Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Главное здание
Адрес: улица Волхонка, 12
До: 26 января 2025
Цитата с сайта Музея имени А.С.Пушкина: “Посетители смогут погрузиться в смысловую многозначность и скрытый символизм фламандской живописи XVII века”. Для того чтобы это сделать нужно двигаться от картины к картине очень медленно, вглядываясь, вчитываясь, вслушиваясь, и тогда вы увидите не только великолепно выписанные овощи и фрукты, битую дичь, шикарную посуду, вы почувствуете себя современником той эпохи, а все предметы на картинах наполнятся глубоким внутренним смыслом.
Вот программа-минимум на этой выставке:
1. Прочитать композицию картин
Адриан ван Утрехт выстраивает композицию по диагонали так, чтобы зритель прошел путь из левого нижнего угла к правому верхнему, т.е. от обезьяны, символа греха и духовной слепоты, к ярко-красному попугаю, одному из символов Девы Марии. Теперь нам становится ясно, что этот натюрморт посвящен противопоставлению греха и праведности.
На картине Якоба Фоппенса ван Эса можно просто увидеть карпов и устриц и идти дальше, а можно вспомнить, что устрицы – мощный афродизиак, а в живописи, соответственно – символ плотских удовольствий; рыба – символ Иисуса Христа, т.к. слово рыба на древне-греческом “ихтис” звучит как акроним (монограмма) имени Иисуса, состоящий из начальных букв слов “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Снова перед нами предстает не только натюрморт, но и композиционное противопоставление греха и святости.
2. Увидеть в натюрмортах животных и широко улыбнуться
Послевкусие выставки – Ваше хорошее настроение, а для этого нужно неспешно и с удовольствием разглядеть всех животных на картинах. Каждое из них – отдельный шедевр фламандских мастеров: вот кот-прохвост покушается на цаплю, значительно превосходящую его по размерам; собака в мясной лавке смотрит в надежде, не достанется ли ей кусочек кожи, которую сдирают с дичи; на картине Пауля де Воса великолепно передана пластика животных, двух принюхивающихся собак и двух котов, приготовившихся к прыжку.
Разглядывая лобстера на картине Снейдерса и уже помышляя о вкусном обеде или ужине, т.к. аппетит выставка повышает в разы, не пропустите белку, символ упорного труда, который обязательно будет вознагражден. И на этой же картине мой фаворит – кот с абсолютно человечьими глазами, подсчитывающий, что же ему достанется из этой роскоши.
3. Узнать символику цветов
Цветочные гирлянды, окружающие евангельский сюжет или образ, восходят к обычаю украшения картин и скульптур на религиозные темы в католической церкви венками из живых цветов. Такие произведения всегда являлись результатом совместного творчества, где цветы писал мастер натюрморта, а сцены из Священного Писания — художник, специализировавшийся на изображении фигур.
В данном случае, кисти Якоба Йорданса принадлежит центральный медальон, а венок исполнен Андрисом Даниельсом. Красная гвоздика напоминает о крестном страдании Христа, розы и лилии - традиционные атрибуты Девы Марии, ирисы и анемоны олицетворяют скорбь Богоматери о будущих Страстях Христовых, гиацинт, тюльпаны и нарциссы символизируют Воскресение и обещание вечной жизни. Венчает композицию большой цветок Королевского рябчика, это символ христианского смирения.
В “Гирлянде цветов вокруг изображения младенцев Христа и Иоанна” растения имеющие шипы и колючки, например, чертополох, традиционные символы ожидающих младенца Христа в будущем орудий Страстей.
4. Остановиться и задуматься
И снова цветы, но обратите внимание они прекрасны, но не идеальны. Букет начинает увядать и опадать, это тема непостоянства и несовершенства бытия, тема бренности. Наслаждение и удовольствие проходят быстро. И вот уже по опавшим цветам ползёт гусеница.
Яна Брейгеля Старшего прозвали «Бархатным Брейгелем», «Цветочным Брейгелем» и «Райским Брейгелем». Считается, что первое прозвание было дано за его мастерство в изображении дорогих тканей с бархатистой фактурой, второе прозвание — отсылка к его славе как художника натюрмортов из цветов, а последнее — к изобретению им жанра «райского пейзажа».
Теме бренности бытия уже гораздо более явно вторят аллегорические композиции на тему ванитас ванитатум. Выражение Vanitas vanitatum et omnia vanitas восходит к библейским текстам и переводится как: «Суета сует — все суета!». Обратите внимание на мыльные пузыри на картине Петера ван дер Виллиге и вспомните, что все мирское - преходящее. А вот череп венчает колос – символ спасения, символ Евхаристии. У Себастьяна Боннекруа плющ, обвивающий череп, символически воплощает идею вечной жизни, которая ожидает человека после воскресения.
5. Побывать в “золотом веке”
Натюрморт Яна Фейта – вечная мечта человечества вернуться в золотой век, счастливое и беззаботное состояние человечества, когда земля сама собой плодоносила, ч людям оставалось только радоваться жизни. Дело в том, что художник изобразил плоды и цветы, которые зреют и расцветают в разное время: персики- летом, виноград – осенью, время тюльпанов - ранняя весна.
Тема обилия земных благ кажется неисчерпаемым и в “Натюрморте с лебедем” Франса Снейдерса. Инжир - символ плодородия. Птицы символизируют воздух, плоды — землю, омар и моллюски — воду. Собранные плоды, выловленные устрицы и омар, добытые птицы и звери восхваляют богатство моря, неба, лесов и садов Фландрии, родной земли художника.
Изобильные дары моря, наполняющие натюрморт Снейдерса «Рыбная лавка», рождают ощущение праздника и торжества жизни. И это не случайно, ведь дело происходит на Рождество. Присмотритесь к корзинке за спиной мальчика: в ней лежат красные башмачки, которые дети той эпохи выставляли за дверь в ожидании подарков. В кузовочке у малыша лежат розги и сладости, вечные символы правильного воспитания.
На этой картине статуя богини Цереры, архитектурное обрамление и путти выполнены Рубенсом, а Снейдерс написал гирлянду из цветов и плодов, в которой нет ни одного незрелого или увядшего фрукта, все они совершенны. Церера, богиня плодородия, олицетворяла мир и процветание. Этим я хочу завершить сегодняшний обзор, пожелав вам, дорогие мои читатели, мира и процветания.
В качестве “бонуса” еще фотографии с выставки.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Пушкинский_музей #Снейдерс #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты