Рассказывают профессор зоологии, доцент кафедры зоологии университета Овьедо Герман Орисаола и сотрудник биологической станции Доньяна (EBD-CSIC) Пабло Буррако.
Почти 40 лет назад на Чернобыльской атомной электростанции взорвался четвёртый реактор. С тех пор, к удивлению многих, прилегающая территория стала одним из крупнейших природных заповедников Европы. В течение последних восьми лет мы изучали, как эта печально известная экологическая катастрофа повлияла на местную фауну.
Радиация может повреждать клетки и при высокой дозе облучения может убивать организмы. Однако ситуация в Чернобыле сильно изменилась после аварии — сегодня осталось лишь 10 % радиации, высвободившейся в 1986 году, а наиболее опасные изотопы, такие как йод, исчезли много лет назад.
Это объясняет огромное количество и разнообразие животных, обитающих сегодня в Чернобыле. Однако нам нужно внимательно изучить ситуацию, чтобы понять, не пострадали ли животные каким-то образом, невидимым невооружённому глазу, что могло бы сократить продолжительность их жизни.
Чернобыльские лягушки
С 2016 года мы изучаем популяции восточных квакш (Hyla orientalis) в Чернобыле. Каждую весну мы приезжаем в этот район на несколько недель и пользуемся сезоном размножения, чтобы ночью отлавливать самцов и доставлять их в нашу лабораторию.
Помимо работы в Чернобыльской зоне отчуждения, мы также посещаем другие районы на севере Украины, которые не загрязнены радиацией. Эти места служат контрольной группой для сравнения наших результатов с результатами в пострадавших районах.
В течение многих лет мы изучали различные аспекты жизни этих лягушек — их морфологию, физиологическое состояние, иммунную систему и так далее. Наши исследования показали, что лягушки в Чернобыле, по-видимому, находятся в хорошем состоянии. Мы также обнаружили случай быстрой эволюции среди лягушек, которые темнее, чем те, что обитают в нерадиоактивных районах. Вероятно, это связано с тем, что меланин защищает от радиации.
Однако мы не исследовали ранее долгосрочные последствия радиации для этих существ. По этой причине мы проанализировали взаимосвязь между радиацией, возрастом и старением у чернобыльских лягушек.
Сколько живут лягушки?
Мы можем определить возраст лягушки, посчитав линии роста на её костях — подобно дереву, каждый год жизни лягушки оставляет свой след. Мы знаем, что некоторые виды в горных районах могут жить более 20 лет, в то время как другие доживают только до 2 лет.
В ходе нашей работы в Чернобыле мы за 3 года изучили около 200 особей. Самая старая восточная квакша, которую мы нашли, была в возрасте девяти лет. Большинству было около трёх-четырёх лет.
Кроме того, мы хотели узнать, влияет ли радиация на скорость старения этих лягушек. Для этого мы измерили длину их теломер — участков ДНК, расположенных на концах хромосом. Поскольку их функция заключается в защите генетического материала, они укорачиваются при каждом делении клетки, что делает их показателем скорости старения лягушек.
Чтобы завершить наше исследование, мы также изучили уровень гормонов стресса у лягушек. Мы измерили уровень кортикостерона в их крови — гормона, который регулирует метаболизм и реакцию на стресс.
У всех исследованных нами лягушек мы также рассчитали уровень радиации, поглощённой каждой особью. Для этого мы измерили уровень содержания цезия в их мышцах и стронция в костях, что позволило нам точно сопоставить другие наши данные с уровнями радиационного облучения исследованных нами лягушек. Это одно из самых подробных исследований текущих уровней радиационного облучения животных в Чернобыле.
Как стареют чернобыльские лягушки?
Наша работа показала, что жизнь в Чернобыле не влияет ни на возраст, ни на скорость старения изученных нами лягушек.
Средний возраст пойманных нами особей составил 3,6 года, и он был одинаковым как у особей с более высоким уровнем радиационного облучения, так и у особей из нерадиоактивных районов. Эти показатели являются нормальными для данного вида и схожи с показателями других популяций, живущих вдали от Чернобыля.
Мы также не наблюдали никакого влияния радиации на скорость старения лягушек — мы не обнаружили связи между количеством поглощённой радиации и длиной их теломер. Это было относительно постоянным показателем при всех уровнях радиационного воздействия, которые мы изучали.
Кроме того, уровень кортикостерона не зависит от количества поглощённой радиации — похоже, что чернобыльские лягушки не испытывают стресса.
Эти результаты свидетельствуют о том, что текущий уровень радиации в Чернобыле недостаточно высок, чтобы нанести долгосрочный вред этим существам. Подобные нашим исследования играют важную роль в развенчании мифа о том, что зона отчуждения непригодна для жизни, и наглядно демонстрируют, что эта территория стала чрезвычайно важным убежищем для исчезающих видов дикой природы в Европе.
© Перевод с английского Александра Жабского.