Московский Художественный театр на заре своей истории
Даже москвичи, не говоря о гостях столицы, порой путают два театра, составивших славу театрального искусства нашей страны. Одна буква отличает их друг от друга – в названии. Долгая и непростая история разделила их надвое на определенном этапе развития.
...Решение о создании Московского художественного театра было принято Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко 22 июня 1897 года на встрече в ресторане «Славянский базар». Театр был создан еще под названием Художественно-Общедоступный театр. Вот эта нынешняя аббревиатура (МХТ) появилась в 1901 году и назывался театр именно так вплоть до 1919 г., когда к трем буквам добавилась и А, означавшая «Академический». За время беседы, длившейся 18 часов, были заложены основные принципы нового театра. Константин Станиславский писал: «Мы протестовали против старой манеры игры... и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».
Станиславский и Немирович-Данченко
Сам театр открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого в здании существующего поныне театра «Эрмитаж» на Каретном ряду. Но! 17 декабря 1898 года состоялась премьера чеховской «Чайки». Именно эту дату Немирович-Данченко и считал днем рождения Московского Художественного театра. МХТ первым смог найти подход к драматургии А. П. Чехова, а чайка стала символом театра. С 1902 поселился в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году архитектором Шехтелем. Это ему мы обязаны легендарным логотипом театра – чайкой (и это привет драматургу Чехову), а барельефом над входом - Анне Голубкиной. Это здание в Камергерском – дар театру от легендарного современника и Чехова, и Шехтеля - мецената Саввы Морозова.
"Фирменная" чайка Шехтеля
С 1901 года слово «общедоступный» было убрано из названия, но ориентация на демократического зрителя продолжала оставаться важной частью философии МХТ. В 1919 году по решению Советского правительства театр стал академическим. А в 1932 году МХАТ было присвоено имя Максима Горького, которое он носит и поныне.
Первоначально основу труппы составили ученики драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, у которых преподавал Вл. И. Немировича-Данченко, и участники спектаклей Общества любителей искусства и литературы под руководством К. С. Станиславского.
Московский Художественный театр стал новатором в области сценического искусства: сформировался новый тип психологического актера и принципы существования на сцене, на первый план вышла фигура режиссера. Большое внимание уделялось ансамблю и атмосфере спектакля. К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко стремились показать «жизнь человеческого духа», вскрыть подтекст. МХТ стал центром культурной жизни: вокруг него группировались лучшие писатели, поэты, философы, музыканты и художники.
Театр был невероятно популярен с самого начала
Театр стал новатором и в области репертуара, открывая для театральной публики новые имена. Изначально сформулированные направления утверждались и развивались от спектакля к спектаклю. МХТ также стал новатором в области технологий: здание в Камергерском переулке было оснащено электрическим освещением, сложной системой люков и поворотным кругом.
...Театру требовались новые артисты, близкие идеологически и по методу существования на сцене и вот, уже с 1912 года при МХТ начинают открывать студии. В 1924 году в труппу была принята большая, более 20 человек, группа молодых студийцев, составивших так называемое «второе поколение» мхатовцев. Художественный театр стал своего рода школой для новых театров.
В Советское время Московский художественный академический театр был признан образцом для остальных репертуарных театров страны, а система Станиславского — единственно верной теорией сценического искусства. Начался период «омхачивания» советских театров. После триумфальных гастролей 1922 года по странам Европы и США Система Станиславского, переработанная его учеником Михаилом Чеховым и другими, стала основой актерского образования во многих странах мира. «Три сестры», «Царь Фёдор Иоаннович», «На дне», «Вишневый сад» и «Братья Карамазовы» произвели на иностранного зрителя и профессионалов театрального дела ошеломляющее впечатление. Театр развивался, прошлое становилось историей. В 1923 году был создан Музей МХАТ.
Музею МХАТ больше века
В 1938 году умер К. С. Станиславский, в 1943 году — Вл. И. Немирович-Данченко, успевший поставить в 1940 году самый значительный спектакль советского периода — «Три сестры» по Чехову. В 1943 году при театре был открыт театральный вуз — Школа-студия МХАТ им. Вл. И. Немировича-Данченко. Владимир Иванович был инициатором ее создания, это стало творческим завещанием великого педагога и реформатора театра.
Во главе МХАТ на несколько лет оказались актеры Николай Хмелев и Иван Москвин. В 1970 году руководителем МХАТ был назначен актер, режиссер, создатель театра «Современник» О. Н. Ефремов. И это при нем, в 1987 году МХАТ СССР им. М. Горького разделился на два театра: один под руководством Татьяны Дорониной (ныне МХАТ им. М. Горького) другой под руководством Олега Ефремова (ныне МХТ им. А. П. Чехова). А до того, в 1973 году для МХАТ им. М. Горького было построено новое здание на Тверском бульваре по проекту архитектора В.С. Кубасова. Туда и "переехала" часть труппы под руководством Дорониной. Этот удивительный даже для москвы дом напоминает шкатулку, отсылая к так любимым при модерне (эпохе зарождения еще чеховского театра) сказкам, мечтам, фольклору, символизму.
Проект МХАТ авторства Владимира Кубасова, создавшего, помимо прочего и знаменитый Дворец пионеров
Внутри здания на Тверском бульваре
И снаружи
В этом здании на Тверском бульваре, 22 театр под руководством Татьяны Васильевны Дорониной осуществил более 50 постановок, многие из которых вошли в «золотую коллекцию» нашего репертуара. Главным направлением деятельности МХАТ при Дорониной стало сохранение традиций русского психологического театра.
4 декабря 2018 года художественным руководителем театра был назначен продюсер и режиссёр Эдуард Бояков. Татьяна Васильевна Доронина переведена на должность президента театра. 27 октября 2021 года на должность генерального директора театра был назначен Владимир Кехман. Сегодня в афише МХАТ им. М. Горького соседствуют произведения авторов — основоположников мхатовской драматургии (М. Горький, А. П. Чехов, М. А. Булгаков и др.), русских и зарубежных классиков (А. Н. Островский, И. С. Тургенев, У. Шекспир, Б. Шоу и др.), советских и современных писателей (Валентин Распутин, Виктор Розов, Евгений Шварц и др.). И до сих пор в репертуаре бережно сохраняется легендарная «Синяя птица», поставленная в 1908 году К. С. Станиславским, и «Три сестры» в постановке Вл. И. Немировича-Данченко 1940 года.
Но, как бы ни назывался театр, не стоит отказываться от периодических визитов в него...