Не так давно тесная группа товарищей, объединенная любовью к природе и продолжительным пешим прогулкам по лесу, ходила по лесным чащобам и считала пернатых. И вот вновь стяг с изображением белого ворона (по правде говоря, то, что изображено на полотнище, вороном можно назвать с большой натяжкой), взвился на лесной опушке. Читатель, наверное, догадался, что речь идет о молодежном историко-краеведческом обществе «Белый Ворон» и его серьезных, пытливых и выносливых разновозрастных участниках. Поход, темой которого был учет всевозможных лесных козявок, представителей флоры и фауны, должен был состояться еще третьего ноября, но, увы, грозные силы природы воспрепятствовали сей затее. Уж не помню, кто тогда разбушевался то ли Борей, то ли Зефир, но точно, кто-то из сыновей Эола. В результате, руководством общества было принято единственно правильное на тот момент решение – перенести исследования на более поздний срок. Сами понимаете – вести группу в лес, где в любой момент может рухнуть на голову в лучшем случае ветка, а в худшем и цельный ствол, неоправданный риск. Зато, в прошедшие выходные природа порадовала. В воскресенье, 10 ноября, стояла приличная ноябрьская погода. Обещанного разными метеорологическими приложениями солнышка мы так и не увидели. Зато и ветра не было. Было пасмурно, прохладно, но не так, чтобы замерзнуть. Пропускаю автобусную часть – сразу перехожу к старту. На автобусной остановке в поселке Перелесное, нашего округа, Андрей Кленовый, главный беловороновец, построил «боевую» группу и провел лесоизучательный инструктаж. После чего наш отряд из пятнадцати или четырнадцати человек, точно не помню, двинулся по проселочной дороге к лесному массиву. Шли, конечно, не молча. Песен не пели, но много говорили. В какой-то момент трубный глас нашего предводителя спугнул какого-то представителя пернатых. Далеко в поле птица встала на крыло и неторопливо «поплыла» в сторону леса. Андрей Васильевич, ссылаясь на грузность полета, предположил, что это была представительница одного из шести семейств отряда куриных, или в старой интерпретации – курообразных. Причем, тяжеловесный представитель. Летела она далеко, зрение у меня так себе, мощного «дальнобойного» объектива я в тот раз не брал, поэтому «личность» птицы установить не удалось.
Первое, что мы увидели, подойдя к лесной границе – кучу спиленных стволов. Лес там пилят нещадно. Хотя, может так и надо – ведь судя по стволам, спиленные деревья здоровьем не отличались. Там на опушке вновь было построение, и Андрей Кленовый разделил отряд на три группы. Студенты, шли, как наставники, исполненные достоинства проходящих педагогическую практику будущих учителей. Ах, да! Забыл сказать – в поход на этот раз отправилось уже четыре студента филиала МПГУ в Черняховске. Они контролировали школьников. Было две группы – одна занималась исследованием лиственных деревьев, точнее того, кто обосновался под их корой. Вторая пытливо рассматривала хвойные стволы. Старички, в числе которых был и я, осуществляли общий контроль и наблюдение за несовершеннолетними исследователями. Была у меня еще одна цель – грибы. Забегая вперед, скажу, что ее я худо-бедно выполнил. Лес нас встретил почти тишиной. Где-то на деревьях цвиркали синички. Время от времени раздавался хриплый голос ворона. Так, что пернатая живность была в тот день была представлена не во всем своем многообразии. Впрочем, они входили в нашу задачу второстепенным звеном. Главным были, как я уже упомянул – лесные кракозябры из мира насекомых, которые уже устроились на зимовку. Молодежь рьяно взялась за дело. Вспоминая себя в подростковом возрасте, я тоже с удовольствием ловил и рассматривал всяких рогатых, хвостатых и членистоногих. А сейчас, как-то, мягко говоря, не очень приятно держать на руке пусть и небольшого, но все же жучка. Уховерток я и в детстве побаивался. Ребята отдирали на старых древесных «огрызках» кору и ловили в банку, разбегавшихся спросонья в разные стороны жучков-паучков.
Что же касается грибов, то лес был полон одного из самых поздних осенних грибов – говорушки дымчатой. Кстати, по мнению некоторых блогеров-грибников – лучший гриб для маринования. Их то я и насобирал. В одном месте наш отряд наткнулся на «ведьмин круг» из говорушек. Ну, если следовать науке о нечистой силе, то упомянутый выше термин применяется только к мухоморам. К слову, эти красавцы нам тоже попались по пути, правда немного. Нашли мы и еще один интересный гриб. Честно говоря, я поначалу подумал об аномалии – это был сморчок, точнее сморчковая шляпа. А их сезон заканчивается в апреле. На дворе ноябрь! Но потом, уже дома, достав с книжной полки иллюстрированный справочник, я вспомнил о том, что есть осенний сморчок, видом схожий с упомянутой сморчковой шляпой. Полистав для успокоения справочник, я нашел тому подтверждение.
На первом привале после чаепития и поедания бутербродов, Андрей Васильевич принялся изучать улов студентов и школьников. А попались им: бронзовка, несколько черных жуков-трупоедов, паук-волк, личинка уховертки, и оса-наездница, ну и ещё несколько всевозможных козявок. Всех их Андрей Кленовый внимательно рассмотрел и сфотографировал, чтобы потом внести в научные бумаги, которые будут переданы по назначению, если я правильно понял – в БФУ им. Канта. После этого наш путь продолжился. И вот мы подошли к первому препятствию. Это была лесная дорога, но «расквашенная» тракторами до неприличного состояния. Грязь по консистенции похожая на манную кашу небольшими серыми дюнами обозначала две колеи, внутри которых та же грязища, только жидкая. Перейти это можно было при условии наличия высоких резиновых сапог. Таковы были не у всех, а у детей они были коротковаты. Наш предводитель любезно взял на себя обязанности переносчика – брал на плечо и переносил участников через дорогу. Ну кроме взрослых. Они были в сапогах. Не все, те, кто был без оной обуви, перешли по сооруженному из валежника мостику. Собственно, это уже был путь домой с главной остановкой. Основной привал устроили на вырубке. Тут уж в ход пошли более серьезные вещи. Чем бутерброды – жарили нанизанные на веточки сосиски, сардельки и кабаноси. В ход шли также куски хлеба. Знаете, хлеб, поджаренный на костре – это очень вкусно!
Голод был утолен, пришло время игр. Эта важная задача была поручена студентам-практикантам Оле Волязловской, Эвелине Штянбокайте, Виктору Иванову и Семёну Левченко. Они увели детей на чистую лесную полянку и принялись их там веселить и развлекать. Старички же остались у костерка, вспоминали что-то, планировали куда пойдем в следующий раз и прислушивались к крикам и веселым возгласам, доносившимся с игровой площадки. Строго по расписанию привал был завершен, костер тщательно затушен, и отряд двинулся к выходу из леса. Последние метры давались трудно. На пути стало попадаться все больше буреломов. Лично мне приходилось вспоминать молодость и пытаться делать растяжки. Получалось не очень удачно, поэтому на поваленных стволах, остались отметины от тыльной части моих штанов. Наконец, мы вышли из леса. Проселочная дорога была заросшей. Но когда-то это был нормальный тракт, ведущей к усадьбе. Ее уже нет, остались лишь два каменных столба, на которых висели ворота. За воротами и около них – это уже Маевка, при СССР поселок, ныне городская черта. Оттуда мы уехали домой на обычном рейсовом автобусе. В дороге Андрей Кленовый еще раз озвучил план похода в еще одно интересное место. Туда мы отправимся по первому морозцу. Куда не говорю, узнаете, если будет интересно, потом.