Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

5 причин смотреть выставку “Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века” ВНИМАТЕЛЬНО.

Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Главное здание Адрес: улица Волхонка, 12 До: 26 января 2025 Цитата с сайта Музея имени А.С.Пушкина: “Посетители смогут погрузиться в смысловую многозначность и скрытый символизм фламандской живописи XVII века”. Для того чтобы это сделать нужно двигаться от картины к картине очень медленно, вглядываясь, вчитываясь, вслушиваясь, и тогда вы увидите не только великолепно выписанные овощи и фрукты, битую дичь, шикарную посуду, вы почувствуете себя современником той эпохи, а все предметы на картинах наполнятся глубоким внутренним смыслом. Вот программа-минимум на этой выставке: Адриан ван Утрехт выстраивает композицию по диагонали так, чтобы зритель прошел путь из левого нижнего угла к правому верхнему, т.е. от обезьяны, символа греха и духовной слепоты, к ярко-красному попугаю, одному из символов Девы Марии. Теперь нам становится ясно, что этот натюрморт посвящен противопоставлению греха и праведности. На картине Якоба Фоппенса ван
Оглавление

Где: Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Главное здание

Адрес: улица Волхонка, 12

До: 26 января 2025

 Франс Снейдерс Натюрморт с устрицами и куропатками
Франс Снейдерс Натюрморт с устрицами и куропатками

Цитата с сайта Музея имени А.С.Пушкина: “Посетители смогут погрузиться в смысловую многозначность и скрытый символизм фламандской живописи XVII века”. Для того чтобы это сделать нужно двигаться от картины к картине очень медленно, вглядываясь, вчитываясь, вслушиваясь, и тогда вы увидите не только великолепно выписанные овощи и фрукты, битую дичь, шикарную посуду, вы почувствуете себя современником той эпохи, а все предметы на картинах наполнятся глубоким внутренним смыслом.

Франс Снейдерс Фрукты в чаше и разрезанная дыня
Франс Снейдерс Фрукты в чаше и разрезанная дыня

Вот программа-минимум на этой выставке:

1. Прочитать композицию картин

Адриан ван Утрехт Натюрморт с обезьяной и красным попугаем холст, масло
Адриан ван Утрехт Натюрморт с обезьяной и красным попугаем холст, масло

Адриан ван Утрехт выстраивает композицию по диагонали так, чтобы зритель прошел путь из левого нижнего угла к правому верхнему, т.е. от обезьяны, символа греха и духовной слепоты, к ярко-красному попугаю, одному из символов Девы Марии. Теперь нам становится ясно, что этот натюрморт посвящен противопоставлению греха и праведности.

Якоб Фоппенс ван Эс Устрицы и зеркальные карпы
Якоб Фоппенс ван Эс Устрицы и зеркальные карпы

На картине Якоба Фоппенса ван Эса можно просто увидеть карпов и устриц и идти дальше, а можно вспомнить, что устрицы – мощный афродизиак, а в живописи, соответственно – символ плотских удовольствий; рыба – символ Иисуса Христа, т.к. слово рыба на древне-греческом “ихтис” звучит как акроним (монограмма) имени Иисуса, состоящий из начальных букв слов “Иисус Христос Божий Сын Спаситель”. Снова перед нами предстает не только натюрморт, но и композиционное противопоставление греха и святости.

2. Увидеть в натюрмортах животных и широко улыбнуться

Ян (Иоханнес) Фейт Натюрморт с битой птицей, зайцем, охотничьей собакой и котом
Ян (Иоханнес) Фейт Натюрморт с битой птицей, зайцем, охотничьей собакой и котом

Послевкусие выставки – Ваше хорошее настроение, а для этого нужно неспешно и с удовольствием разглядеть всех животных на картинах. Каждое из них – отдельный шедевр фламандских мастеров: вот кот-прохвост покушается на цаплю, значительно превосходящую его по размерам; собака в мясной лавке смотрит в надежде, не достанется ли ей кусочек кожи, которую сдирают с дичи; на картине Пауля де Воса великолепно передана пластика животных, двух принюхивающихся собак и двух котов, приготовившихся к прыжку.

Франс Снейдерс, Ян Букхорст Повар у стола с дичью
Франс Снейдерс, Ян Букхорст Повар у стола с дичью
 Франс Снейдерс Мясная лавка
Франс Снейдерс Мясная лавка
Пауль де Вос Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами холст, масло
Пауль де Вос Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами холст, масло

Разглядывая лобстера на картине Снейдерса и уже помышляя о вкусном обеде или ужине, т.к. аппетит выставка повышает в разы, не пропустите белку, символ упорного труда, который обязательно будет вознагражден. И на этой же картине мой фаворит – кот с абсолютно человечьими глазами, подсчитывающий, что же ему достанется из этой роскоши.

Франс Снейдерс Натюрморт с лобстером, битой дичью, корзиной фруктов и белкой
Франс Снейдерс Натюрморт с лобстером, битой дичью, корзиной фруктов и белкой
-10

3. Узнать символику цветов

Андрис Даниэлс, Франс II Франкен Мистический розарий со сценами из жизни Богоматери
Андрис Даниэлс, Франс II Франкен Мистический розарий со сценами из жизни Богоматери

Цветочные гирлянды, окружающие евангельский сюжет или образ, восходят к обычаю украшения картин и скульптур на религиозные темы в католической церкви венками из живых цветов. Такие произведения всегда являлись результатом совместного творчества, где цветы писал мастер натюрморта, а сцены из Священного Писания — художник, специализировавшийся на изображении фигур.

Андрис Даниэлс, Якоб Йорданс Мадонна с Младенцем в венке из цветов
Андрис Даниэлс, Якоб Йорданс Мадонна с Младенцем в венке из цветов

В данном случае, кисти Якоба Йорданса принадлежит центральный медальон, а венок исполнен Андрисом Даниельсом. Красная гвоздика напоминает о крестном страдании Христа, розы и лилии - традиционные атрибуты Девы Марии, ирисы и анемоны олицетворяют скорбь Богоматери о будущих Страстях Христовых, гиацинт, тюльпаны и нарциссы символизируют Воскресение и обещание вечной жизни. Венчает композицию большой цветок Королевского рябчика, это символ христианского смирения.

Даниель Сегерс, Томас Виллебойртс Боссхарт Гирлянда цветов вокруг изображения младенцев Христа и Иоанна
Даниель Сегерс, Томас Виллебойртс Боссхарт Гирлянда цветов вокруг изображения младенцев Христа и Иоанна

В “Гирлянде цветов вокруг изображения младенцев Христа и Иоанна” растения имеющие шипы и колючки, например, чертополох, традиционные символы ожидающих младенца Христа в будущем орудий Страстей.

4. Остановиться и задуматься

Ян Брейгель Младший (при участии мастерской) Корзина с цветами и букет в вазе
Ян Брейгель Младший (при участии мастерской) Корзина с цветами и букет в вазе

И снова цветы, но обратите внимание они прекрасны, но не идеальны. Букет начинает увядать и опадать, это тема непостоянства и несовершенства бытия, тема бренности. Наслаждение и удовольствие проходят быстро. И вот уже по опавшим цветам ползёт гусеница.

Ян Брейгель Старший Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе
Ян Брейгель Старший Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе

Яна Брейгеля Старшего прозвали «Бархатным Брейгелем», «Цветочным Брейгелем» и «Райским Брейгелем». Считается, что первое прозвание было дано за его мастерство в изображении дорогих тканей с бархатистой фактурой, второе прозвание — отсылка к его славе как художника натюрмортов из цветов, а последнее — к изобретению им жанра «райского пейзажа».

Петер ван дер Виллиге (Виллиген) Аллегория бренности
Петер ван дер Виллиге (Виллиген) Аллегория бренности

Теме бренности бытия уже гораздо более явно вторят аллегорические композиции на тему ванитас ванитатум. Выражение Vanitas vanitatum et omnia vanitas восходит к библейским текстам и переводится как: «Суета сует — все суета!». Обратите внимание на мыльные пузыри на картине Петера ван дер Виллиге и вспомните, что все мирское - преходящее. А вот череп венчает колос – символ спасения, символ Евхаристии. У Себастьяна Боннекруа плющ, обвивающий череп, символически воплощает идею вечной жизни, которая ожидает человека после воскресения.

 Себастьян Боннекруа Натюрморт с черепом (Стена в мастерской художника)
Себастьян Боннекруа Натюрморт с черепом (Стена в мастерской художника)

5. Побывать в “золотом веке”

Ян Фейт Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем
Ян Фейт Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем

Натюрморт Яна Фейта – вечная мечта человечества вернуться в золотой век, счастливое и беззаботное состояние человечества, когда земля сама собой плодоносила, ч людям оставалось только радоваться жизни. Дело в том, что художник изобразил плоды и цветы, которые зреют и расцветают в разное время: персики- летом, виноград – осенью, время тюльпанов - ранняя весна.

Франс Снейдерс Натюрморт с лебедем
Франс Снейдерс Натюрморт с лебедем

Тема обилия земных благ кажется неисчерпаемым и в “Натюрморте с лебедем” Франса Снейдерса. Инжир - символ плодородия. Птицы символизируют воздух, плоды — землю, омар и моллюски — воду. Собранные плоды, выловленные устрицы и омар, добытые птицы и звери восхваляют богатство моря, неба, лесов и садов Фландрии, родной земли художника.

Франс Снейдерс Рыбная лавка
Франс Снейдерс Рыбная лавка

Изобильные дары моря, наполняющие натюрморт Снейдерса «Рыбная лавка», рождают ощущение праздника и торжества жизни. И это не случайно, ведь дело происходит на Рождество. Присмотритесь к корзинке за спиной мальчика: в ней лежат красные башмачки, которые дети той эпохи выставляли за дверь в ожидании подарков. В кузовочке у малыша лежат розги и сладости, вечные символы правильного воспитания.

Питер Паувел Рубенс, Франс Снейдерс Статуя Цереры
Питер Паувел Рубенс, Франс Снейдерс Статуя Цереры

На этой картине статуя богини Цереры, архитектурное обрамление и путти выполнены Рубенсом, а Снейдерс написал гирлянду из цветов и плодов, в которой нет ни одного незрелого или увядшего фрукта, все они совершенны. Церера, богиня плодородия, олицетворяла мир и процветание. Этим я хочу завершить сегодняшний обзор, пожелав вам, дорогие мои читатели, мира и процветания.

В качестве “бонуса” еще фотографии с выставки.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Шедевральные маршруты

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Пушкинский_музей #Снейдерс #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты