Найти в Дзене

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ), симптомы, диагностика, психокоррекция.

Здравствуйте дорогие друзья!

В практике сейчас веду несколько детишек с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ). Данная статья основана на трудах опытных психологов, и врачей, которые составляют коррекционной программы и успешно помогают детям. Статья длинная, потому что поверхностное изучение этой темы считаю абсолютно бессмысленным занятием. В списке литературы указаны источники. Для меня было важно структурировать информацию, а также структурировать свою работу. Надеюсь данная статья будет полезна как родителям, так и специалистам!

- Что же это за диагноз?

Это неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. 

При данном расстройстве нарушается функционирование центральной нервной системы (преимущественно в области ретикулярной формации головного мозга), которое приводит к трудностям с концентрацией и поддержанием внимания, нарушениям памяти и способности к обучению, а также сложностям в обработке информации. 

-2

Синдром дефицита внимания встречается как у детей, так и у взрослых. Если СДВГ не выявлен в детском возрасте, то заболевание может переходить во взрослую стадию.

Признаки СДВГ взрослых людей:

  • частая забывчивость;
  • плохая ориентация в продолжительности времени, частые опоздания;
  • постоянный беспорядок на рабочем месте;
  • неорганизованность в делах, много начатых, но незавершённых дел.
  • гиперактивность;
  • нарушение внимания — трудно сосредоточиться и поддерживать концентрацию внимания в течение времени, характерного возрасту, не получается абстрагироваться от воздействия различных раздражителей внешней среды;
  • лёгкие неврологические нарушения — подергивание мышц лица, дрожание пальцев рук (тремор), непроизвольные сокращения мышц (гиперкинезы), нарушение координации движений и сухожильных рефлексов, изменение ассоциативных движений;
  • эмоциональная лабильность — частые смены настроения, повышенная раздражительность, тревожность, чувство страха, повышенная плаксивость, беспокойство;
  • нарушение восприятия — чаще всего поражается зрительный анализатор, дети не могут обвести контуры рисунка, нарисовать предметы, различать размеры и направления, плохо ориентируются в пространстве, не могут отличить часть от целого, неправильно читают буквы, на слух плохо различают отдельные согласные звуки, неверно воспроизводят ритм;
  • повышенная импульсивность;

повышенная утомляемость (психическая и физическая);

нарушения речи и произношения.

Нарушения, сопутствующие СДВГ:

  • невротические привычки — обкусывание ногтей (онихофагия), сосание большого пальца, многочисленные стереотипные движения (кивание головой, наклоны туловища, постоянное сжимание пальцев и т. п.). Всё это свидетельствует о состоянии внутреннего напряжения;
  • нарушение сна с первых дней после рождения ребёнка. Нарушается ритма сна — сонливость днём и бодрствование ночью, в более старшем возрасте — позднее засыпание с тяжёлым подъёмом утром;
  • боязливость;
  • повышенная психическая утомляемость, которая проявляется как быстрая усталость и частые головные боли;
  • нарушение аппетита;
  • навязчивые тики — в большинстве случаев возникают на лице, но иногда на туловище и шее;

заикание.

Тики и заикание являются проявлением недостаточной координации и повышенной возбудимости.

Классификация и стадии развития синдрома дефицита внимания

-3

-4

В DSM-5 выделяется три типа основных расстройств и два дополнительных ("другое уточнённое" и "неуточнённое"):

  • Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание дефицита внимания. преимущественно невнимательный — чаще диагностируется в подростковом возрасте и составляет до 30% от всех случаев. Ребёнку тяжело фокусироваться на задачах, доводить дело до конца, выполнять рутинные действия. Он быстро теряет концентрацию и отвлекается на посторонние, более интересные для него вещи (иногда это мысли или воспоминания). 
  • Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности. Преимущественно гиперактивный и импульсивный — составляет около 15% всех случаев. Как правило, диагностируется у детей дошкольного возраста или у учеников младших классов. Выражается в необычном бесстрашии ребёнка, которое может привести к травмам, иногда — в агрессивном поведении. 
  • Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: смешанный тип. Смешанный — самый распространённый тип СДВГ, на него приходится около 50–75% случаев. В таком типе нарушения сочетаются признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. Первые два проявления с возрастом становятся менее заметными, а неспособность концентрироваться на задачах чаще всего остаётся неизменной.

Дорогие родители, почитайте внимательно описание симптомов, обратите внимание на периодичность их проявления! Не стоит бояться, а для профессиональной диагностики необходимо обратиться к неврологу.

-5

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием дефицита внимания для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

  • не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки в учёбе, работе или при других занятиях;
  • испытывает трудности с удержанием внимания на задачах или играх;
  • кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
  • не выполняет инструкции и не успевает закончить учёбу, домашние дела или рабочие обязанности из-за того, что отвлекается;
  • испытывает проблемы с распорядком дня;
  • избегает, не любит или неохотно выполняет задачи, требующие продолжительных умственных усилий (например, домашние задания в школе);
  • теряет свои вещи (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, деньги, ключи, документы, очки, мобильные телефоны);
  • легко отвлекается;
  • забывчив в повседневной деятельности. 
-6

Для постановки диагноза СДВГ с преобладанием гиперактивности для детей до 16 лет достаточно шести симптомов, для подростков старше 16 лет и взрослых — пяти. Ребёнок или взрослый с СДВГ:

  • ёрзает на стуле, хлопает руками или ногами;
  • покидает своё место за партой или рабочее место в ситуациях, когда это неуместно;
  • не может спокойно играть или работать;
  • активно двигается в ситуациях, когда это неуместно;
  • слишком много говорит;
  • отвечает до того, как вопрос завершен;
  • при игре или общении не может дождаться своей очереди, часто перебивает других, вмешивается в разговоры или игры.

Симптомы дефицита внимания или гиперактивности должны присутствовать регулярно не менее шести месяцев. 

-7

Факторы, способствующие усугублению состояния при СДВГ:

  • социальные — внутрисемейные конфликты, присутствие в окружении людей с агрессивным поведением, тяжёлые ссоры между родителями, алкоголизм в семье, телесные наказания. Эти факторы стирают грань между «хорошим» и «плохим» поведением. Так, если ребёнок видит, что родители дерутся между собой или применяют к нему насилие (удары, физическое удержание на месте), он считает такой способ взаимоотношений нормальным и может применять его к сверстникам, не пытаясь сдерживать себя;
  • психологические — ругань, осуждение и критика со стороны взрослых не учат ребёнка справляться со своими импульсами. Напротив, он становится более закрытым: развивается низкая самооценка, пропадает мотивация исправлять поведение или обсуждать со взрослыми проблемы, связанные с самоконтролем. В некоторых случаях у ребёнка может обостриться раздражительность и агрессивное поведение;
  • пищевые — недостаток веществ, которые нужны для работы мозга, может способствовать развитию симптомов СДВГ. Это различные витамины, макро- и микроэлементы (особенно магний), а также полиненасыщенные жирные кислоты омега-3.

Памятка для родителей

-8

Родители, в данной ситуации переживают различные чувства – отрицание, разочарование, гнев, стыд, страх и тревогу за будущее.

Вашему «неспокойному» ребеноку требуется много сил и времени, самообладания от мамы и папы. Ваша энергия иссякает и усталость, напряжение берёт верх, приводя к эмоциональному выгоранию. 

Готовясь к данной статье, я сталкивалась с очень вдумчивыми статьями и длинными, где четко описаны симптомы, методы диагностики, разработанные программы психокоррекции, с благодарностью отношусь к авторам!

На ряду с этими материалами я встречала и более короткие поверхностные статьи, с конкретными «рекомендациями» для родителей, которым «некогда» вникать в проблематику.  

Дорогие мои родители, без грамотной диагностики у врача (невролога), без индивидуальной программы, которая подойдет именно Вашему ребенку, без коллегиальной работы семьи, врача, психолога и педагога ребенку помочь будет очень сложно. По этому найти время на изучение необходимо. А быстрые, шаблонные рекомендации явно не принесут успеха. 

-9

Тем не менее, коррекция действительно имеет положительную динамику и хорошие результаты! 

Если все участники процесса выполняют свою роль: - врач выстраивает медикаментозное лечение, педагог, учебный процесс, психолог коррекционную программу, родители не забывают о своей жизни и собственных интересах, собственном здоровье, и следуют определённым правилам, то и ребёнок постепенно обучается саморегуляции, повышается концентрация внимания и эмоциональная стабильность. 

Коррекция СДВГ всегда подбирается индивидуально и должна быть комплексной исходя из тяжести проявлений. 

-10

Правила для родителей:

1.Заняться собой

Помните, что воспитание ребенка с СДВГ требует гораздо больше сил, чем воспитание нейротипичного ребенка. Поэтому первое, что нужно сделать — это заняться собой: начать высыпаться, правильно питаться, заниматься спортом и уделять время своим хобби. Продумайте как на ежедневной основе вы будете набираться сил. Не раз в полгода, а каждый день делайте что-то для себя, чтобы не выгореть.

2. Принять реальность

Примите за аксиому: дело не в том, что ребенок не хочет, а в том, что он не может. У него физически не получается усидеть на месте, быть внимательным, сконцентрироваться. Ребенок и рад бы стараться, но у него не получается. А если его постоянно ругают и наказывают, то в какой-то момент ему станет просто все равною, ведь никому не нравится постоянно выслушивать критику. Ребенок попадает в свой собственный замкнутый круг.

3. Избавиться от завышенных ожиданий

Составьте список всего того, что бы хотели от ребенка. Посмотрите на этот перечень задач трезвым взглядом и подумайте, а может ли он вообще все это делать? А вы смогли бы? Выделите из этого списка самое-самое важное. Его должно быть совсем немного. И если, например, это пункт про учебу в школе, то одного его достаточно за глаза и за уши. Затем сформулируйте детально свои требования и ожидания от ребенка. Не пишите «хорошая учеба и поведение», а формулируйте конкретно: «аккуратно выполненное дз, заполненный дневник, отсутствие замечаний» и т. д. Так вы сможете более точно объяснить ребенку, что от него требуется, и на какие моменты ему следует обращать внимание.

4. Зафиксировать свод правил

Со школьниками можно прямо прописать договор, с указанием обязанностей сторон (и родителей, и ребенка), и прописать систему поощрения и штрафов за косяки. Штрафовать при этом важно обе стороны, а не только ребенка, ведь правила должны распространяться на всех членов семьи.

5. Продумать систему мотивации

Это может быть «дневник успеха» или жетонная система. Лично мне нравится нематериальная мотивация. Например, ребенок месяц собирал наклейки в дневник успеха, осваивая новый навык. У него получилось, и тогда мы можем сказать ему: «Ты стал взрослее, ты научился делать… и поэтому теперь тебе можно…». Т.е. вместе с новой обязанностью, с новым навыком, ребенок получает и новую привилегию.

6. Грамотно организовать среду для ребенка

В учебной зоне не должно быть ничего, что могло бы отвлечь его. Только учебник и тетрадь. Даже расписание над столом может быть источником отвлечения. Для детей с СДВГ нет дизайна лучше, чем минимализм.

Скорее всего ребенку с СДВГ также будет сложно содержать свои вещи в порядке. И тут тоже поможет уменьшение вещей и упрощенная система хранения.

7. Хвалите ребенка

Ребенку с СДВГ, как и всем другим детям, нужно много позитивного внимания от родителей. Почаще говорите ребенку о своей любви, обнимайте и целуйте его, проводите с ним вместе время. Это поможет не только лучше понять ребенка, но и установить доверительные теплые отношения. Дав ребенку чувство безопасности и принятия, вы снизите стресс и облегчите его адаптацию.

8. Развивайте у ребенка самоконтроль

Несмотря на то, что у таких детей самоконтроль слаб, его можно развивать. Для этого стоит поощрять деятельность, которая требует сосредоточения. Это может быть сборка моделей из конструктора или пазлов, настольные игры, совместная готовка по рецепту.

9. Учите ребенка проявлять эмоции

Дети с СДВГ часто импульсивны, поэтому их нужно обучать распознавать свои эмоции и проявлять их социально приемлемым способом: открыто говорить о чувствах, включить музыку и танцевать, выплеснув напряжение через тело, покричать, порычать, попрыгать, поплакать, порвать бумагу: способов, которые не вредят ребенку и окружающим, может быть много и важно отталкиваться от того, что в семье считается приемлемым.

10. Организуйте спортивную нагрузку

Детям с СДВГ, как и всем детям, показаны занятия спортом. Важно, чтобы спорт не только давал разрядку организму, но и был в удовольствие.

Важно!

Не пытаться сразу выполнять все правила. Выбирайте то, что подходит вам и вашему ребёнку, добавляйте собственные правила, которые работают именно в Вашей семье. Каждый ребенок уникален, и индивидуальный опыт бесценен!

Кратко о том, что необходимо помнить:

  • для ребенка с СДВГ просто необходим четкий режим, чтобы мир был предсказуем;
  • очень помогают «ритуалы» для совершения определенных действий (укладывание на сон, занятия, питание);
  • обучение дошкольника с СДВГ лучше проходит в игровой форме (где дети могут достаточно свободно двигаться), до 6 лет лучше избегать обучения по школьному типу;
  • начинать занятия дома с 2х минут и постепенно увеличивать время, пусть они будут короткими и частыми;
  • На занятии необходимо убрать из поля видимости все отвлекающие объекты, оставить только то, что вы выбрали для занятия;
  • полезны занятия в кружках и секциях, где есть двигательная активность и очень важно, чтобы ребенок уважал педагога, который ведет занятие;

очень полезны прогулки, плавание, лыжи, коньки, а также закаливание;

  • стоит вдумчиво подходить к выбору учителя начальной школы, чтобы он со знанием и пониманием относился к детям с такой особенности. 

Современные методы психологической коррекции проявлений СДВГ у детей и подростков

-11

В настоящее время постоянно идет поиск новых средств и методов, которые позволили бы детям с СДВГ успешнее адаптроваться в образовательной и социальной среде. Анализ практической работы с детьми данной группы позволил выделить два наиболее перспективных направления. Одно из них предполагает использование нейропсихологических подходов, другое основано на привлечении методов арт-терапии.

Программы нейропсихологической коррекции детей с СДВГ

По мнению психологов, традиционные методы коррекции и развития перестают соответствовать характеру онтогенеза современных детей. С учетом специфики детской популяции, в основной своей массе имеющей те или иные признаки неврологической патологии, необходимо внедрять в повседневную практику современные технологии нейропсихологической коррекции, использующие процесс формирующего обучения.

Такими известными авторами, как Семенович А.В., Сиротюк А.Л., Пылаева Н.М., Ахутина Т.В, предложен метод замещающего онтогенеза. Метод направлен на активацию подкорковых образований головного мозга, развитие подкорково-корковых интеграций, меж- и внутри-полушарных связей, формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга как основы произвольной регуляции ребенка. Используя различные средства психологического воздействия специалисты влияют на мозговую организацию психических процессов. Предполагается активация трех функциональных блоков мозга (теория Лурия А.Р):

  • блока регуляции тонуса и бодрствования («я хочу»);
  • блока приема, переработки и хранения информации («я могу»);
  • блока программирования, регуляции и контроля (лобные отделы мозга, «я должен»).

Ярким примером реализации данного направления в практической работе является программа А.Л. Сиротюк, включающая комплекс упражнений, направленных на улучшение деятельности нарушенных у детей с СДВГ зон мозга.

Среди них следующие группы:

-12
  • Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. У ребенка должно появляться ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполняются сидя, стоя, лежа. Упражнения могут быть направлены на расширение диапазона движений по параметрам: быстрые-медленные, мягкие-жесткие, сильные-слабые, тяжелые-легкие, непрерывные-отрывистые, свободные–с сопротивлением. Целью данного комплекса является преодоление патологических ригидных телесных установок, блоков и зажимов, развитие рефлексии как основы произвольного внимания. Сосредоточенность на ощущениях, попытка их изменять являются способом повышения произвольности поведения, основой развития волевых качеств.

Кроме того, стимулируется вся сенсомоторная система ребенка, включая и речь.

ПРИМЕР: «Половинки», «Лучики», «Травинка на ветру».

  • Дыхательные упражнения развивают концентрацию внимания, создают основу для произвольной регуляции.
-13

Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов, подвластный сознательному и активному управлению со стороны человека. Важно обучить ребенка полному дыханию, включающему грудной и брюшной типы, которые выполняются в положениях лежа, сидя и стоя. Дыхание может сочетаться с движениями, воображением (визуализацией). Движения выполняются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.

ПРИМЕР:

Визуализация цвета

(надувание разноцветных шариков в животе). Дыхание только через левую и правую ноздрю.

Свечка

Ребенок должен встать прямо, перед ним поместите зажженную свечу. Он делает медленный вдох, а затем складывает губы трубочкой и производит выдох на пламя. Оно должно аккуратно отклониться, но не потухнуть. Не сразу получится, стоит обучать этому. По ходу упражнения отдаляйте свечку все дальше, чтобы увеличить нагрузку.

  • Упражнения для глаз и языка

полезны для системы зрения и органов артикуляции, активизируют кровоснабжения головного мозга. Кроме того, сочетания однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка налаживают сенсомоторные взаимодействия, важные для формирования навыков письма, чтения и счета.

-14

При выполнении упражнений голова фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя, на уровне переносицы, в положениях лежа, сидя, стоя, с фиксацией в крайних положениях. Удержание взгляда должно быть равным по длительности предшествующему движению.

ПРИМЕР: слежение по четырем осям и диагоналям, рисование в воздухе знака бесконечности (центр – напротив переносицы).

  • Коррекционные движения тела и пальцев
-15

развивают взаимодействие полушарий, снимают синкинезии (добавочные/ошибочные движения) и мышечные зажимы.

Центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

ПРИМЕР: «Лезгинка», «Колечки», «Написание букв на спине, на ладонях».

  • Реципрокные (перекрестные движения)

активизируют образование и миелинизацию нервных путей, связывающих полушария мозга, улучшают деятельность вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Целью данного комплекса является формирование одновременных и реципрокных координаций на основе взаимодействия рук или ног, движений правой и левой половины тела. Упражнения позволяют формировать у ребенка осевые (телесные, органные, оптико-пространственные) вертикальные и горизонтальные сенсомоторные взаимодействия.

Среди них наиболее важны следующие: язык – глаза, руки – ноги – дыхательная система, суставно –мышечно – дыхательная система. Согласованные движения глаз, рук, ног, язык позволяют сформировать единый сенсомоторный базис, активирующий (тормозящий) структуры речи, памяти, мышления, рисунок, письмо. Ползание, ходьба – отражение такой системной организации полушарных и межполушарных взаимодействий. У современных детей эти системы часто работают вразнобой.

ПРИМЕР: упражнение «Руки-ноги». Детям предлагается стоя прыгать на одном месте с одновременными движениями руками и ногами.

Цикл повторяется несколько раз.

«Ноги вместе – руки врозь,

Ноги врозь – руки вместе.

Ноги вместе – руки вместе,

Ноги врозь – руки врозь

  • Упражнения, предполагающие работу с различными ритмами.

Специалист предлагает ребенку прослушать и отстучать, отхлопать ритм, повторить двигательный ритм на рисунке.

Визуализация представляет собой репрезентацию в уме несуществующего объекта, явления или события. Образы бывают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные. Выполнение упражнения обеспечивается деятельностью обоих полушарий головного мозга (что согласовывает их деятельность), задействует образные представления и воображение детей.

ПРИМЕР: визуализация цвета, геометрических фигур, картин природы.

Релаксация развивает самоконтроль и самосознание.

Функциональные упражнения используются для целенаправленной коррекции дефицитарных функций.

Они включают в себя упражнения для развития внимания, произвольности и самоконтроля, элиминации гиперактивности и импульсивности.

Коммуникативные упражнения позволяют развивать навыки общения.

Индивидуальные упражнения направлены на углубление контакта с собственным телом, выражение состояний и отношений.

Парные упражнения способствуют расширению способности чувствовать, понимать и принимать партнера. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности развивают навыки взаимодействия в коллективе.

Большое внимание уделяется групповым правилам и ритуалам, поскольку они формируют внутренний контроль.

✅ Программы нейропсихологической коррекции СДВГ эффективны, но имеют ряд ограничений.

Они подходят для детей в возрасте до 10 лет. В них относительно мало внимания уделяется раскрытию творческого потенциала детей, повышению их самооценки. Вместе с тем, творчество рассматривается специалистами как одно из основных средств психологической поддержки детей с СДВГ. В этой связи хотелось бы акцентировать внимание на возможностях арт-терапии.

Использование арт-терапии в работе с детьми (подростками) с СДВГ.

-16

Арт-терапия в широком контексте является методом, использующим творческую деятельность для решения различных психологических задач.

К настоящему времени накоплен большой опыт применения арт-терапии в работе с детьми, имеющими эмоциональные и поведенческие проблемы. Установлено, что творческая деятельность помогает детям с СДВГ развивать навыки общения и способности к контролю над сильными чувствами.

Им обычно сложно описать свое состояние словами, рисунки заменяют язык и являются инструментом восприятия, переработки и передачи разных представлений.

Достоинства арт-терапии:

- предоставляет возможность участвовать каждому независимо от возраста и способностей;

- позволяет активизировать внутренние механизмы регуляции, самопомощи и исцеления;

- дает возможность выражать себя в атмосфере доверия, внимания к внутреннему миру человека;

- позволяет испытывать позитивные эмоции, формировать более активную жизненную позицию;

- задействует общение на невербальном уровне;

- является не только средством коррекции, но и развития ребенка (приведения его к состоянию большей зрелости, гармоничности и жизнестойкости), в том числе познавательных и творческих способностей;

- продукты творчества могут использоваться для исследования настроения, состояний, а также для оценки эффективности коррекционных программ;

- показана высокая эффективность использования арт-терапевтических методов для диагностики и коррекции агрессивности детей и подростков;

-17

* Существуют стандартизированные методы (графические тесты Р. Сильвер).

В арт-терапии используются следующие формы творческого самовыражения и изобразительные средства: графика, живопись, лепка, коллаж, фотография, средства музыкальной и драматической экспрессии, элементы литературного творчества, движения, танца.

Арт-терапия может проводиться в индивидуальном и групповом вариантах.

Арт-терапевтическая работа с проявлениями агрессии.

Методы арт-терапии имеют проективно-символическое содержание. Изобразительные средства позволяют ребенку безопасно выражать и объективировать свои чувства в создаваемой им продукции. Это помогает чувства осознавать и контролировать. Для достижения коррекционного эффекта важна психологическая проработка чувств. Ребенка следует научить переходить от грубых, хаотичных форм экспрессии к символическим, метафорическим формам изодеятельности. Если в жизни ребенок не может выплеснуть агрессию, ему помогут специальные игры и упражнения.

Упражнения, направленные на отреагирование агрессии.

Манипуляции с глиной: удары кулаком, разминание крупного куска глины, деструкция ранее созданных образов.

Техника рисования каракулей (ребенок в течение длительного времени, пока гнев «не остынет», а сам он не устанет) чиркает с закрытыми или открытыми глазами по бумаге круговыми движениями или рисует вихри.

«Живопись тела» - ребенок создает на бумаге мазки или отпечатки краски с помощью частей своего тела (ладоней, стоп). Достигается катарсис.

Элементы телесно-двигательной и музыкальной терапии.

Когда аффект удается «сбить», ребенка стимулируют к вербальному выражению чувств в видеметафорических и поэтических высказываний, ролевых монологов (диалогов), создания катарсического письма с использованием набора эмоционально заряженных слов (фраз), графическому оформлению плаката.

-18

Ребенку полезно выразить чувства, фантазии в метафорической визуальной, музыкальной или кинестетической форме (создать цикл рисунков, музыкальную композицию на тему «природные стихии», изобразить огонь в разных, в том числе деструктивных проявлениях).

Следует использовать формы активности ребенка, позволяющие ему конструктивно выражать чувства, удовлетворять потребность в признании и самоутверждении вне занятий (спорт).

При работе с проявлениями агрессивности важно помочь ребенку овладеть более эффективными механизмами психологической защиты и копинга (замещение, сублимация, фантазирование).

Для повышения сниженной у агрессоров самооценки следует выделять позитивные качества личности, моменты успеха в прошлом, настоящем, внешние ресурсы.

Техники: «Автопортрет» (абстрактный, реалистический, метафорический), тематические рисунки («Дорогой для меня человек», «Любимый уголок природы», «Приятное сновидение/фантазия»).

Целесообразно постепенно вовлекать агрессивных детей в групповую работу, привлекать к созданию совместных арт-проектов. 

Использование фотографии при работе с подростками с СДВГ.

-19

Практические психологи знают, как трудно вовлечь подростков в какие-либо занятия. Работа с фотографиями привлекательна для подростков и может использоваться как инструмент оказания психологической помощи.

Коррекционные эффекты фотографии связаны с ее «проективной» природой: выбирая объект для съемки, человек неосознанно «переносит» на него свои потребности и переживания. Использование готовых фотографий позволяет исследовать жизненный опыт. Самостоятельное создание фотографий, которые затемобсуждаются в группе, помогает осознать свои потребности. Применение фотографии стимулирует подростков к словесному описанию своих чувств. Фотоснимки обеспечивают наглядность биографического материала, конкретизируют обстоятельства жизни подростка, его отношения с окружающими.

При создании фотографий участники сами выбирают тему, либо ее предлагает ведущий. Темы: «Прекрасное и безобразное», «Мир взрослых и мир детей», «Любимые уголки города».

Можно организовать съемку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса (жанр пейзажной съемки). Жанровая съемка предполагает фотографирование различных моментов городской жизни и ситуаций, связанных с социальным взаимодействием. Другой вариант -постановочная фотография (в том числе портретный жанр, фотографирование участниками друг друга). Натюрморт связан с выбором неодушевленных объектов, а также построением из них композиций. Изготовление снимков сочетается ссозданием фотоколлажей, плакатов, иллюстрированной фотографиями книжки, рамки для снимка. Можно попросить подростков дома подобрать к ним текст из художественной литературы, поэтических сборников, сочинить историю, «мини-сценарий».

Благодарю искренне за внимание,

Всегда открыта к общению, обращайтесь лично, на консультации, очно или онлайн.

Страница моего сообщества вконтакте:

🔽

ВКонтакте | ВКонтакте

С уважением, Светлана Ланкевич.

✅ Более подробная коррекционная программа, для детей с СДВГ, на мой взгляд, изложена в работе А. В. Цветкова "Гиперактивный ребенок: развиваем саморегуляцию".Москва 2012

🔽

http://potencial22.ru/index.php/pedagogam/rabota-s-ovz/metodicheskij-kabinet?download=356:a-v-tsvetkov-giperaktivnyj-rebenok-razvivaem-samoregulyatsiyu

✔️Благодарю за материалы для статьи авторов, указанных в списке литературы:

Литература

1. «Синдром дефицита внимания (СДВГ) - симптомы и лечение»

Над статьей доктора Лихачевой Ларисы Николаевны работали литературный редактор Маргарита Тихонова, научный редактор Сергей Федосов

  2. «Эмоции у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью». Авторы: Д.С. Колмогорова, Н.С. Починкова

 3. «Современные методы психологической коррекции проявлений СДВГ у детей и подростков». Владимирова Ирина Михайловна педагог-психолог ГБУ ЦДК кандидат психологических наук.