Первые столетия нашей эры стали в духовном плане непростым временем. С одной стороны – намечавшийся кризис языческих культов, с другой – зарождение совершенно новой религиозной системы (христианства), с третьей – активное развитие различных философских школ, зачастую стоявших особняком от любых религий. И как раз в этот период жил философ и духовный лидер Аполлоний Тианский. Его влияние было так велико, а личность столь незаурядна, что последователи Тианского в буквальном смысле обожествляли его, а предания о творимых им чудесах дошли и до наших дней.
Происхождение Аполлония
Биографические сведения о жизни Аполлония Тианского неточны, но большинство современных ученых сходятся в том, что он был реальной исторической личностью. Главный источник информации – книга «Жизнь Аполлония Тианского», созданная античным писателем Флавием Филостратом II. Считается, что Филострат написал ее по приказу императрицы Юлии Домны (жены Септимия Севера). Произведение состоит из восьми книг, и работа над ним заняла у Филострата много лет, растянувшись до 220-х годов н. э.
Аполлоний родился в уважаемой и богатой греческой семье, в каппадокийском городе Тиане (на территории Малой Азии). Филострат указывает, что Аполлоний появился на свет около 3 года до н. э. Другие историки и писатели отмечают, что он родился в 40 году н. э. или еще позже.
Есть и легенда, рассказывающая о его появлении на свет. Согласно ей, к матери Аполлония, гулявшей на лугу, пришел бог Протей и сообщил, что явит себя через ее будущего сына. Женщина тут же родила мальчика, а в это время вокруг нее собралась стая лебедей и пела ей песни.
Философские взгляды
Аполлоний довольно рано увлекся философией. В юности он служил при храме Асклепия в городе Эги и даже прошел пятилетнее испытание молчанием. По своим философским взглядам Тианский был неопифагорейцем (учение, соединившее пифагореизм с платонизмом, идеями стоиков и перипатетиков – последователей Аристотеля).
Аполлоний выступал против жертвоприношений, придерживался аскезы, был строгим вегетарианцем и отказывался носить одежды из шерсти животных. Аскетизм он считал тем фактором, который позволяет обострить чувства для общения с высшими силами. Все свое имущество он раздал, а сам стал обходиться малым.
До нас дошел предполагаемый фрагмент его труда, где он пишет, что на бога, прекраснейшего из существ, нельзя пытаться влиять молитвами или принесением жертв. Бог, согласно Аполлонию, не хочет, чтобы люди ему поклонялись. Но достичь его можно с помощью духовных практик, задействующих Нус (разум, интеллект).
Странствия и чудеса
Всю свою долгую жизнь ученый муж провел в странствиях. Он исходил Малую Азию, бывал в Сирии, Испании, Риме, Греции, Египте и Эфиопии; вероятно, он также мог посетить Индию. Аполлоний был знаком со многими правителями: Веспасианом, Титом, Домицианом. Последний даже как-то обвинил его в подготовке мятежа и отправил в тюрьму, но суд оправдал философа. Жены и детей у Тианского не было, все свое время он посвящал философии и духовным практикам.
Во время пребывания в вавилонских землях Аполлоний встречал мудрецов, перенимал их знания. Там же он познакомился с неким Дамидом, который стал его главным последователем и спутником. Именно на дневники Дамида опирался Филострат, когда писал биографию Тианского.
Куда бы ни отправился Аполлоний, за ним тянулся длинный след из всевозможных преданий и легенд; тысячи слушавших его людей становились его последователями. Ему приписывали множество чудес: воскрешение мертвых (например, невесты, умершей в день свадьбы), усмирение бурь, укрощение диких животных, ясновидение...
Другие легенды гласят, что на праздниках он легко мог размножить лежащее на столах угощение, оживлял статуи, заставлял вещи исчезать и появляться заново, свободно покидал оковы, которыми его сковали во время тюремного заключения, и так же свободно в них возвращался.
Аполлоний скончался, согласно Филострату, в 97 году н. э., будучи глубоким старцем, но обладая ясным и чистым разумом. Перед смертью он, как считается, распустил всех учеников, а затем просто... исчез. Последователи утверждали, что его душа дематериализовалась из ставшего ненужным тела.
Сопоставление с Иисусом Христом
Если взглянуть на жизнеописания этих двух деятелей, то можно заметить поразительно много общего. Оба родились в одно и то же время на Ближнем Востоке, оба провели жизнь в странствиях и имели множество учеников и последователей.
Оба духовных лидера прошли искус (пятилетняя аскеза молчания Тианского и 40-дневное пребывание Христа в пустыне), оба избрали бедность и воздержание. Да и содержание их учений было близко: Аполлоний тоже выступал против тирании, деспотизма, был адептом терпимости, гуманизма и человеколюбия. Но главное, что им обоим приписывают схожие чудеса, включая воскрешения мертвых и дар предвидения.
Известность Аполлония Тианского была на руку преследователям христиан в первых веках нашей эры. Например, один из позднеримских чиновников, живший при императоре Диоклетиане в конце III века н. э., писал, что Аполлоний по количеству чудес превосходил Иисуса, но при этом не почитается как бог.
Он отмечал также, что образованные и культурные биографы Аполлония Тианского заслуживают большего доверя, чем необразованные апостолы Христа. Эти попытки превратить Аполлония в героя антихристианского движения встретили агрессивный отпор со стороны христианских епископов. Они заявили, что Тианский был колдуном и ему помогали демоны.
Сравнения Иисуса и Аполлония вспыхнули с новой силой в эпоху позднего Возрождения и Нового времени, когда Средневековье и инквизиция остались в прошлом, а люди получили больше доступа к информации благодаря книгопечатанию.
Так, в 1680 году английский деист Чарльз Блаунт опубликовал перевод двух первых томов «Жизни Аполлония Тианского» Филострата и снабдил его антихристианским вступлением. А в 1909 году вышла книга «Христос» Джона Ремсбурга. Автор отмечал, что религия Аполлония исчезла, так как не было подходящих условий для ее развития (в отличие от буддизма, христианства и ислама).
Аполлоний Тианский фигурирует и в художественных произведениях: неоконченном романе Дюма-отца «Исаак Лакедем», романах Флобера «Искушение святого Антония» и Булвер-Литтона «Последние дни Помпеи» и многих других.
________________________
Спасибо за внимание! :) Также читайте: Евангелия от Петра, Марии, Фомы и другие апокрифы, отвергнутые церковью