Найти в Дзене
Минутная История

Иерусалимское королевство изнутри

В 1099 году Первый крестовый поход завершился триумфом христианской веры, и на территории Леванта возникли новые государства, среди которых особенно отличилось Иерусалимское королевство, чье имя будет греметь еще несколько веков.

Что это была за страна?

С самого начала королевство представляло собой бесконечный фронтир, где власть небольшой группы франков-католиков, составлявших меньшинство, охватывала множество людей различных этнических и религиозных групп: мусульман, евреев, православных и самаритян.

-2

Настоящего единства с местными не произошло. Однако это нельзя назвать бесконечной борьбой за выживание. Коренные старались жить так, как жили ранее, в то время как крестоносцы первого поколения, оставаясь «франками», заключали браки, рожали детей, учили греческий и арабский языки, носили восточные одежды и переходили на местную диету. Вскоре уже рожденные на Святой Земле католики начали смотреть на новоприбывших паломников и воинов как на «понаехавших». И для этого были причины.

Взять хотя бы то, как крестоносцы жили. У себя в Европе лорды, графы и рыцари не жили в городах вместе с простыми людьми. Однако в Леванте пришлось мириться с рядом неудобств, ведь строить замки в пустыне не очень-то удобно.

Не так, как было принято в Европе, чувствовали себя и крестьяне. Положение политически бесправных крестьян было материально довольно неплохим. Кроме того, христианским помещикам приходилось вести себя приличнее, чем обычно, чтобы избежать бегства крестьян к соседним мусульманским грандам. Крестьян не притесняли по поводу религии, им позволяли пользоваться своими собственными судами и даже самим вести учет налоговых сборов.

-3

Как уживались вместе христиане разных сортов и мусульмане?

Тут, к сожалению, не очень понятно. Латинские хроники этот вопрос обходят стороной, а мусульманские источники часто рисуют картины исключительного варварства и невежества франков. Даже сейчас ученые до сих пор расходятся по вопросу культурной интеграции.

Судя по всему, взаимодействия строились как без большой любви, так и без огромной ненависти — все на базе практического сосуществования, чтобы никто не тратил лишних нервов. Контакты происходили преимущественно на административном уровне, а не на общинном или культурном (о смешанных семьях между представителями разных религий говорить не приходится: максимум — это дружба франкского лорда с отдельным мусульманским судьей или сирийским управителем).

Теперь о власти — о том самом «даре Божьем», на котором зиждится система управления.

Здесь тоже наблюдаются отличия от европейских стандартов. Видите ли, когда у тебя вся страна находится в состоянии вечной угрозы, играть в общепринятую схема «вассал моего вассала не мой вассал» не выходит.

Все графы, бароны, герцоги и простые рыцари должны были приносить присягу лично королю во избежание измен, сговоров и прочих неприятностей. Естественным исключением из этой практики были лишь рыцарские ордена и представители итальянских городов-государств. И если первые еще поддерживали Иерусалим просто за идею. То вот вторые не гнушались спонсировать походы против своих соплеменников.

Бизнес — что поделаешь…

-4

Первое время у королей Иерусалима не было специального административного аппарата, а потому власть они держали крепко. Однако вскоре ситуация изменилась, и возник «Haute Cour» — «Высокий Суд», представляющий собой собрание светских и церковных землевладельцев королевства.

Этот орган стал высшим представительным учреждением, отвечающим за порядок и правосудие для высшего класса. Кроме того он занимался законодательством, проводил политические директивы, а также выбирал короля и регента. С 1120 года в суде заседали не только дворяне, но и представители духовенства, а с 1148 года — высшие чины чужеземных крестоносцев и магистры крупных рыцарских орденов. В конце концов, все вассалы короля могли участвовать в этих заседаниях, но главную роль играли знатные сеньоры, а окончательные решения принимал король.

Для всех остальных работали более простые и традиционные схемы городских, деревенских и церковных судов. Последние, кстати, как для христиан, так и для мусульман.

Что же касается законов, то в начале государства крестоносцев не имели никаких писаных законов и суд руководствовался феодальными обычаями.

В конце XII — начале XIII веков обычаи, применявшиеся в отдельных районах королевства, были собраны и записаны. Этот сборник получил название «Иерусалимские Ассизы», а новые законодательные акты также стали называться «Ассизами». Вскоре этот сборник был признан обязательным для исполнения.

Долгое время считалось, что он является воспроизведением более древних законов, якобы составленных по приказу первого правителя Иерусалима Готфрида Бульонского. Однако эта версия оказалась лишь легендой, созданной позже для повышения авторитета «Ассиз».

-5

Лавры и причины конца

В целом Иерусалимское королевство стало свидетельством поговорки «хочешь жить – умей вертеться». И оно вертелось. Союзы с итальянскими республиками, договорняки и войны с мусульманами, вечное противостояние с Византией (Кстати, именно борьба с «греками» в итоге лишила королей-крестоносцев поддержки в ряде городов, которые с куда большей радостью сдавались мусульманам, чем подчинялись своим заморским единоверцам).

Само существование королевства в Иерусалиме – большое достижение. А то, что оно смогло построить определенной механизм, который позволял разным народам существовать вместе под властью франкских королей, говорит о многом.

Но, как и все в этом мире, крестоносное движение было временным. Сначала 1204 год, затем провальные походы Людовика IX, странные крестовые походы германского императора Фридриха II – и вот Иерусалим снова в руках неверных. А все достижения его королей растоптаны и забыты.

Текст специально для «МИ» написал историк Илья Агафонов

На фото моменты из фильма «Царство Небесное» 2005 года.