В одну из зимних крымских поездок выходного дня по красивым и интересным местам, которые, тем не менее, нельзя назвать туристическими, мы проезжали мимо сел, расположенных рядом с Партизанским водохранилищем в Симферопольском районе. И организатор поездки обмолвилась о том, что вот, мол, сейчас мы мимо едем, а тут, между прочим, целая история спрятана.
Оказалось, что село Каштановое – действительно, кладезь истории русского Крыма. После присоединения Крыма здешние благодатные земли принадлежали Потемкину-Таврическому, после – адмиралу Мордвинову, еще позднее – Таврическому генерал-губернатору Бороздину – неутомимому любителю садоводства, виноградарства, земледелия, талантливому заводчику питомников растений. А далее - в результате сделок и череды наследований это крымское имение и усадьба, носящая название «Саблы», в середине XIX века перешла во владение Петра и Елизаветы Давыдовых – прогрессивных потомков декабристов, супругов, замечательно много сделавших полезных и добрых дел.
Чтобы поосновательнее проникнуться прошлым, именами и событиями, а, главное, прикоснуться к уцелевшим свидетельствам ушедшей эпохи, мы выбрали время и отправились в эти края.
К счастью, нашлась электричка, которая останавливалась на нужной платформе (сейчас, они, знаете ли, следуют все с разным перечнем остановок, так что надо быть внимательными, чтобы не наматывать ненужные километры и время). Выбрались к трассе «Таврида» примерно в районе с.Почтовое и «зависли» на остановке в ожидании нужного автобуса, идущего до сел Кизиловое и Каштановое (в расписании такой как раз вскорости отправлялся от Симферополя, до которого мы решили не ехать). Увы! Нужный автобус благополучно проехал мимо, не думая останавливаться и не реагируя на наши сигналы. Жалко, конечно. Запоздало выяснили, что в официальном маршрутном листе автобуса остановка, на которой мы его ждали, не была предусмотрена.
К счастью, в следующие десять минут мы поймали попутку и благополучно добрались до Каштанового, а добрый его житель даже помог нам в селе сориентироваться, прокатив нас по двухсотлетней каштановой аллее через все Каштановое.
Село встретило теплой осенью крымского предгорья.
Посмотрели на окраине села сохранившийся фамильный склеп Давыдовых, который стал то ли трансформаторной станцией, то ли техническим хранилищем, за что у покойных искренне хочется попросить прощения.... И вернулись в центральную часть Каштанового.
Здесь находится сохранившийся главный усадебный дом имения «Саблы», построенный в начале XIX века. Конечно, состояние его сегодня довольно плачевное. В настоящее время здание, построенное в изящной архитектурной манере, смешавшей в себе как восточные элементы, так и чисто русскую стилистику классического усадебного дома, основательно заселено самыми разными очень нужными службами: от почты до сельского клуба и библиотеки.
Вход в клуб охранял очень надежный четвероногий смотритель – черный как ночь пес. Хоть парень этот вел себя сдержанно, скромно и благородно, не выражая в наш адрес ярких эмоций, но во взгляде его чувствовалась огромная собачачья харизма и мудрость, так что собакен вызвал доверие, в связи с чем был от души поглажен))
К сожалению, мы попали к дому Бороздиных-Давыдовых в такое время дня, когда все его двери были закрыты, хотя, говорят, что в клуб можно зайти и осмотреть дом изнутри, что было бы очень интересно и важно. Прекрасно, что здание служит людям, что оно уцелело, несмотря на войны и самые лихие времена.
Вот только на комплексный ремонт, реставрацию и минимальные работы по сохранению памятника, которым является это историко-мемориальное здание, видимо, средств сегодня не слишком много предусмотрено. А жаль. Ведь в этом уникальном крымском имении Бороздиных бывал Грибоедов, возможно и Пушкин, и даже… последний российский самодержец.
В Крымскую войну в стенах главного усадебного дома располагался русский военный госпиталь.
Дом Бороздиных-Давыдовых - объект, безусловно, достойный самого бережного отношения и музеефикации. Хочется верить, что когда-нибудь так и будет.
Осмотрев здание и сохранившийся старинный фонтанчик, мы направились к самой вдохновенной точке на маршруте – усадебному парку, посаженному по распоряжению Бороздина. Двухсотлетний парк даже в той части, в которой он сохранился до наших дней, бесконечно прекрасен. Кажется, будто находишься где-то в средней полосе России. Деревья невероятной высоты и красоты, роскошная листва, тронутая золотом осени, пение ветра в кронах… Настоящее место силы! Русской силы!
Так что родной и любимый Крым здесь открылся с совершенно новой стороны. Восхищение и трепетное желание снова и снова обращаться к краеведческой и исторической литературе.
Покидая эту часть Каштанового, мы отправились дальше, чтобы познакомиться с базой загородного отдыха «Экорест», встретиться с их чудесными лошадками и умопомрачительной кухней. Об этом – в следующий раз.