Методы самоорганизации для экзаменов и не только…
Упражнения, описанные ниже, можно делать самостоятельно, с родителями, с бабушками-дедушками…
Схемы и фотографии к каждому методу можно посмотреть в канале «Русский на 100».
1. Метод «Помодоро» - техника управления временем, предложенная Франческо Чирилло в конце 1980-х годов.
NB! Как используем? Время самоподготовки распределяем по методу «Помодоро». Используем приложение «Помодоро». Устанавливаем таймер на 25 минут, в течение которых занимаемся только одной задачей. Например, составлением таблицы для написания сочинения. Как только таймер прозвонит (пройдет 25 минут), можно отдохнуть в течение пяти минут. Важно найти индивидуальный комфортный темп работы, чередуя подготовку с небольшими перерывами. При такой организации усталость будет меньше, а результат улучшится.
2. Система Эббингауза. В конце века психолог Герман Эббингауз сформулировал концепцию «кривой забывания» (после первых 20 минут студенты помнили 60% информации, спустя 9 часов - 40%, а через месяц – немного больше 20% заученного). Мозг удалял невостребованную информацию. Кривая забывания Эббингауза показывает скорость, с которой информация забывается с течением времени, если не предпринимать никаких усилий.
NB! В чем польза? Теорию, которую хотим перевести в долгосрочную память, нужно осмысленно и заинтересованно повторять по системе Эббингауза. Осмысленное запоминание в 9(!) раз эффективнее зазубривания!
Интересно! На основе концепции Германа Эббингауза психологи выработали рекомендации, как эффективно повторять материал, чтобы тренировать долгосрочную память.
Итак… Вы выучили материал и закрыли учебник.
Процесс забывания запущен.
Как его остановить? - Повторением информации по определенной схеме.
Схема повторения
Первое повторение — сразу после заучивания.
Второе повторение — через 20 минут после первого.
Третье повторение — через восемь часов после второго.
Четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.
Попробуйте! Работает!
3. Эффект Зейгарник (незакрытый гештальт). Гештальт от немецкого gestalt «фигура», «очертание», «целостная форма».
NB! Как применяем? При выборе ответов в тестах сознательно оставляем на некоторое время действие незавершенным (решение непростого задания) и переходим к следующему заданию. Мозг больше всего фокусируется на несделанном… Возвращаемся к оставленному заданию после решения одного или нескольких других заданий.
4. Эффект Струппа (тест Струппа) – упражнение, улучшающее память и концентрацию внимания. Эта техника была разработана американским психологом Джоном Ридли в начале прошлого века. Задача – быстро назвать цвет букв, которым написаны слова. Сложность возникает потому, что цвет букв не совпадает со значением слова (например, слово «желтый» в таблице написано красным цветом).
NB! В чем польза? Развиваем мозг, тренируем внимание, повышаем работоспособность… Периодически делаем это упражнение перед началом занятий. Есть данные о высокой эффективности методики при применении, примерно, два раза в месяц.
5. Таблица Шульте – инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Первые варианты таблиц изобрел немецкий психиатр Вальтер Шульте. В классическом виде таблица представляет собой квадратное поле, в каждой ячейке которого располагаются числа (5х5 ячеек). Задача – концентрировать взгляд в центральной точке и (как можно быстрее) найти все цифры от 1 до x (последовательно). Сегодня существует множество вариантов таких таблиц.
NB! В чем польза? Методика помогает быстро включаться в работу, выполнять задания эффективно, концентрироваться на выполнении определенной задачи…Развитие этих навыков очень важно на всех этапах подготовки к экзаменам. Желательно периодически делать это упражнение в специально назначенное время.
6. Техника «Якорение» - психологический инструмент для воодушевления, гармонизации и создания позитивного настроя, который помогает справиться с жизненными трудностями и стать сильнее. Существует множество видов «якорей» (визульные, аудиальные, кинестетические).
NB! Что делаем? Часто можно слышать, что нет вдохновения для того, чтобы написать сочинение. Мы не ждем, когда прилетит «вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно» подарит ресурсное состояние… Просто вспоминаем тот момент, когда страстно хотелось писать и писать сочинение и озвучиваем свои чувства по колесу эмоций Роберта Плутчика (это просто необходимо, чтобы активировать якорь). Проживаем это состояние во всех подробностях. Радость и вдохновение прошлого опыта переносим в настоящий момент... И на пике радужных воспоминаний нажимаем на выбранную на теле точку. Все! Процесс завершен! Якорь создан! И перед тем, как писать следующее сочинение, нажимаем на волшебную точку (за ухом, например). Тренируйтесь! Каждый раз, когда нужно снова почувствовать вдохновение, просто нажимайте на это место – и нужные эмоции будут с вами. И это не развлечение, а действенный способ влиять на свое настроение, когда это необходимо.
7. Матрица Эйзенхауэра – техника, которая помогает распределить задачи по важности и срочности и планировать рабочее и свободное время.
Матрица состоит из четырех квадратов.
Важное и срочное (А) – дела, невыполнение которых поставит под угрозу выполнение цели.
Важное, но несрочное (В) – основополагающие задачи, которым нужно уделять максимум внимания. Эти задачи «не горят», делать их можно неспешно, в запланированное время, вдумчиво, без паники и суеты.
Срочное, но неважное (С) - отвлекающие факторы, отнимают время и снижают работоспособность.
Несрочное и неважное (D) – здесь находятся дела, которые не приносят особой пользы, но часто являются любимыми и приятными… Это отдых, который тоже очень важен.
NB! В чем польза? Матрица Эйзенхауэра помогает расставить приоритеты. Составлять матрицу можно на день, на неделю, на месяц… Используя эту методику, подумайте, на какие задачи в первую очередь нужно обратить внимание в этом учебном году. Научитесь экономить время, отсеивать ненужные дела и сосредотачиваться на главном.
8. Метафорические ассоциативные карты. Используем МАК для самопознания, саморазвития и личностного роста. Анализ образов и изображений отражает процессы, происходящие в психике самого человека, помогает выверить свое отношение к миру. То, что мы видим на метафорических картах, – это история о нас самих… И неважно, кошечки или птички изображены на рисунке. На первых уроках по развитию речи мы всегда работаем с МАК, чтобы научиться быть внимательными, осознанными, чувствующими... Еще раз напомню, что карты МАК не имеют ничего общего с гаданием. Это инструмент самопознания и личностного роста.
. NB! Как работаем? Покупаем колоду метафорических карт или работаем с ресурсами интернета (у моих учеников есть ссылки на карты, с которыми мы вместе работали на занятиях). Устраиваем чаепитие у самовара с близкими людьми и, выбирая карту «рубашкой вверх», пьем чай и беседуем... Напомню, что каждую карту нужно внимательно рассмотреть, ответить, примерно, на те же вопросы, которые мы используем для написания аргумента к сочинению (хотя существует множество методик работы с МАК). Что на картинке происходит? Где совершается это действие? Что делают персонажи? Какая у них мотивация: для чего? с какой целью они это делают? Что они чувствуют? Как это характеризует героев? А как это обо мне? (была ли похожая ситуация, как я себя повел(а), что чувствовал(а), какой совет (наставление) увидел(а) благодаря выбранной карте. Эта практика помогает выверять цели, определять свои сильные черты характера, понимать теневые стороны, развиваться творчески и духовно.
9. Мнемотехника (греч. mnemonica - «искусство запоминания»). Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
NB! Что делаем? На каждое непростое правило (словосочетание или слово) придумываем образ (выбираем мнемонического героя, сами рисуем картинку или изображение, составляем красочные схемы и т.д.).
10. Колесо эмоций Роберта Плутчика. Роберт Плутчик - американский психолог в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных эмоций и связанные с ними более сложные эмоции.
NB! В чем польза? Эмоциональная рефлексия помогает понимать себя и свои реакции на окружающий мир. Учит управлять своими эмоциями, осознавать свои желания, потребности, страхи, тревоги. Снимает напряжение… Развивает эмоциональный интеллект и формирует способность понимать и принимать других людей. Колесо эмоций учит экологично общаться, глубоко и интересно писать и развиваться.
Ребята! «Учитесь, развивайтесь – и мы изменим нашу жизнь к лучшему ВМЕСТЕ!»
(Эта фраза из комикса Bubble).