Процесс восстановления шедевров известных мастеров живописи в реставрационных мастерских всегда волнителен и часто подкидывает «арт-лекарям» неожиданные сюрпризы. О тех, что произошли недавно и вызвали наибольший интерес, сейчас и расскажу:
«Смерть кардинала Бофорта», Джошуа Рейнольдс. 1789 г.
Перед нами сцена, иллюстрирующая один из эпизодов пьесы Уильяма Шекспира «Генрих IV, часть 2», а именно – момент последнего вздоха кардинала Генри Бофорта в присутствии короля, а также лордов Уорвика и Солсбери. И дьявол здесь действительно кроется в деталях:
К открытию выставки, посвящённой 300-летию со дня рождения живописца, реставраторы Национального фонда Великобритании в течение шести месяцев возвращали полотну первоначальный вид. В ходе работ было сделано очень любопытное открытие: оказывается, под слоем краски и лака скрывался демон!
Вероятно, художник решил буквально отобразить строки из пьесы и в действительности поместить рядом с кардиналом рогатую лукавую нечисть:
О, прогони лукавого врага,
Что осаждает гибнущую душу!
Отчаянье из сердца изгони!
Сам ли Рейнольдс закрасил демона, или это сделали уже после смерти мастера – эксперты точно пока определить не смогли, однако обращают внимание на то, что работа, выставленная в Шекспировской галерее, ещё при жизни художника вызвала бурю негодования у критиков.
«Столь прямое представление поэтической фигуры речи в этой чудовищной форме не соответствовало художественным правилам того времени»
Так объяснил возмущение современников мастера старший куратор Национального фонда Джон Чу.
«Глициния», Клод Моне. 1925 г.
Совершенно неожиданное открытие удалось сделать научным сотрудникам Муниципального музея Гааги во время тщательного осмотра картины Клода Моне «Глициния». Работу сняли с экспозиции впервые с 1960 года, чтобы подготовить её к временной выставке.
Во время изучения полотна Рут Хоппе, реставратор музея современного искусства, обнаружила на нём множество странных рваных отверстий, после заретушированных.
Более того, в холсте были найдены мелкие осколки стекла. Это навело исследователей на мысль, что, скорее всего, картина пострадала в момент, когда бомба разбила стеклянную крышу в мастерской Клода Моне в Живерни во время Второй Мировой войны:
Но это ещё не всё! Узнав о таких повреждениях, реставратор отправила шедевр импрессиониста на рентген. Оказалось, что под «Глициниями» всё это время пряталась другая работа художника. Вы можете увидеть на снимке водяные лилии, спрятанные под слоем краски:
Экстраординарная находка! Клод Моне обычно не писал поверх своих ранее выполненных произведений. К концу жизни он был достаточно богат, в его мастерской находилось множество других неиспользованных холстов.
Что побудило мастера закрасить кувшинки – загадка. Тем не менее, у Рут Хоппе есть романтическое предположение, что работа, спрятанная под глицинией, может оказаться если не последней, то одной из последних водяных лилий, написанных импрессионистом.
«Голова крестьянки в белом чепце», Винсент Ван Гог. 1885 г.
Наконец, ещё одно открытие, сделанное во время подготовки к тематической выставке. Но уже другой - посвящённой Ван Гогу в Королевской академии. Картина «Голова крестьянки в белом чепце» во время экспертизы, проводимой с применением рентген-лучей, чрезвычайно удивила научных сотрудников. Они заметили различия в плотности красок.
Светлый платок, широкополая шляпа, узнаваемые черты лица… Да-да, постимпрессионист зачем-то скрыл на обратной стороне картины ещё одну, и это оказался автопортрет!
«Это свинцовые белила - гораздо более тяжелая краска, которую он использовал для изображения своего лица. Она проявляется после того, как рентгеновский снимок проходит через картон. Совершенно захватывающе!»
Уточнила старший реставратор картин в Национальной галерее Шотландии Лесли Стивенсон.
Дальнейшие исследования показали, что картина, на которой мастер изобразил себя, является одной из серии экспериментальных автопортретов. В музее Ван Гога в Нидерландах выставлены пять подобных: тоже написанные на обратной стороне полотен, они выполнены с декабря 1883 года по ноябрь 1885 года.
Работа, скрытая под слоями картона и клея, находилась в таком виде более 130 лет, что сегодня крайне осложняет возможность без вреда для обоих портретов их разделить. Сейчас же реставраторы Шотландии думают над безопасным способом освобождения находки из своеобразного заточения.