Вчера вашему вниманию была представлена 1 часть статьи о преступлении и покаянии праведного Иакова.
Интересное продолжение и завершение ждет вас сегодня. В этой, 2 части.
(ставьте лайк, комментируйте, делитесь с друзьями, если эта статья и предыдущая ее часть вам понравились)
2 загадки
1. Почему Иаков пал?
2. Почему так долго восставал от падения?
Тайна 1. Старая незажившая рана.
Из древнего жизнеописания Иакова (которое не помянул святитель Ростовский) следует, что Иаков до своего отшельничества был мучим страстью блуда, но одолел ее. Видимо, не до конца. И если намеренной блуднице он смог противостоять (правда сжегши себе руку), то более тонкое самоискушение – с отроковицей, не прошел. На отроковицу его никто не толкал, она его не искушала. Эта страсть (тем страшней и коварней) пришла не извне, а изнутри. Как неисцеленная. Неисцеленная рана дала о себе знать.
Тайна 2. Непослушный нарушитель.
Святитель Димитрий Ростовский делает такое допущение, что Иаков пал из-за гордыни. Мол, он возгордился, что исцеляет, что крут, и стал смотреть на тех, кого исцелял свысока. Этого мы не находим в более раннем изложении жития Иакова. Дело здесь не в гордыни, а другом духовном искушении.
Чтобы понять ответ, совершим флешбэк .
Блудница появляется на пороге Иакова, просится войти. Иаков, обладающий от Бога прозорливостью, понимает, что это нечистый визит, и не пускает ее. Но далее, он поддается на искус жалостью.
Вспомним из истории праведников. Св. Антоний Великий, в своих примерах противостояния показывает, что душевная жалость плохой помощник. Если Бог показывает «нет», не надо включать жалость и делать «да», нарушая тем самым Божье. Здесь нет добродетели милости (жалость против воли Бога, это не милость). Здесь есть непослушание Богу, его Воле.
Вот на этом Иаков начал падать: поступил по жалости своей души, а не по твердости Божьей Воли.
Перейдем к последней тайне:
почему же он так долго восставал?
Совершим снова флэшбек, но в другой эпизод.
Иаков находится в монастыре. Он исповедался братии в грехах и осталось малое – просто довериться Богу и получить прощение грехов. Но Иаков этого, самого главного, не делает.
Как называют это явление описатели жизни Иакова (неизвестный аноним, Симеон Метафраст, Димитрий Ростовский и создатели Супрасльской рукописи)?
Они называют это явление Иудиным покаянием.
Покаяние покаянию рознь. Есть Иудино покаяние, а есть Давидово. Иуда не верил, что Бог спасет. Давид верил.
Долго от греха восставал Иаков Постник так как был в отчаянии, и страсть отчаяния (как неверие, что Бог спасет, как неверие в Любовь Божью) не давала ему подняться.
Он называл грех, он сожалел о грехе, он готов был отработать, но не было самого главного: веры, что Бог простит. Знания того, что Бог любит и потому прощает.
Как там у Лествичника: бесы до нашего падения говорят, что Бог человеколюбив (чтобы мы пали). А после падения, что он жесток (чтобы мы не встали).
Именно со второй частью и столкнулся Иаков. Эта смесь тьмы отчаяния с неверием в милость Божью. Нет сил каяться, потому что нет веры, что Бог примет покаяния, очистит и простит.
Заключение.
Вот вся история, с разбором.
Хотите поделиться по теме данной статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями.
Приглашайте на канал.
Дополнительно мой ТГ канал о важных вещах, где много интересного: t.me/igor_orlov2