Найти в Дзене
Всеволод Шимов

Будапешт

В конце февраля случилось побывать в столице Венгрии Будапеште, о чем и будет этот рассказ. На какую-то полноту обзора не претендую — не более чем общие личные впечатления. Все фото делал на телефон — фотоаппарата с зумом с собой не было, хотя временами его не хватало, город очень видовой.

Впечатление Будапешт оставил странное. Это очень монументальный и пафосный по архитектуре город, где чувствуешь себя как будто в столице великой империи, а не в маленьком и провинциальном восточноевропейском государстве. Впрочем, Венгрия и есть неудавшаяся империя, претендовавшая на внушительную зону влияния в Восточной и Южной Европе. Венгерская империя вызревала в недрах другой империи, Австрийской, и в какой-то момент венграм удалось добиться для себя особых прав и статуса, превратив империю из просто Австрии в Австро-Венгрию. В рамках Австро-Венгрии мадьяры контролировали Словакию, Карпатскую Русь (ныне Закарпатская область Украины), куски Румынии и Сербии. На времена Австро-Венгрии приходится и градостроительный бум в Будапеште, который застраивается монументальными зданиями в стиле национального романтизма, призванными подчеркнуть круть и величие нарождающейся мадьярской империи. Собственно, и единым городом Будапешт стал тогда же. До этого, как известно, было два отдельных города, Буда и Пешт, разделенных Дунаем. И это разделение неслучайно — река широкая и с быстрым течением, поэтому навести надежные мостовые переправы через нее удалось только в эпоху пара и стали. А до этого Буда и Пешт по разные стороны реки жили каждый своей жизнью.

С империей у мадьяр, однако, не задалось. После распада габсбургской монархии Венгрию по Трианонскому договору основательно обкорнали. За ее пределами остались не только бывшие имперские владения с немадьярским населением, но и обширные общины мадьяр. Всю первую половину ХХ века Венгрия пыталась взять реванш за эту историческую неудачу, что, в конце концов, толкнуло ее на союз с Гитлером. После Второй Мировой войны Венгрию окончательно запихнули в «трианонские» границы, однако и сегодня она ревностно следит за судьбой «зарубежных» мадьяр, из-за чего имеет достаточно напряженные отношения с соседями. Нам наиболее известны разборки Венгрии с Украиной из-за мадьяр, живущих в Закарпатье.

Поэтому пафосный и монументальный имперский Будапешт в итоге оказался столицей очень небольшого и небогатого государства на восточной окраине Европы. И складывается ощущение, что шапка явно не по Сеньке. Город выглядит весьма запущенным и депрессивным. Грязновато, много бомжей и прочего деклассированного элемента. Обратил внимание, что в Будапеште очень мало современных «стекляшек» — в отличие от той же Варшавы. Как ни относись к современной архитектуре, ее наличие — признак экономической активности. Будапешт же выглядит застрявшим в своем славном, но безвозвратно ушедшем прошлом. В общем, довольно грустный город — несмотря на величественные виды, красивую архитектуру и теплый климат. Кстати, о погоде — в конце февраля в Будапеште было как у нас в середине апреля. Распускаются цветы и листья, а днем можно было ходить без куртки. Так что весна для меня в этом году началась намного раньше обычного.

Венгерский язык, как и ожидалось, оказался полной тарабарщиной. В сфере обслуживания все более или менее владеют английским, но в целом венгры явно не стремятся быть открытыми и понятными миру. Языковой барьер здесь подобен глухой и непроницаемой стене, отчего чувствуешь себя весьма неуютно.

Ну что ж, а теперь после этой пространной преамбулы посмотрим сам город, точнее, его исторический центр. И начнем с самой известной достопримечательности — здания парламента. Он был построен во второй половине 19 века и является ярким памятником того самого национального романтизма и стремления к имперскому величию:

Парламент ночью:

Парламент находится в Пеште, а так он выглядит с другого берега, из Буды:

-3

Рядом с парламентом — мемориал событиям 1956 года:

-4

Продолжим прогулку по Пешту. Здесь же находится огромная базилика святого Иштвана, тоже второй половины 19 века, и тоже памятник так и не сбывшимся имперским амбициям:

Это здание я принял за вокзал, но оказалось, что это рынок, именно в таком качестве его изначально и построили. На крыше — очень красивая и нарядная глазурованная черепица Жолнаи — отличительный знак очень многих исторических зданий Будапешта:

Пешт, доходные дома
Пешт, доходные дома

Заглянули в этот небольшой костел, там как раз шла служба:

Здание сербской общины. И это неслучайно — Венгрия долгое время контролировала населенные сербами области, ныне известные как Воеводина. Там и сегодня сохраняется крупное венгерское этническое меньшинство:

-9

Мы жили в одном из доходных домов в центре Пешта. Раньше в них обитала состоятельная буржуазная публика, теперь они в основном переделаны под офисы и апартаменты для туристов. Впечатлил подъезд, вернее, здесь более уместно питерское слово «парадная»:

Еще одна питерская параллель — двор-колодец, хотя стиль, конечно, совсем другой:

-11

Закончим обзор Пешта памятником советским воинам. Чисто, ухоженно, лежат венки с триколорами, никакого вандализма. Приятный контраст с другими странами Восточной Европы:

-12

Будапешт — город вдоль Дуная. Он повернут к реке своим парадным фасадом, река является его географической и смысловой осью. Благодаря Дунаю в центре Будапешта легко ориентироваться — улицы здесь либо проложены параллельно Дунаю, либо ведут к реке:

Переходим Дунай и попадаем в Буду — историческую часть города, расположенную на высоком правом берегу. Благодаря гористому рельефу именно отсюда открываются самые захватывающие виды на венгерскую столицу:

Мост Сеченьи (Цепной мост), открытый в 1849 году, стал первым постоянным мостом через Дунай. Думаю, теперь понятно, почему Буда и Пешт были разными городами. Видна также базилика св. Иштвана в Пеште:

-15

Историческая застройка Буды довольно сильно разбавлена такими неказистыми «вставками»:

-16

Реформатская церковь в Буде:

Рыбацкий бастион — архитектурная доминанта Буды. Бастион декоративный, сооружен в конце 19 века как архитектурный фон для средневековой церкви св. Матьяша. Именно отсюда открываются самые живописные виды на Будапешт:

Церковь св. Матьяша:

Памятник святому Иштвану. Это такой мадьярский аналог Владимира Святого — креститель и объединитель венгров в одном лице:

-20

На этом с достопримечательностями закончим. Естественно, это далеко не полный список того, что есть в Будапеште, но показывать всё в мою задачу и не входит.

Завершим обзор Будапешта транспортными реалиями. Как и большинство крупных городов Европы, Будапешт обладает развитой трамвайной сетью. Трамвайный парк разношерстный. Есть современные длинные гусеницы, есть старые, но еще бодрые чехословацкие «Татры», есть какие-то вагоны местного производства.

Такие вагоны «под ретро» бегают в исторической части Пешта:

Трамваи разных типов на конечной остановке. Заодно можно оценить антураж непарадного Будапешта:

-22

Есть в Будапеште и достаточно нетипичный для Европы троллейбус, ну и автобусы, куда же без них.

Есть и метро. Система из 4 линий, что для города с населением 1,7 миллиона человек весьма неплохо. Метро в Будапеште старое, открыто в 1896 году — опять привет экономическому буму времен Австро-Венгрии. Но это только одна линия, желтая, и на ней я не побывал. Остальные три линии — это уже вторая половина ХХ века. Как и принято в Европе, метрополитен здесь утилитарный, без архитектурных украшательств.

В метро Будапешта еще эксплуатируются старые добрые «номерные», правда, прошедшие основательную модернизацию:

Есть и современные поезда-гусеницы западных производителей:

И завершим рассказ о Будапеште вот этой «Ладой-Вестой», служащей в местном такси. Достаточно неожиданно было ее здесь увидеть:

-25

Будапешт
5502 интересуются