«Если вы не сделаете эти задания сейчас, то потом просто умрёте от нагрузки». И речь идёт не о запугивании студентов 4 курса. В данном случае мы говорим про прозрачность того, что их ждёт к концу обучения в вузе. А заодно и про ответственность за своё образование.
Здравствуйте, мои дорогие подписчики! С вами Надежда Урусова. Как методолог я разрабатываю эффективные и полезные курсы для студентов и взрослых, как преподаватель обучаю бизнес-коммуникации на английском языке. В этом блоге я обсуждаю всё, что меня заинтересовало в мире образования и обучения, технологии и общения.
Сегодня я делюсь с вами последним восхитительным кейсом с нашей первой встречи в дискуссионном клубе Method.GSOM нового сезона. Он тоже иллюстрирует общую тему нашей дискуссии, в которой мы пытались найти ответы на два почти вечных преподавательских вопроса — «Почему они не учатся?» и «Как победить студенческую лень?».
Студенты на курсе по выбору
Представьте, что вы ведёте у студентов 4-го курса бакалавриата электив, т.е. предмет по выбору. Да, не каждый четверокурсник запишется на подобный курс, но уж если он для себя выбрал «Академическое письмо на английском языке», то выхода нет. Курс становится для студента обязательным, со всеми вытекающими последствиями.
А вот про последствия студенты как раз и не думают. К факультативам и предметам по выбору у них довольно странное отношение. Как будто сам факт того, что они самостоятельно записались на этот курс, а не учебный план заставляет их изучать данный предмет, автоматически превращает факультативы и элективы в нечто необязательное.
И опять у преподавателя возникает вопрос – что делать?! Ведь курс был специально разработан, чтобы помочь студентам подготовиться к защите дипломного проекта. В «Вышке», например, один из элементов итоговой аттестации выпускника – подготовка описания своего дипломного проекта на английском языке.
Это тебе не ролики с субтитрами смотреть. Здесь одними «Хай, пипл!» и «Окей, гугл» не обойдёшься.
Нужно и структуру документа знать, и требования к форматированию, и оформление цитирования, да ещё и особенности академической речи не забыть.
Самому вузу, в общем-то всё равно, как студенты будут справляться с такой непростой задачей. На втором курсе все сдали независимый экзамен по английскому языку. И по умолчанию, предполагается, что языком владеют)) но, как говорится, это не точно.
Однако совсем бросить студентов на произвол академической судьбы не может себе позволить даже «Вышка». Для студентов, нуждающихся в поддержке при составлении десятистраничного документа на английском языке, и был задуман электив «Академическое письмо» .
А теперь для полноты картинки представьте, что к вам пришли студенты-дизайнеры, которые виртуозно умеют работать в разных графических редакторах, а вот текстовым «Вордом» не владеют от слова совсем.
Поэтому когда преподаватель даёт им домашнее задание, написать небольшой кусочек будущего текста, они либо приходят неподготовленными, либо не приходят совсем.
Мнение экспертов
Рекомендации наших экспертов, Екатерины Соловьевой, из Корпоративного университете «Газпром нефти» и Натальи Алимовской из «Высшей школы экономики» оказались неожиданными.
«А в чём собственно боль преподавателя? Я здесь не вижу никакой проблематики», – задала уточняющий вопрос Екатерина.
«Всё, что я сейчас услышала – за этих ребят болит душа: они могли бы эффективнее потратить своё время и поэтапно подготовиться к сдаче важного для них документа и сделать его более качественным. Но они делают выбор сляпать что-то на коленке в ситуации аврала».
Конечно, душа болит. Я верю, что у большинства учителей болит душа за своих учеников. Без этого качества просто невозможно работать в школе или вузе.
Но в корпоративном образовании всё жёстче:
«Обучающиеся, это ваша ответственность. Мы создали среду, которая помогает вам получить определённый опыт и пройти пусть с поддержкой наставника. И это ваш выбор – воспользоваться помощью или нет».
Как говаривали наши предки – в рай за волоса не тянут. Если студенты понимают, какие им грозят последствия и всё равно принимают решение делать всё в последний момент, «здесь они в своём праве».
Более того, такой опыт им полезен с точки зрения подготовки к будущей профессиональной жизни. На работе за ними никто бегать не будет. Дали тебе задачу – выполняй. Не сделал – до свидания.
«На четвёртом курсе студенты уже достаточно взрослые, и мы можем позволить себе с ними такой честный диалог».
В общем, преподаватель, расслабься и не переживай!
Алгоритм действий преподавателя на элективном курсе
- На старте описать правила, последствия и возможные вилки развития сюжета.
- Поделиться статистикой предыдущих потоков: курс у нас непростой, успешно заканчивают только 30%, поэтому, записываясь на курс, вы принимаете на себя ответственность выполнять данный объём работы.
- Показывать, что мы помогаем им сэкономить время и нервы. И объяснять, что к концу четвёртого курса нагрузка будет выше, поэтому лучше сделать поэтапно и с поддержкой преподавателя сейчас, чем потом.
- В процессе повышать ценность курса в глазах студента, обсуждая и прорабатывая с ними вопросы, которые у них возникают не только по написанию самого текста, но и по исследованию, которое проводит студент или задачам, с которыми кто-то столкнулся на работе.
- Сделать его более подходящим под особенности ваших студентов: например, если это дизайнеры, попросите к «Введению» подготовить обложку и интересное оформление
Если моя статья показалась вам полезной, поставьте, пожалуйста лайк. А ещё можно подписаться на канал. Тогда вы всегда будете видеть уведомления о новых публикациях в своей ленте подписок.
Ваша,
Надежда Урусова