Найти в Дзене
Кубань на колесах

Афганский пленник, глава 31: каким для меня был Афганистан

Сейчас многие задаются вопросом, нужно ли было всё это или нет для нашей страны. И тут у меня есть две стороны взгляд на эти вещи. Два взгляда на мою службу в Афганистане. Многие служили по-разному. Кто-то доволен, кто-то – нет. Мы же разные люди. Я буду рассказывать только про себя. Начну с того, что не буду давать оценку – правильно начали ту войну или нет. Мы не знаем реального положения дел. Не знаем, что в тех документах, которые засекречены на данный момент или засекречены навсегда. Что стало причиной не просто свержения режима, а именно полномасштабной войны, коей это и было. И это, наверное – первый негативный момент, который я бы отметил. Афганская война – это была именно война, а никакое там «выполнение интернационального долга по помощи». Мы там – воевали, и никак иначе. Абсолютно все в стране это прекрасно понимали, и все нормальные люди происходящее так и называли. Так это называли и афганцы. Я смотрел после службы много передач оттуда. И моджахеды это называли именно войн

Сейчас многие задаются вопросом, нужно ли было всё это или нет для нашей страны. И тут у меня есть две стороны взгляд на эти вещи. Два взгляда на мою службу в Афганистане. Многие служили по-разному. Кто-то доволен, кто-то – нет. Мы же разные люди. Я буду рассказывать только про себя.

Начну с того, что не буду давать оценку – правильно начали ту войну или нет. Мы не знаем реального положения дел. Не знаем, что в тех документах, которые засекречены на данный момент или засекречены навсегда. Что стало причиной не просто свержения режима, а именно полномасштабной войны, коей это и было. И это, наверное – первый негативный момент, который я бы отметил.

Афганская война – это была именно война, а никакое там «выполнение интернационального долга по помощи». Мы там – воевали, и никак иначе. Абсолютно все в стране это прекрасно понимали, и все нормальные люди происходящее так и называли. Так это называли и афганцы. Я смотрел после службы много передач оттуда. И моджахеды это называли именно войной тоже. Или, что мы там делали? В игрушки играли? Отлично поигрались. Расскажите это матерям и жёнам, оставшихся там мужиков.

Второе, что отметил бы из негативного – это бардак. Возможно, не буду спорить, я просто попал в такие обстоятельства. Но бардак был повсюду. Каждый офицер пытался прикрыть свой зад перед начальством. Это было основной задачей, а не улучшать условия нашего существования или пытаться реально побеждать. Где нормальное питание, вода или обмундирование? Богатейшая страна, почему-то, это нам дать не могла. Кто там был, поймёт о чём я говорю. Поголовная голодуха, дизентерия и жажда при которых ты должен бегать по горам в кирзовых сапогах. Благо, некоторые командиры позволяли носить кеды или хоть как-то удобные купленные тут ботинки.

Воровство из всех щелей подряд, от обычных солдат и «сундуков» до полковников. Всё шло в дело. На обмен и продажу, чтобы вернуться домой при деньгах. Я не скажу, что это было везде. Но создавалось именно такое впечатление. Кто-то продавал мазут и тушенку афганцам в кишлаках, кто-то – что-то посерьёзней. Я уж не говорю про трафик веществ, который там был, как я узнал уже позже.

Бесили также приказы в духе – подавить активность. Это что такое? Не уничтожить, зачистить или вытеснить с территории, а просто «подавить активность». Подавили и что? Через несколько дней они опять по нам лупят. Да, были там операции, когда хотели показать наши мускулы. Но спустя пару месяцев всё возвращалось на круги своя. Создавалось впечатление, что побеждать никто не собирается. Собирались только мы, низшие офицеры и наши командиры. А там в верхах, видать, были другие планы.

Также было обидно за мою страну и в другом плане. Взять любой афганский рынок, даже в небольшом городе. Что мы там видим, кроме фруктов, овощей, дров и ковров? Правильно – магнитофоны, кассеты, куртки любых фасонов и материала, любую обувь. Джинсы и табак на любой вкус и цвет. Шоколад, мармелад, кольца, серьги, сервизы, чай и кофе. Этого всего было навалом. Только давай деньги или что-то взамен. Я не понимал, почему у меня в родном городе или даже в областном центре – ничего этого нет. Вообще ни-че-го.

Из положительных моментов могу отметить невероятно огромный жизненный опыт, который я там приобрёл. Опыт выживания, опыт понимания ситуации, опыт взаимодействия с людьми. Именно там я понял цену жизни. Да, я отнимал эти самые жизни, но я защищал себя. И я понял одно – наша жизнь вообще ничего не стоит. С тех пор я никогда не говорил, что я – важный для кого-то там человек, что я – это личность, требующая внимания. Такие обстоятельства быстро отрезвляют. Дают понять, что ты – никто. Букашка с лапками. Хочешь выжить, летай и крутись сам. Никто тебе ничего не должен и не обязан в этой жизни. Именно там я понял, что тем, кто на верху – ты вообще никак не интересен.

Там я научился разбираться в людях. Это было невероятное переплетение различных характеров, воспитания, национальностей и морально-физических особенностей людей. Были сильные здоровые парни, которые ревели на марш-бросках или зажимались в угол, когда раздавались выстрелы. А были щупленькие пацаны, которых ветром сдувало. Которые бились до конца, грызли камни зубами, а выполняли задачу и слезы не пропустили за всё время.

Конечно же, меня сильно тряхануло морально и то, что произошло. Когда мы сидели там в камнях в зарослях отстреливались, и кольцо сжималось, я реально понимал – в плен не сдамся. Уже был готов попрощаться с жизнью. Прошло совсем немного времени, и я – в плену. И уже думаю, как бы выжить в этих условиях. А потом мне говорят – это всё чья-то подстава. Что после этого я должен чувствовать?

Понимаете, почему многие наши бойцы-афганцы после возвращения домой много пили? Нет, не потому что работы нет или ещё что-то там. В первую очередь – чтобы это всё забыть побыстрей. Чтобы выжечь спиртом этот бардак. А уже потом – из-за того, что после всего этого, как оказалось – стране ты не нужен. Как там любили говорить… «мы вас туда не посылали».

Но я не говорю, что абсолютно всё зря. Я горжусь, что защищал интересы своей страны, своего народа. Все мы, кто не воровал там ради наживы, кто выжил и вернулся. Кто выполнил свою задачу. Мы все – большие молодцы. Я бы даже сказал, что герои. И забывать этого никак нельзя.

Всю эту историю с самого начала можно прочитать по этой ссылке. Совсем скоро – новые истории.