11 ноября отмечается Международный день борьбы с кибербуллингом. Термин «кибербуллинг» означает травлю или действия с элементами жестокости, которые осуществляются в виртуальном пространстве. Электронное насилие реализуется по-разному: через смс-сообщения, комментарии к авторским постам в соцсетях, через специально созданные веб-страницы или видеоконтент компрометирующего характера.
В 2019 году VK запустила ежегодную информационную кампанию «День борьбы с кибербуллингом» и представила первое исследование по теме. Компания создаёт технологии для защиты от ненависти и объединяет всех, для кого насилие в сети и за её пределами недопустимо.
В 2024 году VK объявила месяц борьбы с кибербуллингом, ведь одного дня мало для проблемы, с которой связывается каждый третий пользователь Интернета.
Российская государственная детская библиотека присоединяется к информационной кампании VK. Присоединяйтесь и вы и скажите #неткибербуллингу!
Специально к Международному дню борьбы с кибербуллингом эксперты РГДБ подобрали книги, которые помогут обратить внимание детей и взрослых на проблему жестокости в сети, а также поддержат тех, кто когда-либо сталкивался с травлей.
Современные технологии значительно облегчают нашу жизнь, делают ее интересней, но при этом несут с собой реальные угрозы. Кто не сталкивался хоть раз с интернет-мошенниками, с сайтами, ворующими пароли?! А ведь на заре своего существования интернет был абсолютно безопасным. Эта книга расскажет о том, как вместе с безопасными технологиями развивались криминальные и полукриминальные. Вы узнаете об опасностях, с которыми можно столкнуться в Сети, о том, как избежать ущерба, пользуясь современными средствами связи, и не лишиться доступа к своей электронной почте или денег с банковской карточки. Автор книги – специалист в области компьютерной криминалистики – рассказывает, кто такие хакеры и зачем им разноцветные шляпы, приводит примеры известных хакеров. Вы узнаете, как компании борются с хакерами и как работают цифровые криминалисты. Автор не намерен вдаваться в технические подробности методов, используемых кибермошенниками, свою задачу он видит в том, чтобы заинтересовать школьников этой темой и помочь им не попасть в самые очевидные ловушки.
Юрий Тихоглаз ; художник Юрий Скоморохов. — Москва : Белая ворона / Albus Corvus, 2024.
У одиннадцатилетней Розалинды Бэнкс селективный мутизм. Она не может заговорить в напряжённой, тревожной обстановке, но с теми, кому доверяет, разговаривает вполне свободно. Девочка умна, начитана, наблюдательна, обладает хорошим литературным слогом. Но в стрессовых ситуациях, когда её унижают, избивают соученики в новой школе, Рози молчит. И тогда Рози заводит блог от имени некой Мисс Никто и принимается разить оружием слова наглецов, которые держат в страхе всю школу. Её посты, ироничные, хлесткие, беспощадно разоблачающие школьных хулиганов, находят отклик у множества ребят, униженных и затравленных. Потом от имени придуманной ею героини начинает выступать человек, исполненный животной ненависти. Изящная ирония Розалинды подменена здесь откровенным человеконенавистничеством. И Рози с ужасом понимает, что она сама «дала карты в руки» бессовестной самозванке. Псевдо-Мисс-Никто устраивает настоящий кибербуллинг Мэйси, однокласснице Розалинды, в результате которого та уходит из школы, совершенно раздавленная обрушившейся на неё ненавистью.
Уинтер, Т. Я — Я – Мисс Никто / Тэмсин Уинтер ; перевод с английского Елизаветы Шульги. — Санкт-Петербург : Поляндрия Принт, 2021.
Шестиклассники Кирюха и Витька – самые обыкновенные современные подростки. На уроках им скучно, и они частенько их прогуливают, слоняясь по улицам, часами сидя в интернете или играя в компьютерные игры. Однажды Витька предложил другу избавиться от скуки с помощью одной необычной игры, выловленной им в сети. Игра оказалась довольно азартной, скоро уже почти весь класс в неё играл, не обращая внимания на вредные для здоровья игроков последствия. Кирюха первый «пал жертвой» опасной игры и оказался в больнице. Весь класс сочувствует ему, а он ощущает себя настоящим героем. Но пребывание в больнице, знакомство с соседями по палате в корне изменяют мировосприятие Кирюхи, его отношение к школе, к маме, к учителям, к подростковым забавам.
Сорока, С. Лекарство от скуки / Светлана Сорока ; художник Виктор Минеев. — Москва : Примула : РуДа, 2022.
Нередко подросток чувствует себя потерянным и беззащитным в современном городе. Как девочке вести себя, если незнакомец предлагает подняться с ним на лифте? Как быть, если на улице тебе преградила путь стая бездомных собак? Как отвечать на буллинг со стороны одноклассников? Как не попасться на уловки мошенников в Сети? В этой книге директор Школы безопасности Сергей Киселёв и детский писатель Ангелина Лисицкая рассказывают почти детективные истории, основанные на реальных событиях. По мнению С. Киселева, соблюдение безопасности – самый важный навык для современной жизни. Детально описывая разные непростые жизненные случаи, авторы подсказывают детям оптимальные алгоритмы поведения, без назидательности и скучных нравоучений дают дельные советы: где искать островок безопасности, если потерялся, как реагировать на оскорбительные насмешки сверстников и другие. Обсуждая различные истории, авторы предлагают мысленно построить ту или иную опасную ситуацию и найти свой безопасный выход из нее.
Киселев, С. Меня нельзя обижать! Школа личной безопасности / Сергей Киселев, Ангелина Лисицкая ; художник Светлана Крашениникова. — Москва : АСТ : Малыш, 2024.
Урсула Дженкинс – самая обыкновенная девочка, незаметная, стеснительная, в толстых очках, одним словом, совершенно не крутая. Но в интернете Урсула преображается в засекреченного спецагента Ребекку Парадайз, чьи суперспособности и опасные приключения вызывают жгучую зависть всей школы. От Ребекки не укроется ни одна тайна, но сама она неуловима. Никто не знает, как она выглядит и где живёт. Начинаясь с описания обычной школьной рутины, книга затягивает читателя в вихрь невероятных событий, странных и смешных совпадений, милых недоразумений и вполне серьёзных переживаний, связанных с дружбой, доверием и взрослением. Урсула и её друзья, а вместе с ними и читатели, постепенно понимают: если она выдаёт себя в сети за несуществующего человека, то и другие могут делать то же самое, и не всегда эти фантазии безобидны. Автор с юмором, без нравоучений говорит о таких важных вещах, как безопасность в интернете.
Маньяс, П. Тайная жизнь Ребекки Парадайз / Педро Маньяс ; перевод с испанского Полины Кузнецовой ; художник Александра Миткалова. — Москва : КомпасГид, 2021.
Одиннадцатилетний Костик обожает посидеть в телефоне с очередной игрой. Ребята в классе увлечены новой игрушкой — «Dead Toys» («Мёртвые игрушки»). Вскоре игра перестает быть просто игрой, а становится для Костика и его друзей грозной и пугающей реальностью. Костик пытается сопротивляться, соглашается на визит к психологу, но справиться со смертельной опасностью удаётся только вместе с другими ребятами, ставшими добычей наглого монстра. Вместе с друзьями Костик проводит целое расследование и выходит на след некоего Фёдора, создателя игры «Мёртвые игрушки».
Замятина, О. Тестовая группа / Ольга Замятина ; художник О. Кагальникова. — Москва : Аквилегия-М, 2023.
Героиня первой повести – девочка Лера, которая мечтала о танцевальной карьере, но попала в тяжёлую аварию. Теперь у Леры протез вместо руки, она почти не слышит без слухового аппарата и перешла на домашнее обучение, устав от буллинга одноклассников. Но главное – она не прекращает танцевать, становится победителем популярного данс-шоу и помогает детям-инвалидам. После интервью Леры на модном молодёжном канале продюсер Лена начинает интернет-расследование трагической аварии и связанных с ним крупных нарушений. Острые проблемы современности – реклама, погоня за славой и деньгами, травля в школе, работа спасателей и волонтёров, роль интернета и медиа – подаются в этой книге необычно и ярко. Текст выстроен как расшифровка роликов c популярнейшей видеоплатформы и состоит в основном из диалогов и ремарок.
Немеш, Е. Субтитры : повести / Ева Немеш. — Москва : Самокат, 2021.
Книга «Цифровая гигиена» посвящена различным угрозам цифровой среды, в том числе кибербуллингу. Современный цифровой мир напоминает джунгли, подчас населённый не самыми приятными (и небезопасными) формами жизни. Среди них есть и хищные люди Интернета, и хищные структуры и движении, населяющие цифровой мир. В интернете действуют методы сетевой манипуляции, которые могут навязать обычным пользователям киберпространства, в том числе и подросткам, тот или иной вид виртуального буллинга.
Игорь Ашманов и Наталья Касперская предлагают не только знакомство с такими опасными зонами цифрового пространства, но и возможные варианты защиты от угроз, подстерегающих человека там.
Ашманов И.С., Касперская, Н. - Цифровая гигиена – М.: СПб.: Питер, 2022.
Автор книги «Дядя из интернета любит меня больше, чем ты. Как защитить ребенка от опасностей интернета» Мери Айкен, киберпсихолог, много лет исследует особенности взаимодействия человека с виртуальной средой. По ее мнению, при взаимодействии с кибереальностью поведение людей независимо от возраста изменяется. И всякий раз, регистрируясь в новой социальной сети, совершая онлайн-платеж, скачивая новое приложение, человек не только приобретает новый опыт, но и сталкивается с новыми вызовами и рисками. И если от опасностей киберпространства не защищен взрослый человек, то ребенок, в силу своих возрастных особенностей, оказывается наиболее уязвимым в киберпространстве.
Книга предназначена в первую очередь для взрослой аудитории: родителей, педагогов, непосредственно соприкасающейся с детьми разных возрастов.
Познакомившись с книгой, можно понять, на каких особенностях детского и подросткового развития строится кибербуллинг, выявить угрозы, которые поступают из киберпространства, а также, возможно, предотвратить несчастные случаи, напрямую связанные с этим. Мери Айкен предлагает читателям возможные варианты защиты личных данных и контроля деятельности ребенка в интернете, что является одной из возможностей оградить себя от потенциальных киберугроз.
Айкен М. Дядя из интернета любит меня больше, чем ты. Как защитить ребенка от опасностей интернета.– М.: Эксмо, 2020.
Пособие «Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете» предназначено для подростков и старшеклассников 6-10 классов и посвящено вопросам повышения цифровой компетентности школьников, а также вопросам информационной безопасности детства. Пособие содержит курс занятий по данной тематике, позволяющих учащимся выстаивать собственную стратегию защиты персональных данных и предотвращения ситуаций кибербуллинга в их отношении.
Конечно, данные книги не могут решить полностью проблему защиты ребенка от угрозы кибербуллинга в цифровом пространстве. Но они дают возможность расширить свое представление о данном феномене, подсказывают алгоритмы решения проблемы виртуального буллинга в различных обстоятельствах и будут актуальны как для взрослых, так и для подростков.
Солдатова Г.У., Приезжева А.А., Олькина О.И., Шляпников В.Н. Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете. – М. Генезис, 2017