Как и почему случился развод с мужчем, как не нарваться на тренеров-аферистов, отдав им последние деньги? Что делать, когда тебя называют жирной? В шоу РИА Новости "На два слова" пришла одна из ярчайших спортсменок России — Елизавета Худайбердиева — и вывернула фигурное катание наизнанку.
И впервые откровенно рассказала о разводе.
— Лиза, вы могли бы выйти замуж за фигуриста?
— Чтобы выйти замуж за фигуриста, надо сначала его полюбить, и в этом ничего такого нет. Ребята-фигуристы классные, офигенные друзья. Но мне лично было бы тяжеловато и дома, и на работе существовать в фигурном катании.
— А в принципе какие черты в мужчинах вас привлекают?
— Умение слушать и умение разговаривать. Второе даже важнее. Я очень эмпатичный человек. Если я вхожу в близкие отношения с мужчиной, мне важно, чтобы он меня не стеснялся, не пытался казаться лучше, чем есть, был честен и делился переживаниями.
В идеале - чтобы он меня вдохновлял. У меня нет каких-то особых запросов по внешности. Есть несколько подруг, которым важно прям, чтобы парень был от 180 сантиметров. Мне не важно, чтобы он был каким-то неописуемым красавцем, Тимоти Шаломе или что-то в этом роде. Главное - харизма и чувство юмора. Я сама по себе смешная и простая. Я девочка из восточной семьи, и, хотя меня воспитывали с прицелом на то, чтобы быть независимой, в серьезных отношениях я готова довериться мужчине.
— Замужество и развод изменили вас?
— Скажу так: если бы у меня была возможность отмотать все назад, я бы сделала все так же. И вышла бы замуж за этого человека (бывший муж Лизы – журналист и продюсер Кирилл Благов – прим. РИА Новости). Ни о чем не жалею, я стала взрослой и мудрой. Была совсем неопытной девчонкой. Развод дал мне понимание, что нельзя ничего планировать в этой жизни.
— Есть некоторая недосказанность по поводу вашего развода. Вы ни слова плохого не сказали о бывшем муже, но все же ведь почему-то развелись, и кто-то видит в этом неискренность.
— Все знают, что у меня максимально хорошие отношения с Кириллом, и я должна учитывать его чувства, когда что-то говорю. Это было мое право - афишировать свадьбу, отношения, а потом и развод. Когда ты искренне всем транслируешь, как ты счастлив - а мы действительно были счастливы, - найдется тот, кто порадуется твоему расставанию. И еще очень важно: девочки, никогда не говорите плохо про своих бывших! Не унижайте себя, ведь это же вы его выбрали, вы с ним были. Я могу на кухне подружкам на эмоциях что-то сказать, но в публичном поле - никогда.
У нас (с Кириллом) были страшные штуки с обеих сторон, когда мы делали плохо друг другу и не смогли с этим справиться. Но было и много хорошего, намного больше. Мне никогда не будет безразличен он, я, наверное, всегда буду любить его как человека, потому что у нас правда были серьезные отношения. Мы не по приколу поженились, в эйфории. Мы жили вместе и были семьей, и я всегда говорю, что мне искренне жаль, что у нас не получилось.
"Шалопаи обещали сделать из меня олимпийскую чемпионку"
— Вы были одной из первых, кто открыто заговорил о расстройствах пищевого поведения в фигурном катании, признался в своей булимии. В каких отношениях с собственным телом и едой вы сейчас?
— Наверное, можно сказать, что у меня ремиссия. Я слежу за собой, чтобы сохранять это здоровое отношение к еде, потому что окончательно избавиться от РПП невозможно.
— Вы сознательно выбрали быть этаким рупором проблем в фигурном катании?
— Я просто говорю как есть. Думаю, мое предназначение - помогать, делать мир лучше.
В фигурном катании много проблем. У ребят-подростков нет связи с начальством и возможности влиять на какие-то важные решения. Эту позицию (считается) вроде как должен занимать тренер, но нет, не должен. Тренер должен тренировать. Я хочу отойти от того, что тренер - это и парикмахер, и визажист, и психолог, и мама-папа. Я, например, понимаю, что не готова быть тренером именно поэтому - жить всю жизнь в режиме спортсменов и справляться с этим. В фигурном катании не хватает какой-то структуры, которая вникала бы в бытовую жизнь спортсменов. Вот таким, возможно, я хотела бы заниматься.
— Хотели бы пойти в управление? В федерацию?
— В федерацию с распростертыми объятиями пока никто не приглашает. Возможно, надо как-то и свою инициативу проявлять, чтобы молодое поколение этого не боялось.
Сейчас поколение девчонок и ребят, которые не существуют в парадигме "я мучился - и ты страдай". Они думают: "я мучился и не хочу, чтобы кто-то прошел хоть через часть того, через что прошел я". Это хорошая риторика, мне кажется.
— А что бы вы хотели изменить глобально?
— Начать с детского спорта. Непонятно, кто его регулирует, потому что федерация занимается сборной командой страны, а чтобы попасть в сборную, тебе нужно дорасти до 13 лет, начав кататься хотя бы в 5. И вот эти 8 лет - серая зона. Сколько было этих шалопаев, на которых тратили деньги мои родители! Которые говорили: "Ваша дочь будет олимпийской чемпионкой". И это до сих пор есть.
— Тренер-шалопай каждому обещает сделать дочь олимпийской чемпионкой?
— Да. До 13 лет у меня было огромное количество тренеров-подкатчиков. Да и групп я очень много сменила. Как только начинали говорить "Ваша дочь ленивая, поэтому у нее ничего не получается", родители сразу забирали меня из группы.
— Дайте совет мамам фигуристов, как распознать тренера-шалопая.
— Слушайте своих детей, разговаривайте с ними. Нравится им заниматься или нет. Если вам обещают сразу золотые горы - бегите. Если говорят, что у вас бездарный ребенок, - бегите. Это вообще самый страшный страх. Выходишь с подкатки, глаза в пол, тебя отчитывают: да она у вас ничего не делает, она кривая-косая, она жирная. А родители бедные смотрят и думают: да, тренер ведь всегда прав. Мои мама и папа долго так думали и только потом поняли, что не всегда прав тренер и что они тоже имеют право быть несогласными с чем-то.
— Неужели и вас называли жирной?
— Конечно, а в чем я исключение? Необязательно, кстати, быть с лишним весом, чтобы о тебе так говорили. Я была жилистая, сильная, у меня родители такие - коренастые. Они были полные, когда я была маленькой. Папа похудел на 40 килограмм, когда я пришла домой в слезах: тренеры пошутили на тему того, что у меня толстые родители. Его это так сильно задело, что он начал худеть.
— Не пошел тренерам физиономию бить?
— А за что? Это же шутка. Ну и это ведь было правдой. Мама тоже была полной, сейчас и она похудела на 40 кг, шикарно выглядит, красавица. Это им помогло. Они дольше проживут, будут себя лучше чувствовать.
— Как тренеру привести спортсмена в форму, не унижая его?
— Объяснить. Я очень редко видела детей с лишним весом. Просто многие из-за частых занятий спортом в 8 лет немножко дистрофики, а я была на их фоне визуально крупнее, но не толстой. Но из-за того, что тренер сказал моей маме "Через 4 года она будет размером с вас", я с этим борюсь всю жизнь. И у мамы моей комплексы всю жизнь.
— На какие симптомы стоит обратить внимание родителям, чтобы уберечь детей от расстройств пищевого поведения?
— Нет ничего плохого в интересе к калорийности, а вот стоит переживать, если девочка часто говорит, что не хочет есть, если появляются конфетки-жвачки-дражешки для сбивания аппетита, если на семейном застолье она боится есть мясо и салаты или вообще избегает таких мероприятий. Если ест одно сладкое. Часто девочки съедают в день кусочек тортика, шоколадки и кофе - и все. Говорят, что им так легче, потому что вроде как они себе разрешают сладкое. А больше ничего не едят.