Сегодня мы поговорим о метафорических ассоциативных картах (МАК) и сравним их с практикой Театр Имени Меня (ТИМ). На первый взгляд, может показаться, что карты и танец никак не связаны, однако обе эти методики базируются на проективных методах и обладают схожими целями и эффектами.
Метафорические ассоциативные карты (МАК)
МАК появились в 1982 году благодаря канадскому художнику Эли Раманову и немецкому психотерапевту Морицу Эгетмейеру. Первая колода состояла из 88 карт с изображениями и 88 карт со словами, что позволяло создавать до 7744 различных комбинаций. Эта колода получила название "Ох карты" (Oh cards), где "Ох!" – это междометие, выражающее удивление.
Как работают МАК-карты? МАК основаны на проективной технике, аналогичной тесту Роршаха или тематическому апперцепционному тесту (TAT). Проективные методы создают неоднозначную ситуацию, допускающую множественные интерпретации. В таких методиках используются неопределенные стимулы, которые человек должен сам дополнять и интерпретировать. Например, человеку может предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. д. При этом предполагается, что характер толкований определяется особенностями личности человека, его когнитивного стиля, которые «проецируются» в через рассуждения. Цель проективного метода как-бы замаскирована: человек описывает не себя, а внешний стимул - картинку, что создает микро-диссоциацию (взгляд на себя со стороны) и формирует безопасное пространство для самовыражения и последующего самоанализа.
Психологические и нейрофизиологические аспекты: МАК стимулируют творческое мышление и интуицию. Если опираться на концепцию о которой рассказывал Александр Каплан в одной из своих дискуссий, то мы делаем вывод что в процессе интерпретации, человек связывается со своей внутренней моделью реальности, реконструкцией мира, которая при столкновении с неоднозначным стимулом "загружает" в сознание свежую информацию, позволяя находить новые перспективы и решения для проблем. Интерпретация и обсуждение карт помогают осознать и переработать эмоции, способствуя эмоциональной регуляции и снижению стресса. Нейрофизиологически, процесс ассоциативного мышления активирует сложные нейронные сети, включая зоны, отвечающие за визуальную обработку, эмоциональную реакцию и когнитивную интерпретацию. Это способствует межполушарному взаимодействию и нейропластичности, укрепляя адаптивные нейронные связи.
Театр Имени Меня (ТИМ)
ТИМ также относится к проективным методикам. В отличие от МАК, вместо карт здесь используются люди и их спонтанные движения. В ТИМ группа участников сначала интерпретирует Нейромандалу, созданную свидетелем. Эти интерпретации выражаются через телесные движения, которые соответствуют внутренним образам и когнитивным стилям участников. По сути, Нейромандала свидетеля является аналогом МАК-карты для танцующих.
Затем движения группы интерпретируются самим свидетелем, и тогда уже движущиеся становятся как-бы МАК-картами для свидетеля. Т.е. получается двойная проекция - от свидетеля к движущимся и в обратную сторону.
Вместе со словесной обратной связью, которую мы проводим после каждой итерации танца, каждый участник получает довольно большой объем информации за короткий промежуток времени, стимулируя их когнитивную и эмоциональную активность. Поэтому осмысление и интеграция полученных инсайтов может занимать достаточно продолжительное время - от 2 ух недель до полугода ;)
Заключение
МАК и ТИМ представляют собой мощные проективные методики, позволяющие глубоко исследовать внутренние переживания через различные медиумы – карты и танец. Обе техники в целом стимулируют творческое мышление, эмоциональную регуляцию и самоисследование, предоставляя людям уникальные возможности для личностного расширения и самопознания.
Однако возникает вопрос: что произойдет, если заменить Нейромандалу на обычную МАК-карту - повторить практику танца, когда за основу будет взята карта, которую выберет для себя свидетель, а группа будет её танцевать? Какую роль играют нейро-интерфейсы и визуализация ритмов мозга в процессе интерпретаций?
У нас есть гипотезы на этот счет и мы расскажем о них в другой статье. Но для начала мы проведем эксперимент, где на одном занятии будут использоваться Нейромандалы, а на другом – МАК-карты, чтобы сравнить ощущения от разных инструментов.
Подробности о проведении эксперимента можно найти в нашем канале @odadream по хештегу #эксперимент. Мы приглашаем вас к обсуждению и обмену мыслями о том, как эти методики могут обогатить ваш опыт и профессиональную практику.
P.S. Другие сравнения ТИМ вы можете почитать в прошлый статьях:
- Часть 1 – ТИМ и Аутентичное движение
- Часть 2 – ТИМ и Расстановки по Хеллинегру
- Часть 3 – ТИМ и Плейбэк театр, психодрама