Найти в Дзене
Сретенский монастырь

О СОЧЕТАНИИ КАЧЕСТВ

Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, 
а сыны царства будут извержены (Мф. 8: 11–12)

Евангелие рассказывает историю римского офицера, который неожиданно воспылал человеческим состраданием, причем даже не к своему солдату, а к заболевшему слуге. И направился он не куда-нибудь, а к иудею, о котором говорили, что он пришел спасти Израиль. Речь идет, конечно, об Иисусе Христе. Первое, что в этой истории удивляет и трогает до глубины души, – это забота сурового воина о слуге. «Что же, заболел, возьму другого», – мог бы подумать сотник. Однако он беспокоится, ищет, как того исцелить. Преданный только присяге и своему начальству участник войн и подавления восстаний, жесткий офицер, как ожидалось, в жизни мог быть способен лишь на грубые действия. И вот, напротив, он оказался столь человечным, что даже озаботился здоровьем своего слуги.

 Й. Икенс. «Капернаумский центурион молит Иисуса об исцелении своего слуги», 1651 г.
Й. Икенс. «Капернаумский центурион молит Иисуса об исцелении своего слуги», 1651 г.

Второе – за помощью он идет к тем, кого римляне завоевали и покорили под свое владычество. Пребывая в покоренной стране, офицер знает, что среди местных появился человек, который пришел от Бога, так как многие получили от него исцеления. Он идет ко Христу и говорит: «Господи, мой слуга тяжко болен, исцели его». Иисус намеревается прийти к нему, но слышит в ответ такое, что поистине Его изумляет: «Когда я говорю моим подчиненным – делают. Так и Ты – не ходи ко мне, а только скажи слово, и слуга мой будет здоров» (ср. Мф. 8: 8–10).

Какое сочетание качеств в военном, казалось бы, столь далеком от веры человеке. Захватчик из далекой языческой империи показывает свою человечность и такую веру в Бога, что Иисус констатирует факт, который должен стать напоминанием и побуждением к действию. Он говорит, что многие придут извне – с востока и запада – и займут перед Богом место тех, которые должны были Ему поклоняться и служить как своему Царю. Будут же «извержены вон» те избранные, среди которых не обнаружилось той веры, что открылась у других людей, не избранных Богом и живших своей обычной жизнью. Христос говорит сотнику: «Иди, и, как ты уверовал, да будет тебе» (Мф. 8: 13). Тот пошел, и его слуга исцелился. Значит, ответ Христов был точно таким, как ожидал воин.

Нечасто Христос возвышает веру людей – напротив, обычно упрекает в маловерии, даже всегда находившихся рядом с Ним апостолов, не говоря уже о фарисеях и книжниках. Ожидалось, что народ Божий должен иметь крепкую веру, но таковой там не нашлось. Обратим внимание на соотношение веры сотника и его человеческого облика. Евангелие отмечает: вера в Бога связана с человеческим обликом. Это неспроста явилось в римском воине-поработителе, который поселился в Иудее по приказанию начальства, чтобы поддерживать установленный Римом порядок. Сотник оказался неплохим человеком, что подчеркивается его отношением к слуге и заботой о нем. Он даже как бы переступил через достоинство офицера, когда пошел к целителю, который находился среди народа, растоптанного и покоренного Римом. Суровый воин пошел ради слуги на умаление своего офицерского достоинства – его человечность оказалась напрямую связанной с верой в Бога, которая удивила Самого Господа. Для тех в Израиле, кто называл себя верующими, вдруг появляется иной верующий человек, который не причастен иудейской традиции.

Стоит задуматься: к изумившей Христа вере здесь подводит простое человеческое поведение. Таким должно стать и наше отношение к другим людям – ближним и дальним, которые от нас зависят и кому можно помочь. Если не можем сами, обратимся к Богу, как тот римлянин. Он не мог исцелить слугу и отправился искать того, кто может это сделать. Так человек обрел Бога. Иногда личную веру замыкают на исполнении определенных правил и обычаев, традиционных для веры своего народа. А другие верят не так...

Приходит мысль, что для личной веры достаточно быть представителем своего народа. Христос опровергает подобное рассуждение со словами: «И в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8: 10). Вот язычник доверился Богу, когда хотел помочь тому, кто обязан ему служить, и обрел то, о чем просил. Верим и стараемся, просим и не получаем…

-2

«Многие придут с востока и запада» – не упрек, а напоминание, что Бог любит всех и ожидает от людей взаимного служения, любви и заботы друг о друге. Иногда бывает полезно переступить через свои убеждения и правила ради доброго дела и помощи человеку и хоть на время ощутить себя добрым самарянином, а не священником и левитом, прошедшими мимо «впавшего в разбойники» (см. Лк. 10: 30–36). «Даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23: 23). Неотступное следование традиции укрепляет нашу веру, память о милости поддерживает человечность. А сочетанием веры и человечности можно «удивить» даже Христа.

Подготовил Владимир Басенков

Протоиерей Георгий Завершинский

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм