индивидуальном порядке и, как правило, требовал от родственников пострадавшего или умершего человека, долгих хождений по различным инстанциям.
Особенно темой страхования жизни интересовались представители образованного молодого поколения татар. Так, в газете «Эль-Ислах», читательскую аудиторию которой составляла, в основном, молодежь, неоднократно публиковались статьи об этом.
Услуги по страхованию жизни предлагало Общества Братского Взаимного страхования «Мусульманин», которое также было рассчитано преимущественно на интеллигенцию. Вступление в такое общество «сделает жизнь более солидной, т.к. сознание, что после меня, мои близкие не останутся на улице, дает силу и энергию работать теперь», - так оно рекламировало свои услуги в одноименном издании. Правда, журнал этот не оправдал ожидания татар Волго-Уральского региона и получил сомнительную репутацию. Но это немного другая история.
Таким образом, стремление обезопасить свою жизнь и имущество при помощи материальных ресурсов являлось одним из признаков буржуазных взаимоотношений, которые предусматривали главным образом только обмен товарами и услугами и не были обременены родственными, соседскими или иными социальными связями.
При несчастных случаях горожанин уже не рассчитывал на помощь соседей, членов прихода. В это время происходила трансформация традиционной мусульманской общины, в городах развивалась все большая анонимность, каждый человек был предоставлен самому себе. Поэтому он искал определенные гарантии, пытался защитить себя и своих близких при помощи страховых услуг.