Найти в Дзене

Российское пивоварение появилось в Архангельске!

Как и почему это было - читайте здесь в подробностях! Хорошо известно, что летом 1553 года к нам на Север явился капитан Ричард Ченслер на своём галиоте "Эдуард Бонавентура". Корабль остановился рядом с Николо-Карельским монастырём, а самого англичанина Ченслора (представившегося английским послом) повезли в Колмогоры к воеводе, а от него - в Москву к царю Ивану Васильевичу (Грозному). Царь англичанам дал разрешение на торговлю и на создание своих "дворов" для торговых людей. Первый такой "двор" был построен на Яграх - острове что напротив того самого Николо-Карельского монастыря. Англичане, приходя к нему летом наблюдали буйное цветение шиповника, распространённого на нём повсеместно. Его было так много, что издалека остров выглядел розовым. Они так его и назвали - "Розовый остров", а несколько кустов нашего северного шиповника они вывезли к себе, где он до сих пор и произрастает в научных коллекциях ботаников и во все английские справочники входит под названием "Московская роза"
Оглавление

Сегодня, когда каждый город и регион поднимают историю в поиске информации о том, что у них появилось раньше остальных, нужно напомнить и о лидерстве нашего славного Архангельска в такой отрасли, как пивоварение.

Впрочем, не только оно появилось тут раньше чем где-либо ещё в России (конечно же я говорю о промышленном производстве а не о частном, которое было всегда и везде), также именно здесь появилось и промышленное производство других продуктов питания - т.е. вся пищевая отрасль страны!

Как и почему это было - читайте здесь в подробностях!

Хорошо известно, что летом 1553 года к нам на Север явился капитан Ричард Ченслер на своём галиоте "Эдуард Бонавентура". Корабль остановился рядом с Николо-Карельским монастырём, а самого англичанина Ченслора (представившегося английским послом) повезли в Колмогоры к воеводе, а от него - в Москву к царю Ивану Васильевичу (Грозному). Царь англичанам дал разрешение на торговлю и на создание своих "дворов" для торговых людей.

Гравюра Ченслор в России
Гравюра Ченслор в России

Первый такой "двор" был построен на Яграх - острове что напротив того самого Николо-Карельского монастыря. Англичане, приходя к нему летом наблюдали буйное цветение шиповника, распространённого на нём повсеместно. Его было так много, что издалека остров выглядел розовым. Они так его и назвали - "Розовый остров", а несколько кустов нашего северного шиповника они вывезли к себе, где он до сих пор и произрастает в научных коллекциях ботаников и во все английские справочники входит под названием "Московская роза".

Сам этот первый английский торговый двор на Яграх был нужен для следующих целей - рядом с ним была устроена пристань для кораблей, удобная для погрузки\разгрузки, склады для товаров, гостиница для моряков с баней и столовой. Конечно - в православный монастырь их, иноверцев, не пускали. Поэтому им надо было полностью свой быт устраивать самим.

Костюмы Русского и Английского купцов 16 века - фотография из Архангельского краеведческого музея в Гостиных Дворах
Костюмы Русского и Английского купцов 16 века - фотография из Архангельского краеведческого музея в Гостиных Дворах

Известно также, что и в тогдашней "столице Севера" городе Колмогоры англичане тоже построили дома и склады и даже канатную фабрику, но там проживали только купцы, тогда как экипаж океанских парусников всегда находился рядом с ними. И им надо было обеспечить возможности проживания, питания, ремонта кораблей и др. непосредственно в "бухте Святого Николая" - как они нарекли свою базу на Яграх. Тем более что даже в свой первый приход в Московию Ченслор путешествовал в Москву и обратно целый год - а экипаж его ждал на своей базе.

Первоначально "бухта Святого Николая" использовалась исключительно как аванпорт - т.е. там проходила перегрузка товаров с больших океанских кораблей на речные баржи, а те уже отвозили грузы в Колмогоры, где и складировали и предъявляли их на созданную там первую Российскую таможню. За порядком там следили воеводы со стрельцами. Спустя примерно 30 лет и новая бухта у Михайло-Архангельского монастыря тоже использовалась аналогичным образом. И с этим историки вполне согласны.

Иностранные архитекторы на строительстве Архангельских Гостиных Дворов - экспозиция краеведческого музея
Иностранные архитекторы на строительстве Архангельских Гостиных Дворов - экспозиция краеведческого музея

Но все забыли о том, что сами иностранные корабли со своими командами оставались в этих аванпортах, и оставались в лучшем случае на месяц-другой, а то и на год! Как был устроен их быт в них?

Для понимания этого вопроса предлагаю вспомнить, что из себя представлял большой океанский парусный корабль того времени. Для примера, известно что судно самого Ченслора было 160 тонным галеоном под названием "Эдуард Благое Предприятие" - названо в честь английского короля Эдуарда 6, отправившего экспедицию под руководством Хью Уиллоби, из которой только судно Ченслора достигло результата.

Сама эта экспедиция финансировалась незадолго до этого появившейся компанией, имевшей название «Мистерия и компания торговцев авантюристов для открытия регионов, доминионов, островов, и мест неизвестных». Целью её деятельности было найти северный проход к богатым Индийским и Китайским землям, минуя защищавшие их флоты Испании, Португалии и других крупных стран. Надо иметь в виду - Англия того времени - маленькая и слабенькая страна, ищущая возможности выжить между могучими соседями.

В документах указано, что на судне был экипаж в 48 человек и при отходе из Англии на нём было взято продовольствия на 1,5 года. Но также известно что большая часть продуктов была низкого качества а потому быстро испортилась, часть бочек с вином просто протекли и т.д. Поэтому уже у Колмогорского воеводы Ричард Чанслер просил продуктов для команды.

Устройство галеона 17 века
Устройство галеона 17 века

А вообще на галеонах экипажи доходили до 600 человек! Вместе с корабельной командой там также было и несколько пассажиров - купцов, представлявших эту самую компанию "Мистерия". И конечно же они везли товары для обмена с местными жителями, которые они хотели поменять на ценившиеся дороже золота и серебра пряности. Ещё один любопытный факт - днища английских кораблей были обшиты свинцовыми пластинами чтобы их не грызли древесные черви, как это бывает в южных морях. Всё это говорит, что они считали что доплыть до них смогут весьма быстро.

Но мы вернёмся к вопросу данной статьи - о промышленном производстве пива и других продуктов питания.

После того, как Ченслор с грамотой от Ивана Грозного, разрешавшей им беспошлинную торговлю по всей Московии, вернулся в Англию, компанию "Мистерия" переименовывают в "Московскую торговую компанию" (просуществовавшую аж до 1917 года), а во главе её встаёт Себастьян Кабот, ранее являвшийся инициатором этого путешествия. Кстати - это в честь него прибрежные морские походы до сих пор называют "каботажными".

Благодаря этой грамоте царя Английские корабли с товарами начинают курсировать между нашими странами и их количество с каждым годом увеличивается. Для понимания стоит упомянуть, что прибыль английских торговцев здесь достигала тысячи процентов! Конечно - об этом быстро узнали и другие - в Московию ринулись купцы и из других стран, и в первую очередь главной торговой державы того времени Голландии.

Морская торговля закипела. Каждой стране нужен был свой причал - англичане "в свою" бухту Святого Николая никого не пускали. Остальные стали обустраивать другие места - и результатом этого появляется решение о строительстве специальной крепости у Михайло-Архангельского монастыря, где будут располагаться гостевые дворы для всех иностранцев, по Указу Ивана Грозного от 1583 года.

В 17 веке каменные Гостиные Дворы Архангельска поражали всех своими размерами. А на территории Немецких Дворов действовало в т.ч. и несколько пивоварен
В 17 веке каменные Гостиные Дворы Архангельска поражали всех своими размерами. А на территории Немецких Дворов действовало в т.ч. и несколько пивоварен

Но всё это нам говорит о том, что на Север прибывают корабли с сотнями моряков на каждом, которых надо как минимум кормить месяцами, а как максимум и ещё в дорогу им давать продовольствие. То что власти кормили экипаж Ченслора целый год из полусотни человек - это ничто по сравнению с бумом следующих десятилетий!

И тогда происходит следующее - во дворах иностранных купцов-судовладельцев, которые они строят для жительства сначала лишь в период навигации, а потом и для постоянного проживания в течении всего года (т.к многие остаются и на зиму тут чтобы купить и доставить санным путём нужные товары со всей Московии), начинают возводить собственные промышленные производства хлеба для сухарей, солонины, квашения овощей, производства пива и т.д.

Т.е. тут уже в конце 16 века появляются производственные мощности пищевой промышленности!

Ведь многие купцы владеют не одним судном - и для всех их нужно заготовить провиант! Поэтому и участки усадеб в Архангельской Немецкой слободе сегодня всех удивляют - они огромны! А это было нужным для размещения там всех этих производств.

Огромный Архангельский пивзавод занимает целый квартал в Немецкой слободе - и он как раз показывает величину земельных участков иностранных купцов в городе
Огромный Архангельский пивзавод занимает целый квартал в Немецкой слободе - и он как раз показывает величину земельных участков иностранных купцов в городе

По некоторым данным, в Архангельск, численность которого в самом начале 17 века была менее тысячи человек (вместе с посадскими и стрельцами), ежегодно одних только иностранных моряков прибывало до нескольких тысяч! И их всех надо было где-то размещать, кормить\поить и развлекать. Тогда в пригородной Архангельску Соломбале массово появляется т.н. "индустрия гостеприимства" - трактиры, гостиницы, дома терпимости.

Причина появления этой береговой индустрии была в том, что на парусном флоте тех времён о бытовых условиях моряков не думали - на каждом корабле была только одна каюта - для капитана - остальные отдыхали кто где притулится. Питание тоже было в сухомятку - кругом смола, дерево, канаты, парусина - всё от любого огня могло вспыхнуть, а потому хочешь поесть горячего - езжай на берег! Хочешь поспать в кровати - езжай на берег. Хочешь развлечься - туда же! Ну и плюс корабельное питание всегда было не свежим - от долгого хранения продукты портились, плесневели, в них заводились черви и пр. Из-за этого кушать на кораблях старались в темноте - чтобы не видеть саму пищу...

Ну и добавлю про пиво - возможно не все в курсе, что пресная вода в бочках тоже быстро портится, а потому на флоте вместо неё в рейс брали пиво - оно и не скисает быстро, и полезно, и жажду утоляет. Его пили вместо воды, размачивая в нём судовые сухари, запивая солонину. По сохранившимся до нас нормам выдачи продуктов на флоте, утверждённых Петром 1, пива полагалось каждому матросу почти по 3 литра в день - суточная норма потребления воды человека.

Нормы потребления продуктов в Петровскую эпоху нам известны, до него они были примерно такими же. В иностранных флотах тоже отличались немногим.
Нормы потребления продуктов в Петровскую эпоху нам известны, до него они были примерно такими же. В иностранных флотах тоже отличались немногим.

Но опять же представьте - уже во времена Петра 1 в Архангельский порт ежегодно приходило до сотни кораблей, и на каждом по 2-3 сотни (а то и больше) моряков, привыкших к пиву. Плюсом ещё и свои корабли в Соломбале строят - и для каждого приводят команду, которая до отплытия расквартирована в домах местных жителей и тут же столуется. Это сколько же тут должно было быть разных забегаловок и сколько же тут должны производить продуктов для всех?!

Ну а раз это всё было, значит логично что кто-то их делал - в нужных объёмах. А кроме как производств, существовавших в частном владении "Немецких" гостей, проживавших в специальной Архангельской слободе, других подобных в наших краях не известно. Таким образом делаю вывод - всё промышленное производство продуктов питания в нашей стране впервые появляется здесь - в центре Архангельского города - в его "Немецкой слободе"!

Гравюра Пётр 1 в Архангельске в 1693 году
Гравюра Пётр 1 в Архангельске в 1693 году

Позднее, уже по Указам Петра 1, будут создаваться сухарные и другие заводы при Петербургских верфях для снабжения флота, но всё это уже будет делаться по образцам, подсмотренных самодержцем у нас во время его пребываний в Архангельске в 1693-94 годах, когда он тут два лета подряд всё изучал досконально. Только тут это всё и было в нашей стране! И создано оно было для нужд флота и нужд международной торговли, на чём Архангельск все годы и процветал вплоть до ликвидации первого Российского адмиралтейства по Указу Александра 2. Но это уже другая история.

Однако в заключении хотелось бы отметить, что пиво - это нормальный продукт питания.

И то что сегодня власти старательно вымарывают его из обихода - величайшая глупость. Во все века власти пивоварение поддерживали для борьбы с алкоголизацией населения крепким алкоголем! Сегодня, когда маленькие крафтовые пивоварни закрываются из-за высоких налогов - растёт и потребление крепкого алкоголя - который оказалось производить выгоднее... Это считаю не правильным!

Пиво как слабоалкогольный напиток должно получить преимущество и господдержку, как это сделано в Германии, а в Архангельске - на родине его промышленного производства в России - нужно возродить старый пивной фестиваль, проводившийся здесь во время древней Маргаритинской ярмарки и бывший одним из самых известных, наравне с Октоберфестом и др. Приурочивалось это всё у нас ранее к дню города - приходившегося на день Святого Михаила 19 сентября - а пивной фестиваль назывался "Михальщина". Пока что любое пивное мероприятие наши власти запрещают даже у нас - на родине его промпроизводства. Осталось лишь дождаться, когда и до них дойдёт, что на этом туризм в Архангельске лишь расцветёт, а здоровье населения, отвернувшегося от водки - лишь укрепится!

В Архангельской "Немецкой слободе" традиции пивных фестивалей громадна - и почему бы её не возродить?! Чем мы хуже других регионов, которые уже их создают с чистого листа?
В Архангельской "Немецкой слободе" традиции пивных фестивалей громадна - и почему бы её не возродить?! Чем мы хуже других регионов, которые уже их создают с чистого листа?

А как считаете вы - напишите в комментарии!