Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом,
а сыны царства будут извержены (Мф. 8: 11–12)
Евангелие рассказывает историю римского офицера, который неожиданно воспылал человеческим состраданием, причем даже не к своему солдату, а к заболевшему слуге. И направился он не куда-нибудь, а к иудею, о котором говорили, что он пришел спасти Израиль. Речь идет, конечно, об Иисусе Христе. Первое, что в этой истории удивляет и трогает до глубины души, – это забота сурового воина о слуге. «Что же, заболел, возьму другого», – мог бы подумать сотник. Однако он беспокоится, ищет, как того исцелить. Преданный только присяге и своему начальству участник войн и подавления восстаний, жесткий офицер, как ожидалось, в жизни мог быть способен лишь на грубые действия. И вот, напротив, он оказался столь человечным, что даже озаботился здоровьем своего слуги.
Второе – за помощью он идет к тем, кого римляне завоевали и покорили под свое владычество. Пребывая в покоренной стране, офицер знает, что среди местных появился человек, который пришел от Бога, так как многие получили от него исцеления. Он идет ко Христу и говорит: «Господи, мой слуга тяжко болен, исцели его». Иисус намеревается прийти к нему, но слышит в ответ такое, что поистине Его изумляет: «Когда я говорю моим подчиненным – делают. Так и Ты – не ходи ко мне, а только скажи слово, и слуга мой будет здоров» (ср. Мф. 8: 8–10).
Какое сочетание качеств в военном, казалось бы, столь далеком от веры человеке. Захватчик из далекой языческой империи показывает свою человечность и такую веру в Бога, что Иисус констатирует факт, который должен стать напоминанием и побуждением к действию. Он говорит, что многие придут извне – с востока и запада – и займут перед Богом место тех, которые должны были Ему поклоняться и служить как своему Царю. Будут же «извержены вон» те избранные, среди которых не обнаружилось той веры, что открылась у других людей, не избранных Богом и живших своей обычной жизнью. Христос говорит сотнику: «Иди, и, как ты уверовал, да будет тебе» (Мф. 8: 13). Тот пошел, и его слуга исцелился. Значит, ответ Христов был точно таким, как ожидал воин.
Нечасто Христос возвышает веру людей – напротив, обычно упрекает в маловерии, даже всегда находившихся рядом с Ним апостолов, не говоря уже о фарисеях и книжниках. Ожидалось, что народ Божий должен иметь крепкую веру, но таковой там не нашлось. Обратим внимание на соотношение веры сотника и его человеческого облика. Евангелие отмечает: вера в Бога связана с человеческим обликом. Это неспроста явилось в римском воине-поработителе, который поселился в Иудее по приказанию начальства, чтобы поддерживать установленный Римом порядок. Сотник оказался неплохим человеком, что подчеркивается его отношением к слуге и заботой о нем. Он даже как бы переступил через достоинство офицера, когда пошел к целителю, который находился среди народа, растоптанного и покоренного Римом. Суровый воин пошел ради слуги на умаление своего офицерского достоинства – его человечность оказалась напрямую связанной с верой в Бога, которая удивила Самого Господа. Для тех в Израиле, кто называл себя верующими, вдруг появляется иной верующий человек, который не причастен иудейской традиции.
Стоит задуматься: к изумившей Христа вере здесь подводит простое человеческое поведение. Таким должно стать и наше отношение к другим людям – ближним и дальним, которые от нас зависят и кому можно помочь. Если не можем сами, обратимся к Богу, как тот римлянин. Он не мог исцелить слугу и отправился искать того, кто может это сделать. Так человек обрел Бога. Иногда личную веру замыкают на исполнении определенных правил и обычаев, традиционных для веры своего народа. А другие верят не так...
Приходит мысль, что для личной веры достаточно быть представителем своего народа. Христос опровергает подобное рассуждение со словами: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8: 10). Вот язычник доверился Богу, когда хотел помочь тому, кто обязан ему служить, и обрел то, о чем просил. Верим и стараемся, просим и не получаем…
«Многие придут с востока и запада» – не упрек, а напоминание, что Бог любит всех и ожидает от людей взаимного служения, любви и заботы друг о друге. Иногда бывает полезно переступить через свои убеждения и правила ради доброго дела и помощи человеку и хоть на время ощутить себя добрым самарянином, а не священником и левитом, прошедшими мимо «впавшего в разбойники» (см. Лк. 10: 30–36). «Даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23: 23). Неотступное следование традиции укрепляет нашу веру, память о милости поддерживает человечность. А сочетанием веры и человечности можно «удивить» даже Христа.
Подготовил Владимир Басенков
Протоиерей Георгий Завершинский