Нашла много интересных идей для развития малыша от года до двух лет. Все, что понравилось, разделила на несколько категорий. Возможно, кому-то тоже будет полезно!
1. Игры на подражание
При проведении таких игр включаем свои актерские способности и стараемся выразительно проговаривать стихи с соответсвующей интонацией и мимикой.
1. СОЛНЫШКО
Ребенок и вы приседаете на корточки.
Утром солнышко встает:
Выше-выше-выше.
(Медленно поднимаетесь с корточек, вытянув руки высоко вверх).
Вечером, как устает, —
Ниже-ниже-ниже.
(Снова садитесь на корточки, опуская руки).
________________________________
2. КТО НАС КРЕПКО ЛЮБИТ
Посадите малыша к себе на колени и спойте ему выразительно, неторопливо песню, побуждая ребенка повторить за вами слово «мама». Каждое действие песни старайтесь продемонстрировать ребенку (как обнимаете, читаете и т.д.):
— Кто нас крепко любит?
— Мама, мама.
— Кто нас утром будит?
— Мама, мама.
— Книжки нам читает?
— Мама, мама.
— Песни напевает?
— Мама, мама.
— Кто нас обнимает?
— Мама, мама.
— Хвалит и ласкает?
— Мама, мама!
________________________________
3. ВВЕРХ-ВНИЗ
Ввеpх — до неба,
(Руки вверх, потянуться, встать на носочки)
Вниз — до тpавки.
(Приседаем)
Ввеpх — до неба,
Вниз — до тpавки.
А тепеpь покpужились
(Кружимся)
И вниз повалились.
(«Валимся» на пол).
________________________________
4. ПТИЧКИ-ЛИСИЧКИ
На дереве — птички,
(поднимаете руку вверх)
Под деревом — лисички.
(приседаете на корточки)
На дереве — листочки,
(поднимаете руку вверх)
Под деревом — грибочки.
(приседаете на корточки)
________________________________
5. ВОДИТЕЛЬ
Рассказывайте ребенку стихотворение, дополняя его соответствующими действиями, ребенок пусть повторяет за вами.
Постучал в кабину еж:
(постучите кулаком по столу)
«Эй, водитель, как живешь?
Хочешь яблок и конфет?
Хочешь бублик на обед?
Что ж ты фыркаешь, сопишь,
(пофыркайте, посопите)
На меня ты не глядишь?»
(колечки из указательных и больших пальцев подносим к глазам)
И сказал водитель строго:
(сделайте серьёзное лицо)
«Я смотрю лишь на дорогу.
Видишь, я веду трамвай.
(поднимите палец вверх)
Ты меня не отвлекай!»
(погрозите пальцем).
________________________________
6. ХЛОП-ТОП
Хлоп! Раз, еще раз,
Мы похлопаем сейчас.
(хлопаем)
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
(хлопаем чуть быстрее)
Пальчик о пальчик — тук да тук,
(стучим указательными пальцами обеих рук друг о друга)
Хлопай, хлопай, хлопай!
(хлопаем)
Пальчик о пальчик — тук да тук,
Топай, топай, топай!
(топаем)
________________________________
7. ДВЕ ПТИЧКИ
Жили 2 птички —
сестрички-синички.
(показываем две руки)
Сидели тесно,
Им было тепло.
(сжать ручки в кулачки, выставив 2 больших пальца)
Вот, одна из них взлетела,
Полетела и запела.
(поднять правую руку вверх и пошевелить пальцами)
Вот, вторая полетела,
Тоже песенку запела.
(поднять левую руку вверх и пошевелить пальцами)
Солнышко их обогрело.
Вот, как стало весело!
(поводить руками из стороны в сторону)
________________________________
8. ОБЕЗЬЯНКИ
Рано утром на полянке
(хлопаем в ладоши)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой — топ, топ!
Левой ножкой — топ, топ!
(топаем)
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(встаем на носочки и тянемся вверх)
________________________________
9. ВОРОБЕЙ
Андрей-воробей,
на болоте сидел
(раскачиваемся из стороны в сторону)
И лягушек много съел:
«Ам-ам-ам-ам».
(наклоняемся, широко открываем рот и произносим «ам»).
И живот не заболел!
(гладим ладошкой свой животик)
________________________________
10. МАМОЧКА ХОРОШАЯ
Посадите ребенка к себе на колени и покажите, как нужно делать воздушные поцелуи. Попробуйте сделать их вместе с текстом.
Мамочка хорошая,
(воздушный поцелуй)
Мамочка любимая!
(поцелуй над другой ладонью)
Очень я её люблю,
(сдуваем с ладони поцелуй)
Поцелуи ей дарю!
(сдуваем поцелуй с другой ладони).
________________________________
11. ИГРА «КУРОЧКА»
Покажите ребенку игрушечную курочку и спойте песенку:
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать,
(Пальцы рук в щепотку)
А за ней ребятки,
желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко,
не ходите далеко,
(Показываем, как курочка клюет)
Лапками гребите,
зернышки ищите.
(Показываем, как курочка гребет лапками).
2. Творческие игры на развитие мелкой моторики
В процессе игры ребенок учится координировать движения рук, развивает тактильные ощущения, учится различать цвета и формы. Развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.
12. ЗЕРНЫШКИ ДЛЯ КУРОЧКИ
Hеобходимо: картинка с изображением курочки, пластилин, тарелка, салфетки для рук.
Напомните ребенку песенку про курочку. Скажите:
«Давай сделаем зернышки для курочки!».
От большого куска отщипывайте большим и указательным пальцем кусочки теста и кладите их перед курочкой:
«На, курочка, поешь!».
Помогите ребенку сделать то же самое.
________________________________
13. ОДУВАНЧИК
Необходимо: салфетка (белая или желтая), трафарет одуванчика (кружок и палочка), клей-карандаш.
Дайте ребенку салфетку в руки. Предложите ее скомкать. Теперь вместе с ребенком намажьте кружок трафарета клеем, потом приклейте скомканную салфетку. Что получилось? Одуванчик!
Уронило солнце
Лучик золотой,
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет.
________________________________
14. ВАРЁНОЕ ЯИЧКО
Нужно сварить яйцо и показать малышу, как его чистить и складывать скорлупу в мисочку. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев.
Курочка-клуша,
Я хочу покушать,
Ты мне невеличка
Принесла яичко!
Тук-тук-тук - стучит яйцо,
Чищу-чищу, чищу я его.
Маме помогаю,
Яичко очищаю!
________________________________
15. ЧТО ВНУТРИ
Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться. Можно завернуть несколько небольших игрушек, сложить все комочки в корзиночку (или любую ёмкость) и предложить малышу открыть каждый сюрприз.
________________________________
16. БУМАЖНЫЕ ИГРЫ
Рвем бумагу на мелкие кусочки, мнем их в шарики и собираем их в ведерко.
Мы бумагу рвём,
Мы бумагу мнём,
Шарики скатаем,
В ведерко их кидаем.
________________________________
17. ЗОЛУШКА
Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
Мы весело играем,
Крупу перебираем
Раз крупинка - два крупинка,
Сложим всю фасоль в корзинку!
________________________________
18. СОРТИРУЕМ БУСИНЫ
Для игры подойдут разные по форме, размеру и цвету бусины, которые нужно будет рассортировать по разным ёмкостям (пластиковым стаканчикам/контейнерам).
Сколько бусин есть у нас,
Соберем мы их сейчас,
Красный, белый, жёлтый, синий
Как нарядно и красиво!
________________________________
19. БУСЫ
Нанизываем предметы на веревочку. Начинаем с самых простых вариантов и используем то, что есть под рукой и что удобно для малыша – сушки, макароны, резиночки для волос, большие бусины и т.д.
Надели шарики на нити.
Красиво очень посмотрите!
3. Игры на развитие слухового восприятия
Такие игры направлены на развитие у малыша слуховых навыков, умения распознавать и воспроизводить силу звука.
20. ТИХИЕ И ГРОМКИЕ ЗВОНОЧКИ
Мама и ребенок берут в руки погремушки/колокольчики и начинают звенеть. Показываем ребенку, как звенит звоночек — тише, громче.
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.
Ты звени, звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог.
________________________________
21. КТО КАК ЗВУЧИТ
Произносим в разных темпах:
Как машина гудит?
Би-би-би!
Как коровка мычит?
Му-му-му!
Как барабанчик стучит?
Та-та-та!
Как мама песенку поет?
Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет?
Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит?
Ду-ду-ду!
________________________________
22. ТОП-ТОП
В соответствии с текстом говорим то медленно, то быстро, то грубым голосом, то ласковым.
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП, ТОП-ТОП.
Маленькие ножки идут по дорожке:
Топ-топ, топ-топ.
Можно «ходить» по ручкам, ножкам малыша. Важно играть эмоционально.
________________________________
23. СТОП
Берём ребенка за руку и ходим вместе по большому кругу, шагая, говорим веселую потешку:
Я хожу, хожу, хожу,
Я хожу, хожу, хожу,
Я хожу, хожу, хожу,
Слово СТОП я вдруг скажу!
На слове «стоп» остановливаемся и замраем. Малыш довольно быстро запомнит эту команду и даже будет командовать сам, пытаясь сказать слово "стоп" сам.
________________________________
24. ТРУБА
Из листа ватмана или куска обоев сворачиваем трубу и показываем малышу, как говорить в эту трубу и какие звуки из нее выходят. Затем приставляем один ее конец к уху ребенку, а с другого что-нибудь тихонько в нее говорим. Делее даем трубу малышу, пусть сначала он покричит в нее в свое удовольствие, а затем приставит ее к нашему уху и тихонько что-нибудь скажет нам.
4. Активные игры на координацию движений
25. ИДЕМ К МАМЕ
Постройте полосу препятствий (дорожкой на этот раз может служить поверхность, ограниченная поясными ремнями, мостиком будет бельевой тазик, воротцами –ножки стула). Взрослые встают в разных концах «дорожки». Один из взрослых читает стихи:
Чтобы к мамочке прийти,
долго надо нам идти.
По дорожке мы пойдем,
через мостик перейдем.
Проползем мы под забором и
зайдем в широкий двор...
Там и мамочку найдем.
При выполнении движений постарайтесь читать так, чтобы слова совпадали с действиями, которые они обозначают. В конце «дорожки» малыш может поцеловать маму, обнять ее.
При проведении игры в первый раз помогите ребенку преодолеть полосу препятствий, проведя его по ней за руку.
________________________________
26. ИГРА-ТАНЕЦ «КАРУСЕЛЬ»
Мама поет слова песенки:
Тихо-тихо, еле-еле
(мама и ребенок берутся за руки)
Завертелись карусели
(медленно идут по кругу).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(постепенно темп ходьбы ускоряем до бега).
Тише-тише, не спешите,
(бег постепенно снова переходит в ходьбу)
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
(ходьба на месте).
Вот и кончилась игра.
________________________________
27. ИГРА «ЛОВИМ КИСКУ»
Необходимо: игрушка-кошка с привязанной веревочкой.
Веревочку с игрушкой водим над головой ребенка, изображая прыжки кошки с одного препятствия на другое. Ребенок должен подпрыгивать, стараясь дотянуться до кошки и поймать ее.
Поднимать кошку нужно не очень высоко, чтобы ребенок без особых усилий мог допрыгнуть до нее.
________________________________
28. БОУЛИНГ
Расставляем кегли или пустые пластиковые бутылки на небольшом от ребёнка расстоянии и предлагаем малышу кидать или катить по полу мяч, чтобы он сбивал кегли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Кегли будет мяч сбивать!
________________________________
29. ДОГОНИ МЯЧИК
Катим или кидаем мяч в другой конец комнаты, при этом можно читать стихотворение:
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его, не прячь!
Просим ребенка догнать мяч и принести вам.
________________________________
30. ДОГОНЯЛКИ
Убегаем, предлагая малышу нас поймать. Малыш пытается нас догнать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мама будет убегать!
После того как ребенок поймет смысл игры, меняемся ролями - мы догоняем, малыш убегает.
Раз, два, три, четыре, пять,
Как же (имя) Сашу мне догнать!
♥️ Пусть эти игры украсят будни и подарят много веселых и добрых минут общения!
🙏 Спасибо за внимание, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк, пожалуйста, это подарит мне и вдохновение на новые статьи!
✔ В комментариях делитесь, во что вы играете с малышом и какие игры он любит?
ℹ При подготовке статьи были использованы следующие источник информации: vk.com/sinichkapage, jili-blog.ru, maam.ru, defectologiya.pro, kladraz.ru, nsportal.ru