Найти в Дзене
Art&Culture

Как ДК в Кузьминках стал театром Сергея Безрукова?

Вы же в курсе, что актер Сергей Безруков в 2013 году занял должность художественного руководителя Московского областного дома искусств «Кузьминки»? Коллективу его представил тогда еще врио губернатора Московской области Андрей Воробьев. По сути звезда спустилась с небес в ДК. И ведь не отказался, не сказал, что меньше, чем на Большой, не соглашусь. Взял на себя ответственность и спустя почти 10 лет работы создал серьезный театр, ныне Московский губернский театр, который летом 2024 получил статус федерального - распоряжение подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. А все ли знают, как всё начиналось? О малоизвестных фактах из жизни театра рассказал сам Сергей Безруков в ноябре в Доме-музее К.С. Станиславского на мастер-классе в рамках фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». На самом деле история с этим культурным учреждением имеет глубинные корни. Ведь строилось оно, действительно как театр. Это было детище Исидора Михайловича Тартаковского, заслужен
Лариса Лембитовна Вильясте и Сергей Витаьевич Безруков. Фото: Art&Culture Дзен.
Лариса Лембитовна Вильясте и Сергей Витаьевич Безруков. Фото: Art&Culture Дзен.

Вы же в курсе, что актер Сергей Безруков в 2013 году занял должность художественного руководителя Московского областного дома искусств «Кузьминки»? Коллективу его представил тогда еще врио губернатора Московской области Андрей Воробьев. По сути звезда спустилась с небес в ДК.

И ведь не отказался, не сказал, что меньше, чем на Большой, не соглашусь. Взял на себя ответственность и спустя почти 10 лет работы создал серьезный театр, ныне Московский губернский театр, который летом 2024 получил статус федерального - распоряжение подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

А все ли знают, как всё начиналось? О малоизвестных фактах из жизни театра рассказал сам Сергей Безруков в ноябре в Доме-музее К.С. Станиславского на мастер-классе в рамках фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры».

На самом деле история с этим культурным учреждением имеет глубинные корни. Ведь строилось оно, действительно как театр. Это было детище Исидора Михайловича Тартаковского, заслуженного деятеля искусства РСФСР. Это его идея, именно он основатель Областного театра драмы им. Островского (1935-2013 гг.). Он имел антрепризную форму, однако, артисты тогда там работали великие. В 1980-х гг. Тартаковский пробил место в Кузьминках, чтобы у театра было свое достойное помещение. Строился он с дворцовой архитектурой, некий привет парку-музею Царицыну, его архитектурному ансамблю. Строительство собственного здания шло 10 лет.

Когда началась перестройка, областные власти сказали Тартаковскому, мол спасибо большое здесь будет ДК. У человека случился инфаркт. Здесь все было рассчитано для театра: большое просторное фойе, сам зал и малые сцены. А ему говорят: будете управлять ДК. Он сказал, что он директор театра, а не ДК. Хлопнул дверью и даже не зашел, когда здание наконец открыли для посещения. Историей того, что он отказался, воспользовался Михаил Александрович Ульянов и пригласил его на должность директора Театра Вахтангова.
(Сергей Безруков)
Исидор Тартаковский и его детище. Фото: открытые источники.
Исидор Тартаковский и его детище. Фото: открытые источники.

К слову, Тартаковского всегда уважали и ценили в театральных кругах, а его сын Владимир сегодня руководит Московским государственным академическим театром оперетты. Сергей Безруков считает, что молодым артистам необходимо рассказывать и об истории места, так как Московскому губернскому театру всего 10 лет, а вот история учреждения предшественника очень богатая, ему 90 лет. Так что это не ДК, а все ж таки изначально в своей концепции - театр.

У меня была миссия вернуть этому месту статус театра. Это не ДК. Не обижайте. Думаю, Тартаковский бы обрадовался, что справедливость восторжествовала и это наконец театр, а не ДК, в котором располагается огромное количество организаций.
(Сергей Безруков)

Когда Безруков пришел сюда, добрался-таки до Кузьминок, то понял, что в его художественное руководство вверили Дом культуры. Тогда в здании на Малой сцене располагался Камерный областной театр, на Большой сцене - Театр драмы Островского, кроме того здесь же работал коллектив Губернаторского оркестра, а еще Русский балет. Получилась вот такая интересная творческая коммуналка.

В итоге Безруков объединил две труппы, кого-то уволили, кого-то трудоустроили в другие организации, реорганизовал ДК, убрав его директора. В итоге все это здание стало ныне известным Московским губернским театром. Далее было присоединение оркестра, а в данный момент трудоустраивают Русский балет.

Московский губернский театр. Фото: м24.
Московский губернский театр. Фото: м24.

Сегодня у театра свой директор, который решает задачи маркетинга, продаж и принимает прочие управленческие решения. Это Лариса Вильясте, которую в коллектив пригласил сам Сергей Безруков, так как они вместе работали на других проектах, которые Лариса продюсировала. Она сразу пошла учиться в высшую школу деятелей сценического искусства Школу Г.Г. Дадамяна, так как по первому образованию имела отношение к экономике и социологии труда.

Спасибо Ларисе, что не испугалась и согласилась на мое предложение. Одно дело руководить просто проектом, а тут штат 450 человек. Это целая фабрика по производству спектаклей, концертов, фестивалей и других мероприятий театра. Она мой большой помощник в этом смысле.
(Сергей Безруков)

И несмотря на то, что театр расположен далеко не в центре столицы, у него большая лояльная аудитория, которая с нетерпением ждет каждый спектакль.