Найти в Дзене

Русский язык: как сделать интересно

Оглавление

Удовольствие от получения новой информации – основной двигатель нашего развития. Но писать бесконечные диктанты и делать однотипные упражнения так скучно! Да и проверять их тоже совсем не весело. Ольга Александровна Величенкова, кандидат педагогических наук, доцент ИПКР МГПУ, призывает: взрослые, сделайте интересно сначала себе, а потом ребёнку!

Эти жуткие правила!

Заглянем в учебник. Надо выучить правило. А вы сможете его повторить? Если оно написано лингвистически точно, но очень сложно – это бесполезный тяжёлый костыль, который только мешает идти.

  1. Упрощайте. Есть разные учебники, в некоторых из них самые доступные формулировки. В старых учебниках те же правила написаны легче и более понятно. Малышу можно не знать, что такое сильная и слабая позиция фонемы. Писать и читать он научится всё равно.
  2. Применяйте мнемоприемы: рифмовки, нелепицы, самостоятельно придуманные или готовые схемы-напоминалки. Размещайте их над рабочим местом ребенка, пусть будут всегда на виду.
  3. Примеры! Их обязательно надо запоминать к каждому правилу. Они помогают при решении орфографической задачи действовать быстро и по аналогии, а не вспоминать длинный алгоритм.

Конечно, без теории невозможно освоение правописания. Например, без знания состава слова (морфемики) не определить, в каком месте встретилась орфограмма: то ли корень, то ли суффикс.

Надо не только учить правила, но и формировать навык языкового анализа. Сложная задача – научить анализировать язык как явление. Но как без знания частей речи разобраться с -ться и -тся или с Н и НН в прилагательных и причастиях?

Языковой дневник

Заведите отдельную тетрадь или папочку для самого важного материала. Самую красивую. Следите за тем, чтобы в ней была структура, четкость, чтобы легко можно было найти нужное. Пусть это будет личный справочник по теории.

Обязательно включайте туда интересные факты и наблюдения над языком, например:

  • окончание -ой в прилагательных всегда ударное;
  • падежей в русском не шесть, а семь. Есть еще звательный: Вань! Миш! Нин!;
  • ё обязательно писать только в топонимах и если от буквы зависит смысл фразы, но если писать её по всему тексту, это не будет ошибкой.

Читайте книги. Уверена, вам помогут:

  • Иванова В.А., Потиха З.А. «Занимательно о русском языке»
  • Панов М. В. «Занимательная орфография»
  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секреты орфографии»
  • Граник Г.Г. «Секреты пунктуации»
  • Розенталь Д.Э. «Занимательный русский язык».

Как пополнить словарный запас

Часто ребенку, чтобы воспользоваться правилами, не хватает не языковой теории, а словарного запаса. Безударные гласные надо проверять, а проверочное слово просто отсутствует в лексиконе ребенка. Что делать?

1. Читайте ребенку. Родительское чтение – важный инструмент пополнения словарного запаса. Читайте и обсуждайте. Мы часто сетуем на то, что современные дети не читают. А мы? Для дошкольника и младшего школьника полчаса с родителем и книгой перед сном – огромный вклад в его языковое развитие.

2. Играйте. Есть большое количество настольных и электронных игр, которые помогают развивать словарный запас:

  • «Ихний Ихневич»;
  • Лото с проверкой̆: «Непроизносимые согласные или Привидения в...»;
  • Лото с проверкой «Орфографический этюд» ЦОТР Ребус;
  • «Килограмм словарных слов» УМЦ Ребус;
  • «Зри в корень» УМЦ Ребус;
  • «Три склонения в упражнениях» ЦОТР Ребус;
  • «Мы с тобой одного корня» ЦОТР Ребус;
  • «Игра с глаголами» ЦОТР Ребус;
  • «Словодыр»;
  • «Спасти безударную!»;
  • «Орфографический фоторобот»;
  • «Глаголица».

3. Головоломки, кроссворды, ребусы, загадки и просто нескучный русский язык: «Балда», «Виселица», «Море слов», «Скрабл». Вспомните свои школьные игры и ищите новые.

Используйте неучебники по русскому. Многие невероятно талантливые писатели, ученые, просветители создают пособия в этом жанре. Это вроде бы и упражнения, и нет. Весело, по-хулигански, удивительно. Например:

  • Аромштам М.С. «Как несчастный лошадёнок стал счастливым; Правописание непроизносимых согласных в корне слова»;
  • Аромштам М.С. «Путешествие в Чудинию»;
  • Аромштам М.С. «День зимнего солнцестояния»;
  • Кронгауз М., Арутюнова Е., Панов Б. «Неучебник по русскому языку. Орфография» (в двух частях).

Учение – мучение?

Не затягивайте занятия! Часто и понемногу – базовый принцип обучения. Особенно это касается тех орфограмм, которые придется запомнить. Словарные слова невозможно выучить аврально. И еще труднее узнать словарное слово в его родственнике: учил берёзу, а подберёзовик написал через И. Заведите карточки со словарными словами, орфографические блокнотики держите в машине, берите с собой при поездках в общественном транспорте. Находите возможность повторять, не превращая это в нудные занятия.

Включитесь в олимпиадное движение. В любом формате. В МЭШ, в школе. Ребенку трудно? Все дело в навыке. Пусть поучаствует в олимпиаде для детей помладше. Помогайте и подсказывайте. Проходите тесты по русскому языку сами. Возможно, ребёнок заразится азартом погони за правильным ответом и сам решит пройти олимпиадные задания.

Ходите вместе в интересные места, связанные с изучением русского языка. Например, чудесный музей русской письменности на ВДНХ. В нем есть интерактивные программы даже для детей с трудностями в обучении.

Читайте и слушайте научно-популярные книги и подкасты: «Радионяня», «Чевостик» и т.п. И даже рэп про русский язык! Подросткам, которые готовятся сдавать ОГЭ или ЕГЭ, правила поможет выучить проект ЧЕРНОЕ ОЛОВО с альбомом «ВЕСЬ РУССКИЙ»

Полюбите русский сами, и он ответит взаимностью!