Найти в Дзене

О знаменитой парсуне «Патриарх Никон с клиром» начала 1660-х гг.

На парсуне* патриарх Никон изображен стоящим на кафедре в полном священническом облачении во время богослужения. Справа от него, в верхнем углу изображена икона Богоматери Одигитрии. Чуть ниже патриарха в два ряда расположены восемь монахов Воскресенского монастыря во главе с архимандритом Герасимом. Над каждым изображенным надписаны его имя и сан. Парсуну отличает документальная точность в передаче деталей и портретный натурализм, однако произведение нельзя назвать реалистичным: композиция условна, она построена по иерархическим принципам средневековой живописи. Многие предметы, изображенные на полотне, сохранились до наших дней, они представлены в витрине рядом с парсуной на постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим». О некоторых есть упоминания в документах. До нас дошли панагия патриарха Никона (медальон с образом Богоматери), корольковые белые четки с рубинами (на картине их держит поддьяк Серафим). Сохранился и посох, с которым на парсуне изображен Никон. В XVIII веке портрет

Уникальный памятник портретного искусства XVII в. – парсуна «Патриарх Никон с клиром» относится ко времени пребывания патриарха в Новом Иерусалиме. Это наиболее ранний из известных нам живописных портретов XVII века и единственный групповой портрет, созданный на русской почве.

Неизвестный художник. Патриарх Никон с клиром. Начало 1660-х гг. Холст, масло
Неизвестный художник. Патриарх Никон с клиром. Начало 1660-х гг. Холст, масло

На парсуне* патриарх Никон изображен стоящим на кафедре в полном священническом облачении во время богослужения. Справа от него, в верхнем углу изображена икона Богоматери Одигитрии. Чуть ниже патриарха в два ряда расположены восемь монахов Воскресенского монастыря во главе с архимандритом Герасимом. Над каждым изображенным надписаны его имя и сан. Парсуну отличает документальная точность в передаче деталей и портретный натурализм, однако произведение нельзя назвать реалистичным: композиция условна, она построена по иерархическим принципам средневековой живописи.

Многие предметы, изображенные на полотне, сохранились до наших дней, они представлены в витрине рядом с парсуной на постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим». О некоторых есть упоминания в документах. До нас дошли панагия патриарха Никона (медальон с образом Богоматери), корольковые белые четки с рубинами (на картине их держит поддьяк Серафим). Сохранился и посох, с которым на парсуне изображен Никон.

-2

В XVIII веке портрет подвергся некоторым переделкам: были переложены яблоки (шарообразные утолщения на древке), при этом их стало не три, а четыре, на рукояти посоха появилась накладка с знаком ордена Святой Анны. В XIX веке этот посох находился в монастырском музее патриарха Никона.

В коллекции церковных тканей музея «Новый Иерусалим» был обнаружен подризник, который был признан тем, что изображен на парсуне (его полосатый край виднеется из-под саккоса).

Относительно авторства этого произведения, не имеющего аналогов в русской живописи, нет единого мнения. Его приписывали польскому, голландскому и немецкому мастерам. Сочетание в художественной манере неизвестного автора разных стилистических тенденций – и польской, и западноевропейской и традиционной для России иконописной – пожалуй, единственное, что можно сказать о нем утвердительно. Именно такой многосложной была культурная среда, сформировавшаяся в Новом Иерусалиме в 1660-х гг.

Вот что написал о парсуне её первооткрыватель, Архимандрит Леонид (Кавелин): (Историческое описание Воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. М. 1876. Стр. 22, 328, 329):

«Это изображение в старинных рамах, писанное на холсте, высотой около трех, а шириной около двух аршин, занимает место на хорах в Воскресенском монастыре, или Новом Иерусалиме. На нем представлен во всем святолепном величии своего сана на горнем, или святительском, месте знаменитый патриарх Никон, основатель этого монастыря, как значится и в надписи:

св`тtйшаго Никона Патрїарха Московскаго и всея Росїи.
св`тtйшаго Никона Патрїарха Московскаго и всея Росїи.

Надпись: Святейшаго Никона патриарха Московскаго и всея России».

В 1840-х гг. парсуна была срисована художником Ф.Г.Солнцевым и вошла в его знаменитый альбом «Древности Российского государства».

Лист из альбома Ф.Г.Солнцева «Древности Российского государства» Москва. 1849-1853 гг.
Лист из альбома Ф.Г.Солнцева «Древности Российского государства» Москва. 1849-1853 гг.

Парсуна во время Великой Отечественной войны получила значительные повреждения. Фашисты обосновались в Ново-Иерусалимском монастыре во время наступления на Москву. А после того, как при отступлении ими был взорван Воскресенский собор, данный портрет оказался под руинами. К счастью, ее удалось спасти. После нанесенного урона она была принята на реставрацию в Центральные художественно-реставрационные мастерские (ВХНРЦ).

Сотрудники Центральных художественно-реставрационных мастерских на фоне Парсуны «Патриарх Никон с клиром»
Сотрудники Центральных художественно-реставрационных мастерских на фоне Парсуны «Патриарх Никон с клиром»

После долгих работ по восстановлению — полотно было порвано в ряде мест — парсуна вернулась в музей. Сегодня это особенно дорогая для музея вещь находится в постоянной экспозиции «Новый Иерусалим» и является своего рода символом – места, времени, старой и новой истории музея «Новый Иерусалим».

-6

*Парсуна (от искаженного лат. persona — «личность», «особа») — название портрета в России XVIIвека.