В чем должно заключаться обучение самообороне? Это спорт, тренинг уверенности в себе или драмкружок? Или мастер-класс для мужененавистниц?!
«Мне самооборона не нужна, на меня никто не нападает»
Вы не придете обучаться самообороне, так ведь? Тем более не захотите платить: «Мне это не надо, на меня никто не нападает». Вы правы, вероятность нападения на улице преступника именно на Вас не так уж велика (но «невезучему проценту» от этого не легче).
Однако нападения в широком смысле (не только уличный разбой, а любая попытка заставить вас сделать что-то не по своей воле) с вами происходят наверняка по нескольку раз в день. И вы ничего не замечаете. Именно поэтому жертвы преступников (привыкшие не замечать бытовое хамство и использование близкими) слишком поздно начинают сопротивляться или вообще не сопротивляются!
Потому что "жертву" из нас делают еще в детстве. За годы "власти" над нами родителей и других взрослых мы усваиваем, что мы плохие от рождения, что с нами только так и можно обращаться, что сопротивляться бесполезно, будет только хуже....
Самооборона - это оборона кого? Или чего?
Другая крайность - когда от обучения самообороне ждут постановку ударов и приемов для освобождения от захватов. К сожалению, этого недостаточно, примеры найдете в любой криминальной хронике. Верить во всемогущество приемов могут те, кто ни разу не влипал в обольщение + абьюз, травлю, хамство, использование, втягивание в пьянство, телефонное и уличное мошенничество, харассмент, домашнее насилие.
Очевидно, что самооборона - это оборона не только тела и вещей, а в первую очередь (простите за тавтологию) своей "самости", личности, в том числе оборона не только своей "самости", но и других людей, даже незнакомых, когда несправедливость в их отношении разрушает свою картину безопасного мира.
Только заговорили про самооборону - и сразу пришли к психологическому вопросу: а что такое "моя самость"? Как я определю, что надо защищать мою "личность", где она вообще находится, и чем отличается нападение от любого другого общения?
Нападение как взятие власти одного человека над другим
Есть такое понятие - субординация. Например, привозит курьер воду на предприятие и вдруг, вместо того чтобы тихо уйти, начинает командовать сотрудниками: пейте в день не больше одного стакана!!! Думаете, кто-то послушается? (Найдутся и такие...)
А если он подойдет к директору и каким-то образом его убедит, что сотрудники воруют воду, надо их контролировать, надо издать приказ о расходе воды, и директор его послушается, то сотрудники потом послушаются директора (или сделают вид, что послушались).
Важно, что желающий что-то скомандовать сотрудникам действует через директора, который принимает решения, оценив необходимость выполнения. И ни одно требование к подчиненным не идет в работу, пока директор его не согласовал и не издал в форме приказа.
Подробнее о власти в другой статье:
Если речь идет не о предприятии, а об одном человеке, то где тут "директор", контролирующий входящие команды? Вот он, ключевой вопрос. Знание приемов и ударов бесполезно, если человеком управляют извне. Ему просто запретят сопротивляться, как оно и происходит в жизни (примеры ниже).
Не случайно тренированные "боевые машины" становятся телохранителями сильных, но "не тянут" на место крупных руководителей и предпринимателей (они не могут принимать решения изнутри, без влияния извне).
Очевидно, что первый вопрос в теме про самооборону - это не удары и захваты! Как восстановить в человеке ту часть "я", которая будет пропускать или не пропускать внешние команды? Как сделать, чтобы эта часть "я" всегда была на связи, и чтобы без ее утверждения ни одна команда не выполнялась?
И еще: как поставить "триггер" на попытку взять власть, чтобы если уж сопротивляться, то немедленно?
Отработка приемов и осознанность
Велосипед изобретать не надо, все давно известно: осознанность. То есть "директор" - та часть личности, которая управляет остальными: чувствующей, думающей, действующей. В разных школах психологии говорят "ядро личности", "настоящая личность", "смысловой центр", "истинное я", "царь в голове", "тот, кто медитирует" и так далее.
"Директор" рассматривает запросы из внешней среды. Он может передать их на исполнение, а может и не передать: отправить команду речевому центру произнести слово "нет", или рукам - хорошенько заехать по роже, или ногам - сверкать пятками, роняя тапки. Если же "царь в голове" убит постоянным насилием в детстве, любому встречному легко взять власть над "ничейной территорией", и никакие приемы самообороны и поставленные удары не помогут.
Потому что сам факт нападения - это уже невербальный гипноз: "я сильнее, слушайся меня, а то будет ужас-ужас!".
Однако обучение приемам самообороны помогает "воскресить" настоящее "я". Восстанавливают осознанность не заученные приемы, а сам процесс тренировок! Когда в течение часа несколько сотен раз ты немедленно сопротивляешься нападениям, путь даже тренировочным, - учишься не подчиняться бездумно и не считать себя априори слабее.
Телефонные мошенники
Говорите, удары и захваты? При нападении дистанционно самооборона заключается в пресечении несанкционированного доступа к управлению собой. И ведь сколько людей не могут банально положить трубку и отправляют свои деньги куда им скажут!
Приемы и удары не помогут, а вот привычка немедленно войти в осознанное состояние и сопротивляться, воспитанная в спортзале, - еще как!
Они представляются авторитетами (начальником отдела полиции, следователем, прокурором, сотрудником службы безопасности) - зачем? Конечно, чтобы жертва испугалась и подчинилась, не раздумывая.
Мошенники ведут себя как гипнотизеры: командуют голосом, не терпящим возражений. Скорее всего срабатывает триггер на безоговорочное подчинение отцу, который непременно устроит ужас-ужас, если не послушаться.
Так ведут себя авторитарные родители: я начальник - ты дурак. Привычка безоговорочного подчинения авторитетам, "вбитая" в ребенка, делает его "ничейной территорией", готовой слушаться первого попавшегося монстра, способного уверенно говорить!
Причем отсутствие командного тона и уважительное отношение, признающее волю и границы обеих сторон, принимаются жертвой за слабость!
Криминальные истории
И продолжают вырастать «овечки», даже не пытающиеся немедленно сопротивляться, когда нападающий один и никакого оружия нет. Потому что (повторюсь, это важно) сам факт нападения - это уже невербальный гипноз: "я сильнее, слушайся меня, а то будет ужас-ужас!".
Девушка из города Каменск-Уральский
Август этого - 2024 - года (скажете, сейчас нет уличных нападений, потому что наличные с собой не носят?!), совсем рядом с Екатеринбургом. Девушку, идущую с электрички в Каменск-Уральском, за руку «увели» в лес. Ни оружия, ни превосходства в весе и габаритах не было. Как выразился сам убийца на суде: «Она не отвечала. Тогда я схватил ее за руку и потащил в сторону лесополосы.»
Защита от сильного захвата за запястье и принуждения идти за нападающим
Прием не зрелищный: никаких прыжков, ударов ногой с разворота, кувырков. Называют иногда "сечение". Нападающий валится как подкошенный: потому что очень больно выворачивается рука! Обратите внимание: сила не нужна, такой прием может сделать и ребенок против взрослого.
Описание приема:
1. Подчиняемся: идем за нападающим, но проскакиваем вперед под его тянущую руку и сразу шагаем в сторону перпендикулярно линии вытягивания, разворачиваясь лицом к нападающему. Захватившая рука нападающего оказывается вывернута за спину-вбок, ладонь нападающего снизу руки жертвы.
2. Хватаем свободной рукой кисть нападающего снизу, а захваченной рукой - перехват сверху (получается, что две ладони жертвы по обе стороны от руки нападающего), далее рывок на себя обеими руками и своим весом, тащим в сторону перпендикулярно направлению первоначального движения.
3. Нападающий рушится, потому что это единственный способ избежать дикой боли и вывиха плеча.
Такое движение должно вспомниться немедленно, как ловят «на инстинкте» падающий стакан, а в школе - не учат!
Аниматоры в Краснодарском крае
Нападение началось с гвоздей в яме на дороге поздним вечером. Вряд ли это можно как-то предусмотреть, разве что не ездить ночью. Преступники предложили помочь поменять колесо - ах, какие хорошие!
Да я сама в такую ситуацию попадала: пробито колесо (видимо, не без постороннего участия), и подскакивает "милый паренек", который болтает без умолку про помощь, пока я достаю компрессор. А в стороне молча топчется еще один, и озадаченно рассматривает сумку, висящую у меня на шее (так за рулем удобней, сумка на коленях). Когда я им сказала, что менять колесо не буду и поеду в шиномонтажку, отстали.
Итак, предложение помощи тоже надо считать нападением, особенно назойливое! Обычный человек, чистосердечно желающий помочь, как минимум спросит, нужна ли помощь, и какая именно.
Аниматоры, девушка и молодой мужчина, - их было двое против троих, сначала (по крайней мере час) их живыми и здоровыми (возможно, в наручниках) возили в их же машине (то есть пассажиры не отделены от водителя перегородкой, есть обычный ручник, двери известно как открываются). Почему они не сопротивлялись?!
Один из троих преступников - за рулем, плюс двое остальных – разобщены. Допустим, один сидел на переднем пассажирском сидении, а другой на заднем - с аниматорами. Соответственно, один из аниматоров либо сидел сзади пассажира, либо сидел сзади водителя: делаем удушающий предплечьем (чему наручники не мешают), или ухо откусить, это могла сделать и девушка!
Если же на заднем сидении теснились все четверо (двое преступников и двое пленников), тогда хотя бы один преступник у двери. Отвлечь болевым (сломать палец, откусить ухо, выкрутить щипок ногтями), открыть дверь и вытолкнуть ногами из машины, хотя бы привлечь внимание других водителей!
История из книги В.В.Лялько
Двух девушек похитили на улице двое мужчин, причем нож был только один (а вторую девушку чем напугали?). Затолкали в машину, увезли в пригород с целью развлечься.
То, что девушкам не оставалось ничего иного, кроме как подчиниться, чтобы не сделать хуже друг другу — это мнение подполковника милиции в отставке, редактора отдела журнала «Милиция» Алексея Тарабрина. Мы с ним не согласимся. До сих пор у девушек сохранялась иллюзорная надежда, что все как-нибудь обойдется. Кто-нибудь вмешается. Бэтмен, служба спасения 911 или дядя Степа милиционер. Но теперь их загнали в угол. Не помогли слезные просьбы, не удалось бегство. А ведь даже крыса, загнанная в угол, опасна для человека, который значительно больше и сильнее ее.
В.В. Лялько, А.Е.Тарас «Трактат о женской самообороне»
Что советует В.В.Лялько - можете прочитать сами, не буду пересказывать из-за натуралистических подробностей. Кстати, "слезные просьбы" как раз и "радуют" преступников, потому что им нужна власть. Просьбы о пощаде должны помогать не разжалобить, а отвлечь внимание и заставить поверить в свою покорность, чтобы ударить в уязвимую точку или отнять оружие (про актерское мастерство ниже).
Приведу свои комментарии. Если бы девушки сопротивлялись немедленно, в первый момент нападения, им было бы убежать гораздо проще! Потому что мотивация их догонять меньше! А смысл? Двойное кровавое убийство на улице, которое могли видеть свидетели, рядом с машиной, номер которой мог запомнить случайный прохожий? Гораздо проще найти других жертв, пока еще не совершено никакое преступление, и девушки скорее всего жаловаться не пойдут (если что, скажут, а мы пошутили, и ножа не было, девушке показалось).
Далее, в машине: один из двоих был за рулем, второй (допустим) сидел между девушками с ножом в руке, причем угрожать одним ножом сразу обеим он не мог. Отвлекаем внимание любым "эмоциональным" действием (см. ниже про актерское мастерство). Хватаем нож поверх руки преступника двумя руками и втыкаем в него же.
Совершенно очевидно, что выход всегда есть, причем не требующий постановки удара и знания приемов. Но жертвы не делают ничего, даже не пытаются. (Эти девушки хоть бежать пробовали, но уже когда их привезли в безлюдное место - слишком поздно.)
Еще по теме:
_______
Автор Диана
Свидетельство о публикации №125062501480
_______
Вопросы психологу по ситуациям из своей жизни можно задать по номеру +79120436617 (Вацап, Телеграм), эл. почта diana@minerals24.ru, или ВК https://vk.com/id82366300