С первым снегом полевой сезон обычно закрывается, а новые поиски откладываются до весны. Начинается время разбора и обработки собранного за лето материала. Впрочем, нет-нет, да и промелькнет мысль: а не съездить ли на какой-нибудь разрез, вдруг пара стенок еще доступна?
Что ж, если очень хочется и руки чешутся — поиск окаменелостей зимой вполне возможен. Ограничивается количество доступных месторождений и слоев, сложнее становится дорога, короче световой день, да и сами зимние сборы превращаются в своеобразный вид спорта, но самых стойких вполне могут ждать интересные зимние находки.
Основная проблема — конечно, снег. Свободны от него, как правило, отвесные стенки карьеров (на них снег не удерживается), да свежие отвалы, высыпанные уже после последнего снегопада. Но ведь до карьера нужно еще и дойти: тропы к таким местам пробивают крайне редко. Значит, придется делать это самим. Тут пригодятся снегоступы, или, как минимум, гамаши. Химические грелки для рук и ног и термос горячего чая даже нужнее, чем в обычном зимнем походе: ведь большую часть времени придется проводить не в движении, а неспешно разбирая породу на одном месте.
Месторождения, подразумевающие разработку конкретного слоя, вообще одинаково хороши для поисков что зимой, что летом. Самое сложное — до этого слоя добраться, расчистив снег и продолбив киркой верхний слой мерзлого грунта. После этого скорость и результативность поисков будут примерно такими же, как в теплое время. Кстати, сделанную летом закопушку можно в конце осени заранее накрыть чем-нибудь от осадков: тогда хотя бы разгребать снег не придется.
Вполне комфортны для зимних поисков места, где выходы пород соседствуют с незамерзающими источниками воды, например, стекающими со склона родниками. Только, пожалуйста, не надо долбить стенки подмосковных водопадов: их у нас и без того немного.
Сугробы могут не только затруднять передвижение, но и помогать палеонтологам. Например, если под стенкой навалило много снега, становится возможным изучить с сугробов слои, недоступные летом с высоты человеческого роста. Именно потому, что летом их обычно никто не осматривает, возможны богатые сборы, пусть и на небольшой площади.
Хороший мороз причиняет искателям неудобства — но он же способен консервировать находки, позволяя довезти их до дома. К примеру, фрагментированные остатки в полужидких глинах собрать летом без потерь точно не получится. Зимой же плитка, извлеченная из-под воды или из слоя, моментально промерзает и становится «каменной». Довезти такие образцы и начать расчистку и консервацию до того, как они начали оттаивать — дело техники. Если не получается приступить к консервации в тот же день, можно временно переместить сборы на открытый балкон или в морозильную камеру, а заняться ими позже.
Бывают и традиционно «зимние» точки — месторождения, на которых летом сбор невозможен или затруднен из-за высокого уровня воды или слишком опасных стенок (промерзший грунт держится лучше).
Наконец, можно попросту переместиться туда, где снега и мороза нет: в подземные выработки, либо слетать или съездить за окаменелостями в чуть более южные края. Но это уже совсем другая история.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
Возник вопрос по статье? Не стесняйтесь задать его в комментарии.
Еще статьи по теме: