Париж — излюбленное место многих музыкантов. Это территория вдохновения, полета и свободы мысли. Шумные улочки этого города, его живописные площади и уютные кафе вдохновляли не один десяток известных композиторов. Не был исключением и Пётр Ильич Чайковский. Он неоднократно приезжал в Париж не только за вдохновением, но и просто отдохнуть от Москвы и Петербурга.
Он часто останавливался в отеле Richepanse у семьи Беляров:
«Я приехал в Париж. Беляры были очень рады меня видеть и с восторгом сообщили, что мой номер 21 свободен... Комната произвела на меня одновременно приятное и грустное впечатление. Сколько здесь было пережито различных волнений, сколько нотной бумаги и чернил было израсходовано... Я пошёл прогуляться по бульвару. В целом Париж кажется мне городом, где я как будто дома. Я не ощутил ни особого удовольствия от нахождения на бульваре, ни удивления их блеском; словно я только вчера уехал отсюда...»
Каждая его поездка наполнялась новыми впечатлениями и эмоциями — прогулки по бульварам, вечерние представления в театрах, встречи с коллегами и друзьями. Париж стал для него местом, где он мог забыть о тревогах и сосредоточиться на музыке.
В письмах к друзьям он часто делился своими впечатлениями от города:
«Как можно не любить Париж! Одна Comédie Française чего стоит! Каждый раз, выходя оттуда, ощущаешь какую-то сытость; как будто долго голодал и наконец-то удовлетворил себя в полной мере».
Чайковский был знаком со многими французскими музыкантами. Например, Эдуард Колонн, французский дирижёр и скрипач, который организовывал Национальные концерты в театре «Шатле», впервые уступил место за дирижёрским пультом своего оркестра именно Чайковскому.
Композитор поддерживал дружеские отношения с певицей Полиной Виардо.
«…С величайшей неохотой я шёл на завтрак к m-m Виардо, но она оказалась такой милой и очаровательной мамашей, что за три часа пребывания я раз десять поцеловал её руку и с большим удовольствием пойду к ней обедать послезавтра».
В доме П. И. Чайковского в Клину хранится несколько флаконов от туалетной воды и одеколона, которыми пользовался композитор. Один из них Vinaigre Аromatique (Ароматический уксус) французской марки Roger & Gallet.
Как появился этот аромат у Чайковского не известно. Но будучи истинным денди, Чайковский вполне мог зайти в парфюмерный магазин и купить свежую новинку от известного бренда.
Возможно это было так... (вымысел автора):
Внутри магазина царил волшебный аромат, смешивающий ноты жасмина, сандалового дерева и легкого цитрусового оттенка. Чайковский остановился перед витриной, где выставлены были флаконы с парфюмом, каждый из которых обещал перенести в мир утонченной красоты и вдохновения. Он взял в руки изящный флакон и вдохнул его аромат. Мгновение — и он уже представил, как этот запах будет сопровождать его на светских приемах и концертах, подчеркивая его уникальность. Парфюмер, заметив его заинтересованность, подошел ближе и с увлечением начал рассказывать о композиции нового аромата. Чайковский слушал, погружаясь в мир нот и аккордов, которые так напоминали ему о музыке — той самой музыке, что он создавал в своей голове. В этот момент он понял: парфюм — это не просто запах, это целая симфония чувств, способная пробуждать воспоминания и эмоции. Сделав выбор, он с улыбкой покинул магазин, уверенный, что этот аромат станет неотъемлемой частью его творческого пути.
Удивительная история парфюмерного Дома Roger & Gallet началась в XVII веке, когда итальянец по имени Jean Paul Feminis получил уникальный секрет, передававшийся из поколения в поколение. Этот секрет заключал в себе древнюю монастырскую формулу, содержащую животворную воду с мощными целебными свойствами, способную освежать, успокаивать и поднимать настроение.
Состав этой чудодейственной воды включал экстракты лаванды, розмарина и бергамота, выдержанные на виноградном спирте. Пропорции этих компонентов тщательно скрывались от посторонних. Позже это средство стало известно как Aqua Mirabilis.
Высокое качество продукции быстро принесло популярность парфюмерам, и вскоре их клиентами стали знатные и коронованные особы. Император Наполеон, например, был преданным поклонником Дома Roger & Gallet и всегда носил с собой уникальные духи под названием “Свиток Императора”.
В 1862 году управление Домом перешло к Charles Martial Gallet и Charles Arman Roger, которые изменили название компании. Их постоянное стремление к совершенству и новаторству произвело революцию в парфюмерии, сделав ароматы Roger & Gallet настоящей легендой, которые не теряют актуальность по сей день.
Е. Калиновская