Найти в Дзене

Священники и монахи как герои кино новейшей России: ч.13

В советском кино вопрос духовности находился под строгим запретом, и в новой России эту тему пришлось осваивать фактически с нуля. В статье киноведа, доцента Всероссийского государственного института кинематографии и программного директора международного кинофестиваля «Радонеж» Татьяны Викторовны Москвиной-Ященко, а также искусствоведа и члена отборочной комиссии этого же кинофестиваля Татьяны Ивановны Мальцевой рассматривается, как изменялись образы священников и монахов в отечественном кино – как в игровом, так и в документальном, на протяжении последних 36 лет. Подведем итоги. Начавшись с чистого листа, религиозное кино в России доросло до киностудий при монастырях и приходах, региональных телекомпаний от Калининграда до Дальнего Востока, собственных фестивалей («Золотой витязь», «Радонеж», «Встреча», «Лучезарный ангел»), а потом и федерального телеканала «Спас». Все это вывело формирующееся направление из категории аутсайдеров, включив религиозную тематику в общий информационный по

В советском кино вопрос духовности находился под строгим запретом, и в новой России эту тему пришлось осваивать фактически с нуля. В статье киноведа, доцента Всероссийского государственного института кинематографии и программного директора международного кинофестиваля «Радонеж» Татьяны Викторовны Москвиной-Ященко, а также искусствоведа и члена отборочной комиссии этого же кинофестиваля Татьяны Ивановны Мальцевой рассматривается, как изменялись образы священников и монахов в отечественном кино – как в игровом, так и в документальном, на протяжении последних 36 лет.

Отрывок из фильма Монах и бес
Отрывок из фильма Монах и бес

Иное измерение

Подведем итоги. Начавшись с чистого листа, религиозное кино в России доросло до киностудий при монастырях и приходах, региональных телекомпаний от Калининграда до Дальнего Востока, собственных фестивалей («Золотой витязь», «Радонеж», «Встреча», «Лучезарный ангел»), а потом и федерального телеканала «Спас». Все это вывело формирующееся направление из категории аутсайдеров, включив религиозную тематику в общий информационный поток. Сделано много, и еще больше предстоит сделать.

Поиски «новой духовности», взрыв документалистики конца 80-х лежали в стремлении разрушить старые идеологические стереотипы, заменить их новыми — или обрести в поисках Истину. Смешение жанров дало различные сочетания исторического исследования и нового мифотворчества. Под напором злободневного материала лидирующими стали кинохроника, репортаж, аналитическое кинонаблюдение. Авторы искали ответы на вопросы, которые предполагали множество вариантов. Они вторгались в процесс съемки, сближая репортаж и постановочные моменты, проводя псевдорасследования, формируя новую мифологию.

Постер фильма «Псково-Печерская обитель»
Постер фильма «Псково-Печерская обитель»

В конце ХХ века в России родилось еще одно особое явление — отечественная киноагиография, повествующая о новомучениках Российских, своего рода аналог житийной литературы. Сюжеты о возрождении храмов и монастырей, о передаче святынь верующим, портретные кинозарисовки пастырей и прихожан составили летопись возрождения православия и самой России. Кинофильмы о паломнических поездках, жизни приходов, об обращении человека к вере положили начало миссионерскому кино, призванному обращать людей к вере. К ним можно отнести фильмы Татьяны и Александра Карповых, Валентины Матвеевой, Галины Огурной и Елены Чавчавадзе, Бориса Криницына, Валерия и Людмилы Деминых, Вячеслава Орехова, Бориса Лизнева и многих других.

Размышления о вере и человеке обозначили три координаты в киноэстетике: соотнесенность повествования с образом Спасителя; отражение красоты и гармонии тварного мира; утверждение нравственного начала евангельских заповедей. Это помогает не уйти в субъективизм и скучную дидактику.

Творческая задача, вставшая перед кинематографистами, невероятно сложна: необходимо создать на экране образ духовного наставника — священника или монаха, достоверно показать цельную личность, которая обрела опору в Боге, служит Ему и ближним. По сути, показать «князя Мышкина» во плоти, живущего здесь и сейчас положительно прекрасного человека, в котором виден образ Христа. Нужно вписать такую личность в повествование, чтобы зритель не почувствовал фальши, назидания, излишней описательности.

Выхватить камерой отсвет Божественного удается немногим — но удается. Нужно только найти его и обратить внимание окружающих. Как делал митрополит Тихон (Шевкунов), который перед Великим постом собирал братию Псково-Печерского монастыря и показывал снятую им хронику о великих печерских старцах — «несвятых святых».

Конец статьи.
Материал подготовлен в рамках специального проекта «Священник XXI века» совместно с интернет-журналом «Татьянин день» для портала Богослов.