Традиционный анекдот в тему:
Первые годы после революции, в городе голод, рабочие отправили в ближайший колхоз "Красный лапоть" делегацию за продуктами. Приезжают, в правлении только секретарша, что-то пишет:
- Где главный?
- Сеет! - и дальше писать.
- Где?
- Hу я вам русским языком говою, сеет!
Видят парторг идет, они к нему:
- Вы что, совсем из ума выжили? Где это видано, сеять зерно в феврале, а у нас люди голодают? Да вы под трибунал пойдёте!
- Да кто вам мог такое сказать ?
- У секретаря в правлении спpосили, она и сказала: "Сеет!"
- Она у нас букву "Р" не выговаривает!...
Так, сразу давайте насчёт фамилии. Алексей Фёдорович Попов - один из выдающихся скульпторов советской эпохи, монументалист, портретист, сценарист, культурист... а нет, последнее из другой оперы.
Хотя и мускулатура у него была о-го-го!
Только причём тут Попов? В названии статьи был совсем другой... КВН-щик. Да, всё правильно Алексея Фёдоровича Попова в СССР вообще никто не знал, он жил и работал под псевдонимом Алексей Евгеньевич Зеленский.
Почему, из-за чего он взял другие отчество и фамилию история умалчивает. Она вообще очень много о чём умалчивает, когда дело касается фигуры этого человека. Так как по какой-то неведомой причине известный скульптор ррраз и исчезает из публичной сферы, и настолько "не отсвечивает", что даже фотографий его не сохранилось.
Только одно старое фото в газете и всё!
Хотя в 60-х годах ХХ века он был такой звездой, что мало кто мог перезвездить его звездность среди всех звёзд того времени. Тем более дядька был самый что ни на есть пролетарий: родился в семье рабочего, и сам в детстве работал на заводе, потом масленщиком на пароходе, отучился в сельхозшколе и служил в той самой продразвёрстке, которая искала по колхозам "сеявшего председателя".
После окончания бурного времени он вдруг почувствовал тягу к искусству, окончил художественный техникум, а затем и институт. Стал скульптором монументалистом.
Пока на арене пролетарского искусства звездила Вера Мухина, наш герой в первые ряды не рвался, согласитесь, мало кто мог что-то противопоставить любимице Сталина, создавшей "Работника и колхозницу", которые на Всемирной выставке в Париже в 1937 году показали всем буржуям, кто на планете хозяин.
Однако в 1958 году для всемирной выставки в Брюсселе потребовалась очередная монументальная вещь. Руководство партии потребовало от скульпторов чтобы была вещь так вещь, чтобы все буржуи от зависти и чувства советской мощи умерли... ну или хотя бы ослабли.
За дело взялся... Алексей Зеленский, который для входа в советский павильон сваял две статуи под оригинальным названием... "Рабочий и колхозница". Как опытный скульптор он прекрасно понимал, что соперничать с мухинской композицией в масштабах, меряться с ней монументальностями смысла нет никакого.
Поэтому статуи были ниже, меньше и, как бы помягче выразиться, более живые. В них не было того советского духа провертевшего на серпе и молоте весь капитализм. Были два абсолютно нормальных, реальных человека, которые... пахали, один у мартена, вторая в поле.
Скульптуры, кстати, рядовые европейские "буржуи" оценили и за них автор получил золотую медаль в категории искусство. Воодушевившись победой, в следующем году эти же скульптуры были выставлены в Нью-Йорке на выставке «Достижения СССР в области науки, культуры и техники». И там СССР тоже получил за них золотую медаль.
А через 2 года, в Вене, была получена ещё одна золотая медаль на очередной выставке достижений. Правда какой-то остряк-юморист-карикатурист в европейской прессе посмеялся, что, мол, это уже третья выставка с одними и теми же скульптурами и похоже в СССР начали заканчиваться или перестали начинаться рабочие с колхозницами.
Увы, эта шутка сыграла со скульптором злую шутку. Статуи перевезли на ВДНХ, где в 1963 году установили на полагающиеся им постаменты, там они и простояли 4 года до окончания очередной пятилетки.
А дальше начинается очень интересная история. В 1967 году для обновления экспозиции в павильоне "Металлургия" на ВДНХ приехала делегация из самого что ни на есть Стального сердца родины - Магнитогорского металлургического комбината.
Каково же было удивление суровых уральских мужиков, когда на задворках павильона они увидели, лежащий лицом вниз, статую рабочего... очень похожего на металлурга. Разгорелся нехилый такой скандал, как и каким образом скульптура, получившая три золотые медали оказалась в ж... на задворках лица выставки достижений социалистического лагеря.
И руководство ВДНХ нашло очень оригинальный выход, сказав рассерженным металлургам:
- А забирайте!
Статую оформили как подарок ММК ко дню 50-летия Советской власти скульптура передана Магнитогорскому комбинату и была установлена на территории самого предприятия.
Однако по городу поползли слухи, что на комбинате стоит огроменный полуголый мужик то ли с лопатой, то ли ещё с чем-то и его никому не показывают... а хотелось бы видеть... так сказать во всём великолепии и в 1970 году памятник был перемещён с левого берега на площадь у железнодорожного вокзала.
Для чего на небольшом возвышении организовали красивую лестницу и мраморный постамент. Ходят слухи, что именно благодаря этой статуе появился тот самый лозунг про сталевара, чья сила в плавках.
Так это или не так, говорить не берусь, пусть это останется на совести Михаила Задорного, тем более, что и называется он не сталевар, а металлург. Но памятник до сих пор впечатляет жителей и гостей города. Ведь на нём изображён обычный советский рабочий, которому нет дела до политических игр, обеспечения превосходства и прочего... он просто делает свою работу, и делает её хорошо.
А что касается колхозницы... то следы этого памятника теряются в запасниках ВДНХ, видимо обжегшись с рабочим, и чтобы не нарваться на гнев каких-нибудь колхозников, её отправили совсем далеко, может быть даже в гости к металлургу на переплавку. Но история и об этом умалчивает.