Всем доброго времени! Меня зовут Катеер Дема (Катерина Демушкина), я - педагог-психолог и преподаватель русского языка и литературы. С 17 лет я работаю с детьми, и темы, которые больше всего меня беспокоят, - безопасность детей (психологическая, психическая, половая и цифровая). Моя главный инструмент в работе - безусловная любовь к детям.
В этой статье речь пойдет про фроттеризм. К сожалению, многие девочки и девушки, сталкиваясь с этим явлением, не знают, как оно называется, испытывают вину вместо гнева на агрессора и чувствуют стыд.
В этой части поговорим подробнее об этом явлении и познакомимся с реальным протоколом девушки-подростка, которая столкнулась в метро с фроттеристом. А в следующей части будем разбираться с техникой безопасности в таких ситуациях.
Что такое — этот Ваш фроттеризм/фроттаж/тачеризм? И в чем разница?
Пишу я об этом, потому что узнала, что он относится не только ко взрослым, но и к подросткам.
I часть. Теоретическая.
Фроттеризм — интерес к трению половыми органами о другого человека без его ведома и согласия.
Человек, практикующий фроттеристические действия, известен как фроттер/фроттерист.
Фроттаж — используется в некоторых законодательных кодексах как синоним к фроттеризму, хотя может иметь вообще другое значение или нейтральные оттенки:
- один из которых — общий термин, обозначающий трение любой частью тела о половой орган другого человека. Фроттаж может быть формой прелюдии (по совместной договоренности двух взрослых людей, вступающих в сексуальные отношения). И когда это один из видов сексуальных ласк, то он не квалифицируется, как патология;
- второй — в искусстве — техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги.
Чаще же всего, понятие фроттаж приравнивают к фроттеризму, потому что они синонимичны по своей природе и просто имеют разный язык происхождения.
Тачеризм — потирания рук о неожиданного и несогласованного человека. Чаще всего тачеристам интересны быстрые прикосновения к «выпуклым» областям человека, например, на пешеходном переходе.
Сегодня фроттеризм включается в расстройства сексуального поведения. А в МКБ-11 (одиннадцатый пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, разработанный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) стоит вместе с эксгибиционизмом и педофилией, потому что имеет общее ядро.
Впервые о фроттеризме заговорил фр. психиатр Валентин Маньян (1890), потом его подхватил и популяризировал немецкий сексолог Рихард фон Краффт-Эбинг и, наконец, Клиффорд
Аллен ввел термин фроттеризм в учебник сексуальных расстройств 1969 года.
Это сексуальное расстройство в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств до 3-го издания называлось frottage, далее — frotteuristic disorder, отсюда и могли сложиться разные мнения о слове фроттаж.
Распространенность фроттеризма до сих пор неизвестна. Клинические учреждения выдают статистику — 10-14% мужчин, а общая статистика — 30%. Затрудняет картину и тот факт, что многие, пострадавшие от фроттеров, молчат и стыдятся. И здесь действия жертв больше принимают характер поведения лиц, пострадавших от инцеста.
Фроттерами также могут быть и женщины, но, как я и говорила ранее, женская статистика чаще всего замалчивается.
Где можно встретить с фроттеристом?
Фроттеры выбирают общественно-людные места, где толпа находится в малоподвижном состоянии, чтобы у жертвы не было шанса сдвинуться с места: поезд в час пик или концерт, а их действия становятся уголовным преступлением (как формой сексуального насилия), так и мелким, незначительным проступком.
Фроттерист быстро ретируется с места преступления.
Выхода три — тюремное заключение, психиатрическое лечение или безнаказанность.
II часть. Практическая: от теории — к реальным историям. Предисловие
Предисловие к истории о девушке-подростке, которая попала в ситуацию фроттеризма.
Чаще всего, у жертвы фроттеризма, уже будучей на приеме у психолога, не возникает мысли изначально прийти с этим запросом, потому что в какой-то момент она решила, что виновата сама (аналогичным образом себя ведут, к примеру, жертвы инцеста).
Я изучаю феномен кровного преступления уже много лет, а фроттеризм, как я сказала ранее, приравнивается и к педофилии (в самой практической части я объясню на примере, почему), и когда я выбирала тему магистерской диссертации, то этот выбор был между исследованием измены, исследованием феномена инцеста и исследованием феномена педофилии — я выбрала измену, но лишь потому, что статистику кровосмешений очень тяжело достать.
Недавно ко мне за помощью в консультировании по этому вопросу обратилась девушка, которая в детстве подверглась насилию со стороны дяди, но затем она стерла переписку со мной и пропала — так держит стыд жертву.
Я не успела даже помочь ей в направлении к точечному специалисту — а таких специалистов очень мало. И к ним нужно направлять.
Что касается педофилии, то единственным ключиком к реальной статистике (статистика мне необходима, чтобы понимать, сколько детей находятся в опасности) был мой друг — психолог, который специализировался на работе в тюрьме с педофилами, но он без вести пропал. В итоге — пришлось остановиться на теме измен.
О фроттеризме, если он был в отношении клиентки, психолог узнает уже случайно. Направилась я к статистике психологов, которые работают только с этим запросом, и выяснила, что их статистика — 85 %. Только вдуматься: официальная нам говорит о 14-30% в зависимости от пола, специалисты же на основании анамнеза клиентов представляют цифру 85%, а это помогает нам еще раз убедиться, что девушки просто напросто молчат до последнего.
И вот реальный пример пришел ко мне вчера. Сама девушка написала:
В 2000х каждая моя поездка в транспорте — кто-то щипал за ягодичные мышцы, кто-то прижимался, кто-то гладил. Никто ответить не мог, было страшно.
Но лет пять назад молодой человек попытался сзади попыхтеть в свободном транспорте, сразу его осадила.
Я такие истории собираю по крупицам и с особенным трепетом.
Фроттеризм — до сих пор является тем, о чем максимально пытаются скрыть пострадавшие. В худшем случае — все заканчивается виктимблейдингом (обвинением самой жертвы).
III часть. Практическая: в моем мире такого не существовало
Привожу реальный протокол разбора подростка.
- Девушке 17 лет.
- Она едет в метро в час пик.
- На ней — сапоги на небольшом каблуке и юбка чуть выше колена.
- К ней прижимается мужчина, она не может подвинуться.
- Мужчина начинает ее трогать.
— Мне страшно, неприятно и противно. Голос пропадает, и я не могу не то что крикнуть, даже ничего сказать.
Во мне страх, гнев как на мужчину, так и на саму себя, отвращение от того ощущения, будто меня использовали, а сделать с этим ничего нельзя. Все эмоции зажались и не могут найти выхода.
Я испытывала стыд за то, что якобы виновата сама из-за своего внешнего вида.
Что произошло для девушки-подростка?
Самоуничтожение — один из выводов-решений, который зафиксировался в психике в результате пережитого. И это комплексно может повлиять на взаимодействие с людьми.
— Много людей, мне там жарко, душно и чувство вины, что это я слишком открыто одета и виновата, что произошло. В вагоне дышать нечем. И двинуться невозможно. Вообще ничего невозможно!
Еду, никого не трогаю, люди сидят, слева и справа, и мы все очень близко, никакого личного пространства. И в какой-то момент ощущаю, что справа стоит мужчина. Он и так слишком близко ко мне, и в какой-то момент я ощущаю, что на меня ложится рука!
И сначала я отговариваю себя: «Может мне кажется, слишком много людей, может кто-то спиной ко мне стоит, всякое бывает». Я не верю.
Здесь точный пример отрицания происходящего. Об этом писали девушки в комментариях в первой, теоретический части. Они говорили, что в их реальности такого просто не могло быть, поэтому они не сразу поверили в это.
— Я пытаюсь двигаться, но некуда, мне противно, а я не могу что-то сделать.
Мне неудобно, но не могу никак повлиять на ситуацию!
Я же хорошая, я не могу никого просто так ударить или отогнать.
Получается, хорошие девочки и мальчики не злятся, не кричат, не ругаются и ведут себя прилично и примерно.
— Стою. Терплю.
Мне противно от себя, ситуации и мужчины. Когда же мы доедем до моей станции? Я хочу выйти!
Раньше своей станции не выхожу — не могу почему-то до этого додуматься. А он все трогает. Мне сводит весь таз целиком.
Мозг как бы застывает и перестает давать сигналы самосохранения.
— Других вариантов почему-то нет. Можно же поехать на другом поезде!
И еду вся заблокированная. Он гладит меня, а вокруг люди.
Я не знаю кто-то видит или нет, может они думают я девушка легко поведения.
Девочку 17 лет трогает за интимные места взрослый мужчина в переполненном транспорте, а она думает о том, что другие видят ее девушкой легкого поведения❗️
На этом моменте мне тяжело сдерживать эмоции.
Вот что бывает от отсутствия техники безопасности в таких случаях — аутоагрессия (агрессия, направленная на себя).
— Когда доезжаю до станции, выворачиваюсь в правую сторону и вижу его — это старый дед! Фу! Ему лет 60! Он ухмыляется.
Именно здесь можно тесно связать фроттеризм и педофилию, потому что мы видим жертву подростка 17ти лет и мужчину пожилых лет, который все это спровоцировал.
— Я бегу на эскалатор и начинаю понимать, что произошло! Ощущение, что я грязная. Хочется отмыться! Поменять кожу, снять это все.
Ехала под этим гнетом ненависти к себе, но ничего не сделала. Начинаю гнобить себя за это. Ведь могла каблуком наступить ему на ногу.
— Тело хочет уйти, а голова – а нам нельзя, еще две станции ехать.
Рвется ниточка, соединяющая воедино сигналы мозга и сигналы тела.
Следствием всего девушка выходит с —
- переживанием собственной грязности;
- беспомощности;
- виноватости.
Все это опасно тем, что больно не только в моменте, но и когда происходит осознание, что произошло — наступает ретравматизация.
Ретравматизация — воспроизведение травмирующего события, которое напоминает произошедшую травму, а потом наслаивает новую боль на предыдущую.
— Да не может быть! Да как такое! Я молюсь, чтобы быстрее была моя станция метро…
Это была первая часть статьи "Что такое фроттеримз? Теория и реальный пример из практики", она носила одновременно теоретический и практический характер, так как мы знакомились с понятием фроттеризма и с реальной историей девушки-подростка. Следующая часть будет посвящена технике безопасности. Ссылка на нее вверху статьи.
Уважаемые родители, педагоги, учителя, детские психологи, я приглашаю Вас подписаться на мой телеграм-канал, где я регулярно выкладываю психолого-педагогический контент и показываю, как именно я работаю с детьми - "Люди для людей".
Буду счастлива Вас видеть ❤️
С любовью, Катеер Дема