Найти в Дзене

Действия с числом 76

Учительница подошла к доске, молча что-то написала и повернулась к классу. На доске красивым крупным почерком было выведено: 76 — Итак, седьмой "В", предлагаю вам проверить свои математические навыки. — Ну Марьванна!.. — знакомо протянул один из заядлых двоечников, в театрально-страдальческой позе растянувшийся на парте. — Не "марьваннай" мне здесь. — учительница бросила строгий взгляд на двоечника, отчего тот сразу же вытянулся и ещё больше помрачнел. В классе повисла тишина. Все двадцать шесть пар глаз тоскливо смотрели на число 76. — Надеюсь, все видят, что здесь написано? Правильно — это число семьдесят шесть. И я предлагаю вам произвести с этим числом некоторые расчёты, чтобы получить любое другое число за произвольное количество шагов. На каждом шаге вы можете прибавлять к числу 15, возводить число в квадрат, либо зачёркивать последнюю цифру, если она — ноль. Все поняли? По классу пробежал нестройный гул одобрения, смешанный с нотками негодования, которые доносились откуда-то с п

Учительница подошла к доске, молча что-то написала и повернулась к классу. На доске красивым крупным почерком было выведено:

76

— Итак, седьмой "В", предлагаю вам проверить свои математические навыки.

— Ну Марьванна!.. — знакомо протянул один из заядлых двоечников, в театрально-страдальческой позе растянувшийся на парте.

— Не "марьваннай" мне здесь. — учительница бросила строгий взгляд на двоечника, отчего тот сразу же вытянулся и ещё больше помрачнел.

В классе повисла тишина. Все двадцать шесть пар глаз тоскливо смотрели на число 76.

— Надеюсь, все видят, что здесь написано? Правильно — это число семьдесят шесть. И я предлагаю вам произвести с этим числом некоторые расчёты, чтобы получить любое другое число за произвольное количество шагов. На каждом шаге вы можете прибавлять к числу 15, возводить число в квадрат, либо зачёркивать последнюю цифру, если она — ноль. Все поняли?

По классу пробежал нестройный гул одобрения, смешанный с нотками негодования, которые доносились откуда-то с последних рядов.

— На всё про всё вам десять минут.

В классе закипела работа. На первых партах скрипели ручки, а листки покрывались стройными рядами и столбиками цифр. На задних партах скрипели мозги, а криво оторванные листки оставались почти пустыми.

— Время! — неожиданно для всех объявила учительница. — Кто хочет поделиться своими результатами?

Разумеется, желающих не было.

— Ну хорошо. Тогда к доске идут Иванова, Петров, оба Сидоровых и Фролов.

К доске неспеша вышли названные ученики. И каждый из них продемонстрировал свой результат. На доске рядом с числом 76 оказалось ещё пять чисел:

73

11236

1

1998

622435

— Ух, какие вы... Разнообразные! — пошутила учительница, взглянув на неровный столбец чисел. — Но сдаётся мне, что не все справились с заданием.

Учительница обвела класс взглядом.

— Ну что, кто готов разобрать эти числа и найти в них ошибки?

Можете ли вы сказать, какие из указанных чисел можно получить при заданных условиях?

Ответ, как обычно, вы узнаете ниже

— Вижу, желающих нет. Ну хорошо, давайте разбираться вместе. Хотя тут и разбираться-то нечего. Иванова, что можно было делать с числом 76 и последующими числами?

— Ну... Прибавлять 15, возводить в квадрат и убирать последнюю цифру, если это оказывался ноль.

— Хорошо. Тогда как у тебя получилось 73?

— Не знаю. Я считала, считала, и вот как-то так получилось...

— Тот же вопрос к Сидорову, который вообще единицу получил.

На это Сидоров только опустил глаза в пол.

— Ну хорошо. Иванова, сколько будет 76 + 15?

— 91... — неуверенно ответила Иванова.

— А теперь попробуй несколько раз прибавить к числу 76 число 15.

Иванова взяла мел и написала на доске несколько примеров:

76 + 15 = 91

91 + 15 = 106

106 + 15 = 121

121 + 15 = 136

136 + 15 = 151

— Достаточно. Кто-нибудь уловил закономерность? Да, Васечкин.

— При прибавлении к 76 и последующим числам 15 мы всегда будем получать числа, оканчивающиеся на 1 или на 6.

— Верно, садись. Если мы будем только к 76 только прибавлять 15, то всегда будем получать числа, оканчивающиеся на 1 или на 6, поэтому чисел с другой последней цифрой получить просто невозможно. Но может быть что-то изменится при возведении в квадрат? Сидоров, попробуй.

Сидоров неохотно взял мел и написал на доске несколько примеров:

76 х 76 = 5776

5776 х 5776 = 438976

— Дальше не надо, там уже идут сотни миллиардов. Лучше сначала к 76 прибавь 15, а затем полученное число возведи в квадрат. И сделай так с несколькими числами.

И скоро на доске появились новые записи:

76 + 15 = 91

91 х 91 = 8281

91 + 15 = 106

106 х 106 = 11236

Увидев последнее число на доске, Петров, получивший такой же результат, засиял.

— Может и здесь есть какая-то закономерность? Да, Васечкин.

— Каждый раз при возведении указанных чисел в квадрат мы будем получать числа, оканчивающиеся либо на 6, либо на 1!

— Верно, Васечкин, садись. Итак, какие выводы мы можем из всего этого сделать? Иванова?

— При выполнении операций с указанными условиями, начав с числа 76, мы будем получать только числа, оканчивающиеся на 1 или на 6...

— А что ещё?

— И у нас не будут получаться числа меньше 76.

— Именно так. Если бы у нас получались числа, оканчивающиеся на ноль, то мы, теоретически, смогли бы найти числа, меньше 76. Но в нашем случае это исключено. Так что Петров, досчитавший до 11236, молодец, а остальным — переделывать.

Да, можно было бы и не разбирать эту задачу так подробно. Ведь с первого же взгляда очевидно, что при у нас здесь будут происходить действия с шестёрками и пятёрками, что в результате даёт нам числа, оканчивающиеся только на шестёрки и единицы. Притом все эти числа заведомо больше 76. Поэтому и ответ находится без труда.