Найти в Дзене
КиноTime

Зачем смотреть фильмы Йоргоса Лантимоса, если ничего не понятно?

Оглавление

Как быть Йоргосом Лантимосом? А все просто и со вкусом: надо взять банальный сюжет, бросить его в блендер, добавить порцию абсурда и приправить полным равнодушием к традиционным законам кино. Вы когда-нибудь задумывались, что происходит в голове человека, который с полным серьёзом снимает фильм про людей, превращающихся в животных за неудачную личную жизнь? Уверены, что у Лантимоса с фантазией всё отлично — и никто не поймёт его лучше, чем заядлый любитель нелогичных парадоксов и немного психоделических сценариев.

Йоргос Лантимос и Эмма Стоун на съёмках «Фаворитки» / Element Pictures и Scarlet Films
Йоргос Лантимос и Эмма Стоун на съёмках «Фаворитки» / Element Pictures и Scarlet Films

Главный приём Лантимоса — это шокировать всех, включая, кажется, и самого себя

У него герои будто случайно сбежали с занятий актёрского мастерства: на эмоции - табу, на интонации - полный игнор. И вот в фильмах Йоргоса создаётся такой уникальный сюрреалистический диалог, где герои делятся своими планами на жизнь, будто зачитывают рецепт греческого салата. Представьте: “Дорогая, если мы не будем вместе, я стану омаром.” – “Конечно, любимый. И не забудь обновить анкету в приложении для знакомств.”

Каждый фильм Лантимоса — это не просто кино, а настоящая экскурсия по миру сюрреализма, в котором понятия о нормальном уже давно сбежали на поиски логики. Зачем ему стандартные, скучные диалоги и динамичные сцены, если можно снять две минуты, как герои молчат, а зритель гадает: кто из них раньше сдастся и покажет хоть каплю эмоций? Лантимос будто ставит нам вызов: “Попробуй-ка понять, что здесь происходит.”

Диалоги Лантимоса заслуживают отдельного анализа

Это как если бы вам дали задание объяснить суть философского трактата, используя три слова и одно междометие. Говорят, что если бы Диоген из Синопа сегодня снимал кино, это выглядело бы как фильм Лантимоса. Кажется, фразы персонажей — это нечто среднее между эзоповым языком и запутанным кроссвордом. Вот в «Фаворитке» одна из героинь заявляет: "Ты мне нравишься. У тебя корова?" Вот вам и романтика по-лантимосовски — с минимальными инвестициями в чувства, но максимальной выгодой для всех, кто обожает ненормальный юмор.

«Фаворитка» (2018), Йоргос Лантимос
«Фаворитка» (2018), Йоргос Лантимос

В мире Лантимоса не существует банальностей

Даже базовые чувства вроде любви или привязанности описываются как бытовые механизмы: крутил, вертел, поработал и устал. “Мы не будем вместе? Ну и ладно, вот, пожалуйста, превращайте меня в лобстера”. А вы думали, что романтика умерла? Нет, она просто ушла искать себе другое воплощение у Лантимоса, который считает, что более метафоричной любви, чем выбор своего животного после разрыва, просто не бывает.

А что насчёт чувства юмора Лантимоса?

Представьте себе, что вы не можете понять: смеяться или испугаться. Вот такая дилемма происходит, когда смотришь «Клык» — про семью, в которой дети изолированы от мира и учатся понимать его через самые нелепые правила и извращённые понятия. Или вот «Убийство священного оленя» — где, казалось бы, хоррор-триллер, а герои спокойно обсуждают жизнь и смерть с апатией, будто это просто вопрос следующего утреннего кофе. Он создаёт трагикомедии, которые скорее напоминают театральный эксперимент: вы ждёте, когда всё прояснится, но всё уходит в тень ещё больше.

«Лобстер» (2015), Йоргос Лантимос
«Лобстер» (2015), Йоргос Лантимос

Лантимос и концептуальность — это вообще отдельная тема

Лантимос — человек, который научил весь мир, что молчание и апатия могут быть настолько насыщенными событиями, что ты забываешь, как это — просто смотреть фильм и понимать, о чём он. В его мире действие вообще не обязательно — можно просто показать как, например, героиня режет торт под мрачный саундтрек, и это будет символом всей её жизни и скрытых страданий.

Всё это создаёт уникальный киноязык, где смыслы прячутся в мелочах, где актёры смотрят в камеру с такой апатией, что даже у зрителя появляется ощущение, что он участвует в каком-то эксперименте. Йоргос Лантимос — это как если бы Дэвид Линч решил заморочиться и вместо загадочных монологов герои просто молчали, пока ты не начнёшь видеть образы там, где их нет.

Так зачем смотреть фильмы Йоргоса Лантимоса, если ничего не понятно?

Вот и вопрос, который мучает многих зрителей после первого (и порой последнего) просмотра фильма Лантимоса. Почему всё это стоит пережить? Ответ прост: его фильмы — это не про линейные сюжеты или классические эмоции. Лантимос создаёт миры, в которых главной целью становится погружение в абсурд, желание испытать что-то совершенно отличное от повседневной реальности. Это кино, которое провоцирует на размышления, смешивая страх, смех и лёгкое недоумение.

И в этом всё очарование. Фильмы Лантимоса дают почувствовать себя не просто зрителем, а участником художественного эксперимента. Он не даёт готовых ответов, зато оставляет множество намёков, спрятанных смыслов и недосказанностей, которые заставляют думать. И если вы любите загадки и парадоксы, если вам по душе интеллектуальный вызов, — его фильмы станут настоящим путешествием в новый, ни на что не похожий мир.

Эмма Стоун в фильме "Бедные-несчастные", реж. Йоргос Лантимос
Эмма Стоун в фильме "Бедные-несчастные", реж. Йоргос Лантимос