Некоторые родители говорят: «Мой ребёнок так занят! У него школа, дзюдо, музыкалка и уроки программирования по субботам». Родители думают, что занятия помогут детям стать умными и всесторонне развитыми. Они правы! Уроки важны, но у детей, которые много учатся, часто не остаётся времени на игры. А ведь детям нужно играть, чтобы быть счастливыми и смышлёными. Игра — это не просто развлечение. Игры помогают детям развиваться, закреплять и оттачивать полезные навыки.
Игра — способ учиться!
Играть полезно. Когда дети строят что-то из кубиков или рисуют, они учатся сами, без помощи взрослых. Если вы будете мешать им, они не смогут учиться.
Учёные доказали, что игры помогают детям лучше запоминать, лучше говорить и лучше понимать свои чувства.
Игры помогают детям чувствовать себя увереннее и лучше понимать, что происходит вокруг. Это помогает им справляться со своими чувствами. Многие врачи используют игры, чтобы помочь детям, у которых есть проблемы.
Игры, развивающие творческое мышление
1. Сюжетно-ролевые игры
Ролевая игра предоставляет возможность перевоплотиться в различных персонажей. Можно играть в магазин, путешественников или археологов. Участники сами придумывают, как им действовать в рамках роли и игровых условий. Игра развивает социальные навыки, креативность и гибкость мышления. При этом, в сюжетно-ролевые игры можно «встроить» полезные задания, развивающие нужные вам умения.
Старший сын нашего знакомого ленился читать в первом классе. Папа пошёл на хитрость и в каникулы познакомил сына с одной известной онлайновой игрой, в которой приходилось много общаться в чате. В результате за лето малыш, читавший до этого 30 слов в минуту, увеличил скорость чтения до 120 слов и научился неплохо печатать!
2. Творческие игры
Рисование, лепку, создание поделок и моделей можно превратить в игру. Например, «Рисование с заданиями» предполагает выполнение креативных заданий для рисования. Игроки могут рисовать фантастических существ, волшебные строения, карты выдуманных миров. Эта игра способствует развитию художественного воображения и нестандартного мышления. В похожие игры можно играть с пластилином.
Это интересно: Лепим из пластилина с детьми 2-3 и 4-6 лет
3. Игры на придумывание
Например, игра «Придумай свою историю» включает в себя истории, основанных на изображениях или предметах. «Сочинение необычных слов» предполагает создание новых наименований для известных предметов. «Дописывай историю» - предлагает участникам продолжать тексты друг друга, создавая слитную историю. «Придумай новые правила» - предлагает придумывать новые правила игры в шахматы, классики или догонялки.
Все эти игры развивают возражение, творческое мышление и расширяют кругозор.
4. Игры, заставляющие действовать необычно
Например, настольная игра «Экивоки». В ней есть шесть типов заданий, заставляющих объяснять заданные слова необычным способом. Например, нужно прочитать вслух загаданное слово задом наперёд (но не более трёх раз). Команда должна его восстановить и правильно произнести. Или нужно нарисовать загаданное слово или показать жестами или даже объяснить, не используя однокоренные слова.
Подобные игры также развивают нестандартное мышление и умение творчески подходить к выполнению задач.
Полезная информация:
1) Игры для развития логики и мышления с предметами
2) Настольные игры для развития логики и мышления
3) Словесные игры для развития логики и мышления
4) Ролевые игры для развития логики и мышления
Полезные физические игры
Физическая активность, включая бег и прыжки, играет ключевую роль не только для физического здоровья, но и для психического благополучия. Такие игры помогают детям выплескивать энергию и снижать стресс, что улучшает общее настроение.
Важно, чтобы физическая активность была неструктурированной. В отличие от занятий с тренером, свободная игра позволяет детям терпеть неудачи, учиться на ошибках и пробовать снова. Эта уверенность в собственных силах расширяется на другие сферы их жизни и укрепляет веру в свои силы.
Подойдут любые игры: футбол, волейбол, баскетбол, догонялки, прятки, казаки-разбойники. Главное, чтобы в играх была физическая активность и достаточная свобода действий. За 45 минут игры в футбол дети пробегают от 2 до 7 километров. За полчаса игры в перетягивание каната ребёнок тратит до 400 калорий и активно задействует мышцы стоп, бёдер, спины и предплечий.
Полезная статья: Физкультура в детском саду
Социальные игры
Социальные игры — это игры, в которых участники ориентируются на взаимодействие между друг другом, что развивает социальные навыки, коммуникативные способности и понимание социальных ролей. Проще говоря: в социальных играх нужно общаться и искать пути решения, чтобы успешно завершить игру.
Социальные игры способствуют взаимодействию с другими детьми. Такие игры развивают эмоциональный интеллект и социальные навыки. Через игры и совместные занятия дети учатся общению, умению договариваться и делиться.
Хотя в спортивных командах и играх под руководством взрослых нет ничего плохого, важно предоставить детям возможность играть без жестких правил. Им нужно тренировать свои социальные навыки, такие как способность выражать мнение, договариваться, вести других.
Социальные игры помогают детям развивать сопереживание. Они учат понимать эмоции окружающих и адекватно на них реагировать, что необходимо для построения крепких и доверительных отношений.
Полезная статья: Дидактические игры, развивающие речь у детей
Социально-разговорные игры
Детские игры на знакомство:
- Снежный ком: участники по очереди представляются и добавляют новое факто о себе, тем самым увеличивая «снежный ком» информации. Через пару минут ком останавливается и каждого просят рассказать, что он запомнил о других.
- Интервью: дети делятся на пары журналист и «звезда». Задача журналиста за 2-3 минуты узнать у оппонента как можно больше интересных фактов. Журналист и «знаменитость» могут меняться местами.
- «Давай познакомимся»: дети становятся в круг, ведущий бросает мяч ребёнку и тот, кто ловит мяч называет своё имя и коротко рассказывает о себе.
Детские игры на решение командных задач:
- Строители: группы должны использовать ограниченные материалы для создания постройки за 20-60 минут. Можно строить замки из снега, мосты из Lego, башни из деревянных кубиков. Кстати, в эту игру можно играть в Minecraftе.
- Командное создание: группа должна создать произведение творчества совместными усилиями за 20-60 минут. Можно вместе рисовать картинку, писать рассказ, делать сценку. Если дети играют в такое впервые, придётся прописать чёткие роли и задачи для каждого и раздать их участникам. Первый ребёнок рисует фон, второй героя справа, третий героя слева. Через пару игр можно позволить детям самим начать распределять роли. Классно учит распределять роли и работать в команде Overcooked.
- Командные головоломки: группы работают вместе, чтобы разгадать загадки или решить задачи. Можно вместе собирать пазл, решать загадки, играть в «Что? Где? Когда?». Главное, чтобы не каждый решал задачи по отдельности, а все вместе работали над результатом.
- Дискуссионные игры: например, дебаты. Участники делятся на команды и обсуждают заданную тему, аргументируя свои позиции. Или классическая «Мафия», в которой дети учатся аргументировать и распознавать логику других.
Социально-ролевые игры
- Настольно-ролевые игры: дети берут на себя роли персонажей и создают общую историю, развивая воображение и командный дух. Дети могут играть в Dungeon World, Мышиную Стражу, Тёмные Болота или другие игры.
- Имитационные ролевые игры: от детской игры в дочки-матери или магазин до более сложных вариантов. Имитационные игры широко используются в профессиональном обучении. «Продай мне эту ручку» — простенькая игра, позволяющая отточить или продемонстрировать торговые умения. «Профессионал и клиент» — ещё одна игра, позволяющая закрепить и развить полезные умения.
- Ролевые игры живого действия: дети делятся на команды с разными задачами и ролями. В ходе игры дети пытаются совместными силами добиться цели. Квесты в реальности, игры от «Квестории» или полигонные ролевые игры могут служить в качестве примера таких игр.
Социальные настольные игры
Этот жанр, который на первое место ставит активное взаимодействие и переговоры между игроками. Остальные же элементы становятся вторичными. К подобным играм можно Имаджинариум, Экивоки, Тёмный властелин, Диксит, Манчкин.
Социально-театрализованные игры
Смесь детского развлечения и представления. Малыши берут на себя роли персонажей, говорят и действуют от их лица. Герои сказок становятся персонажами, а их приключения — сюжетом игры. Театрализованные игры похожи на театральные представления, только вместо заучивания ролей детям предлагается импровизировать.
Один из вариантов такой игры — «Сказка наоборот». Педагог предлагает детям придумать варианты сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
Другой вариант — «Импровизационная сказка». Здесь педагог предлагает детям отыгрывать выданные роли так, как они хотят, и стараться подстраиваться под изменяющийся сюжет. Красная шапочка может не сказать волку, где живёт бабушка, и хищнику придётся идти по пятам за девочкой. Бабушка впустит красную шапочку, но не впустит волка, и тогда серому придётся искать другие способы проникновения в дом. Бабушка и девочка позовут охотников, и они прогонят серого волка.
Полезная статья: театрализованные игры для детей
Советы по организации игр
Некоторые дети могут превращать всё в игровую ситуацию, в то время как другие нередко жалуются на скуку во время свободного времени. Вот несколько практических советов, как вдохновить детей на игры:
Создайте игровую среду
Обеспечьте пространство, безопасное для детей, где они могут играть без страха повредить что-то или пораниться. Не нужно делать большие вложения в сложные игровые наборы. Обычные вещи, такие как картонные коробки и подушки, могут стать отличными игровыми предметами.
Поощряйте полезные игры
Дайте детям время для свободной игры, где они могут заниматься тем, что им интересно. Это поможет развить их независимость и самостоятельность. Также поощряйте их искать развлечение, когда они чувствуют скуку. Подкидывайте детям примеры полезных игр. Собирайте детей и их друзей для совместных игр.
Участвуйте в игре
Присоединяйтесь к детям в их играх. Это укрепит ваши отношения и даст вам представление о том, что их волнует. Учитывайте соображения безопасности, но старайтесь не навязывать слишком много своих идей. Вы, как взрослый, легко можете «перетянуть одеяло на себя», занять место лидера и решить за детей большинство проблем. На начальном этапе это может быть полезным, но не забывайте, что дети должны уметь играть в полезные игры и без вас.
Меньше видеоигр, больше живых!
Несмотря на то, что цифровые игры могут быть образовательными, они не должны заменять физические и творческие игры. Поощряйте разные игры! Желательно, чтобы видеоигры и мультики занимали не более 30% свободного времени ваших детей.
Используйте игру как средство обучения
Игру можно использовать для обучения новым навыкам и закрепления старых умений. Игра в дебаты поможет отточить умение говорить, логично излагать свою позицию и искать аргументы. Экивоки способствуют развитию нестандартного мышления. В настольные ролевые игры можно играть на иностранном языке, оттачивая разговорные навыки.
Включайте игру в повседневную жизнь
Едете в автобусе — играйте в слова. Дети заскулили — предложите им поиграть в настольные игры. Не хотят помогать по дому — поиграйте в «Ресторан» и совместно приготовьте для всей семьи званый ужин.
Добавляйте разные игры
Каждая игра развивает 3-4 навыка в условной ситуации. Чтобы снизить влияние игровых условностей и добиться всестороннего развития ребёнка, учите его играть в разные игры. На этой неделе в субботу дети играют в шахматы, на следующей в шашки, ещё через неделю в нарды. На этой неделе дети по понедельникам играют в дебаты, через неделю в строителей, ещё через неделю в «Что? Где? Когда?». Через пару месяцев можно повторить круг. Так детям не успеют надоесть игры, и они будут регулярно получать новые стимулы к развитию.
Итог: помните, что изучение жизненных навыков не обязательно должно происходить на уроках и дополнительных занятиях. Обучение может быть увлекательным приключением! Научите детей играть в полезные игры, и они будут закреплять полезные навыки с удовольствием.
Полезные книги на тему:
- Щуркова Н. Е. Педагогика. «Игровые методики в классном руководстве: практическое пособие». По мнению автора, игры помогают обучить ребенка жизненно важным умениям, приобщить его к миру культуры, ознакомить с широким спектром видов человеческой деятельности.**
- Питер Грей «Свобода учиться. Игра против школы». Автор объясняет, что игра помогает детям решать проблемы, быть частью общества и учиться чувствовать.
- Джанни Родари «Грамматика фантазии». Итальянский сказочник делится рецептами, которые помогают детям сочинять истории.
- Татьяна Бабушкина «Что хранится в карманах детства». Книга рассказывает о ценности каждого момента жизни и о том, как дети и взрослые могут создавать пространство для роста и полезных игр.
- Мария Луиза Нюш «Игра из глубины души: О способности детей играть в исцеляющие игры». Немецкий педагог предлагает примеры, как пробудить в ребёнке желание играть.
- Елена Кравцова «Разбуди в ребёнке волшебника». Психолог даёт советы о подготовке к школе и играх с детьми.
- Мария Тендрякова «Игровые миры: от homo ludens до геймера». Историк и антрополог исследует игру на протяжении всей истории человечества.
Ключевые моменты:
- Игра — не только развлечение, но и важнейший инструмент развития способностей детей.
- Игра даёт детям возможность исследовать различные сценарии, роли и возможности.
- Игры развивают нестандартное, творческое, стратегическое и тактическое мышление.
- Игры учат взаимодействовать с другими, договариваться, работать в команде, принимать решение и брать ответственность.
- Уверенность и опыт из игр может распространиться и на другие сферы жизни.