Обстановка в Бресте перед начало войны была неспокойная - ходили слухи, что она скоро начнётся, население раскупили крупы, соль, спички. В ночь на 22 июня 1941 года в город проникли немецкие диверсанты, переодетые в советскую пограничную форму - перерезали связь, отключили свет на вокзале.
Утром 22 июня 1941 года по вокзалу был открыт внезапный артиллерийский и пулемётный огонь. Вокзал к этому времени заполнен отбывающими и прибывающими военнослужащими, а также их семьями. Сразу встал вопрос об эвакуации мирных граждан. Но гарнизонное командование не предприняло никаких мер.
Не растерялся начальник линейного отделения милиции Андрей Воробьев. Приказал подчинённым забрать все имевшееся оружие и боеприпасы, оборонять подступы к вокзалу. Немцев первыми встретили огнём, именно железнодорожные милиционеры.
К 11 часам, немцы оттеснили милиционеров на сам вокзал. К этому времени, немецкие солдаты появились уже с восточной стороны города. Кольцо окружения вокруг Бреста захлопнулась. В первый день погибло 17 линейных милиционеров.
Пришлось спускаться в подвалы вокзала. Вместе с военными и милиционерами туда спустились более 50 гражданских лиц. Они создавали большую проблему, так как немцы закидывали в окна гранаты, а из-за скученности было трудно очистить все пространство.
Но защитники сразу поделились на три взвода из красноармейцев, железнодорожников и милиционеров. Командование над взводами взяли выпускник Ульяновского пехотного училища Николай Царев, политрук Константин и старшина Павел Баснев.
Мирных граждан утром 23 июня отправили наверх, и они сдались на милость немцев. В том числе и железнодорожники, которые тоже не были военными. Среди бойцов осталась только следователь прокуратуры Надежда, помогавшая ухаживать за ранеными.
Немцы не штурмовали, только через рупоры требовали прекратить сопротивление. На третий день, залили в одном месте несколько канистр бензина, бросив туда гранаты. Пожар удалось локализовать. Потом, стали бросать гранаты со слезоточивым газом, но тот быстро улетучивался.
Через три дня в подвалы пустили воду. Она постепенно затапливает помещение. Несколько дней держались. Когда воды стало по пояс, командиры сами пошли в разведку. Внизу, в подвале была слышна перестрелка наверху. Никто не вернулся (попали в плен, расстреляны). Когда, на седьмой день 29 июня воды уже было по горло, пришлось сдаваться. Никого не расстреливали, отправили в Тересполь. Туда же, и гражданских, которые вышли из подвала. Начальник отделения Андрей Воробьев схвачен 2 июля, расстрелян.
Воду из подвалов вокзала откачали только в 1953 году. Тогда же извлекли останки погибших участников обороны. Провели идентификацию, установили личности.
Статьи по теме:
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!