Найти в Дзене
ВДЦ «Орлёнок»

Мозаика как цитата эпохи

Член Союза Художников России, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, дипломант Российской Академии Художеств Екатерина Данильченко побывала в «Орлёнке» для проведения предварительной оценки состояния объектов монументальной живописи и их последующей реставрации. Мозаичное полотно на здании школы из морской гальки с её мягкой природной фактурой и керамической плиткой, которой, словно пером, прорисованы контуры и штрихи – палаточный лагерь у моря в ярких лучах солнца, а на торцевых фасадах – птицы и звери, которые словно замерли на стенах, чтобы через минутку снова шагнуть в живой мир окружающего их леса. Этим мозаикам ровно 60 лет и уже утрачены документы, которые подтвердили бы авторство. Предположительно, им может быть заслуженный художник России, сочинский монументалист и эмальер Артур Скрипников. Он же скорее всего был автором монументального панно в смешанной технике под названием «Пионерия» на здании лагеря «Стремительный». На фасаде соседнего «Звёздного» – выразите

Член Союза Художников России, лауреат премии Правительства РФ в области культуры, дипломант Российской Академии Художеств Екатерина Данильченко побывала в «Орлёнке» для проведения предварительной оценки состояния объектов монументальной живописи и их последующей реставрации.

Мозаичное полотно на здании школы из морской гальки с её мягкой природной фактурой и керамической плиткой, которой, словно пером, прорисованы контуры и штрихи – палаточный лагерь у моря в ярких лучах солнца, а на торцевых фасадах – птицы и звери, которые словно замерли на стенах, чтобы через минутку снова шагнуть в живой мир окружающего их леса. Этим мозаикам ровно 60 лет и уже утрачены документы, которые подтвердили бы авторство. Предположительно, им может быть заслуженный художник России, сочинский монументалист и эмальер Артур Скрипников.

-2

Он же скорее всего был автором монументального панно в смешанной технике под названием «Пионерия» на здании лагеря «Стремительный». На фасаде соседнего «Звёздного» – выразительный гимн спорту и красоте человеческой пластики авторства известных советских художников-монументалистов Александра Королёва и Бориса Малуева, а на торце их же яркое монументальное керамическое полотно«Космос». Рельефно-мозаичное панно «Созвездие Водолея» появилось в плавательном бассейне Дворца культуры и спорта в 1972 году, его авторы – художники Олег Кузнецов и Георгий Прикот.

-3

Это далеко не полный перечень объектов монументального искусства на территории Центра, с которыми Екатерина Данильченко познакомилась во время своего пребывания в «Орлёнке». И по её отзыву, большинство требуют серьёзной заботы реставраторов.

Монументальный, по словарю Владимира Даля, это «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника». В «Орлёнке» произведения монументального искусства, пусть и являясь по сути памятниками культуры (и этот статус наверняка когда-то получат), существуют в таком единстве с архитектурой и пейзажем, что, безусловно, являются важнейшей пластической или смысловой доминантой всей его пространственной среды. Да, в них застыло время с его идеологией и социальными тенденциями, но месседж, который они несут, находится где-то в иной плоскости. По мнению Екатерины Данильченко, цель визита которой в «Орлёнок» заключалась в предварительной экспертизе и общей оценке состояния мозаичных панно, все они являются выразителями философских концепций самых мощных мировых культур, и эту мысль нам ещё только предстоит освоить.

– Архитектура «Орлёнка» открыта пространству окружающей её природы. Здесь остро ощущаешь то, что здание, в котором ты живешь, находится на планете Земля и ты – её часть. С одной стороны, здесь можно «прочитать» отсылку к японскому синтоизму, а с другой – то чувство, с которым жили советские люди в 60-е годы: страна шагнула в космос, и человек ощутил себя явлением планетарного масштаба, частью Вселенной.

-5

Живописец, график, скульптор, монументалист Екатерина Данильченко убеждена, что все архитектурные сооружения в «Орлёнке» и его мозаичные и монументальные полотна имеют международное значение и изучать их нужно в контексте мировой культуры, а ещё она считает, что помимо их сохранения «Орлёнок» способен выступить неким началом возрождения монументальной живописи, которая в эпоху цифрового искусства и стандартизирования всего и вся способна привнести в новую архитектуру Центра человечность, содержание и смысл. Речь идёт о художественном оформлении пространств Общественного центра, лагерей «Олимпийская деревня» и «Олимпийский».

Следующим шагом в рамках сотрудничества мастерской художницы Екатерины Данильченко с «Орлёнком» станет создание экспертной группы, которая выполнит оценку состоянии имеющихся на территории Центра произведений монументального и мозаичного искусства с рекомендациями по их сохранению, а также даст заключение об объёме и содержании реставрационных мероприятий.

А для начала есть идея отреставрировать мозаику «Мифы древней Греции» авторства Василия Гусарова и Валентина Леканова в Гобеленовом зале ДКиС – утраты там некритичные – вместе с орлятами.

Фото Марии Тороповой
Фото Марии Тороповой

Материалы подготовила Марина Кардашина, фото автора.