Найти в Дзене
Призма веры

Дон Кихот сегодня — это каждый из нас: мир массовой культуры и гиперреальность

Когда Мигель де Сервантес опубликовал свой роман Дон Кихот в 1605 году, он стремился создать произведение, которое высмеивало бы идеализированные рыцарские романы, переполнявшие испанскую литературу той эпохи. Но Дон Кихот стал гораздо больше, чем просто сатирой на устаревшие идеалы: роман затронул фундаментальные вопросы о восприятии, реальности и опасности иллюзий, питаемых фантазией. Сегодня, спустя более четырёх столетий, роман Сервантеса можно рассматривать как пророческий текст о нашей современной постмодернистской культуре гиперреальности. Каждый из нас — Дон Кихот, ускользающий от реальности в мир, построенный массовой поп-культурой. Гиперреальность и мир Дон Кихота Французский философ Жан Бодрийяр описал гиперреальность как состояние, в котором границы между реальностью и её симуляцией становятся неразличимыми. Дон Кихот — человек, который более не видит разницы между фантазией и действительностью. Наполнив свой ум идеализированными представлениями о рыцарстве, он начинает

Когда Мигель де Сервантес опубликовал свой роман Дон Кихот в 1605 году, он стремился создать произведение, которое высмеивало бы идеализированные рыцарские романы, переполнявшие испанскую литературу той эпохи. Но Дон Кихот стал гораздо больше, чем просто сатирой на устаревшие идеалы: роман затронул фундаментальные вопросы о восприятии, реальности и опасности иллюзий, питаемых фантазией. Сегодня, спустя более четырёх столетий, роман Сервантеса можно рассматривать как пророческий текст о нашей современной постмодернистской культуре гиперреальности. Каждый из нас — Дон Кихот, ускользающий от реальности в мир, построенный массовой поп-культурой.

Гиперреальность и мир Дон Кихота

Строчка из песни Lorde "Buzzcut Season". Перевод: "Выдумка -- это гиперреальность".
Строчка из песни Lorde "Buzzcut Season". Перевод: "Выдумка -- это гиперреальность".

Французский философ Жан Бодрийяр описал гиперреальность как состояние, в котором границы между реальностью и её симуляцией становятся неразличимыми. Дон Кихот — человек, который более не видит разницы между фантазией и действительностью. Наполнив свой ум идеализированными представлениями о рыцарстве, он начинает видеть мир через призму этих мифов: ветряные мельницы превращаются в великанов, трактиры — в замки, а случайные прохожие — в злых врагов и прекрасных дам. Так он создаёт вокруг себя иллюзорный мир, где реальность подменена его представлениями о ней взятыми из рыцарских романов.

Сегодня эта концепция особенно актуальна, поскольку массовая культура, включающая социальные сети и СМИ, создает гиперреальный мир. Силой массового медиа и поп-культуры формируются образы и идеалы, которые далеки от реальности, но они очень притягательны, причем настолько, что мы начинаем принимать их за правду. Как и Дон Кихот, мы рискуем утратить способность отличать настоящее от созданного иллюзией, погружаясь в коллективное состояние фантазии и заблуждения.

Трагикомедия гиперреальности

-3

Дон Кихот — это комедия, но также и глубоко трагичное произведение. Сервантес заставляет нас смеяться над главным героем, но в то же время вызывает у нас сочувствие. Дон Кихот — идеалист, чьи попытки героизма делают из него жертву собственных иллюзий.

Мы, как и Дон Кихот, склонны проецировать на себя фантазии поп-культуры, позволяя им определять наше восприятие и образ жизни. Как и Дон Кихот, мы мечтаем о жизни, которая могла бы быть, если бы только она была чуть более «идеальной», чуть более «киношной». В этом парадоксе массовая культура становится чем-то вроде иллюзорного мифа, который мы стремимся воплотить, но который в конечном итоге невозможен.

Рыцарь нашего времени — каждый из нас

Принцесса мира соц. сетей
Принцесса мира соц. сетей

В наши дни каждый человек в мире цифровых технологий может называться своего рода современным Дон Кихотом. Так же, как он пытался восстановить идеалы рыцарства, современные влогеры, как и те, кто за ними следит, пытаются подражать образам идеальной жизни, созданной поп-культурой. Они строят свои идентичности на мифах успеха, красоты и счастья, которые не достижимы (а если и достижимы, то точно не теми средствами которыми их “достигли”). Дон Кихот — это образ каждого из нас, пытающегося воплотить в жизнь иллюзии массовой культуры, но постоянно терпящего в этом неудачу.

Как и Дон Кихот в своих «подвигах», сегодня многие люди преследуют нереалистичные идеалы, продвигаемые культурой. Но в конце концов, как и герой Сервантеса, мы рискуем оказаться перед лицом болезненного пробуждения: наши ожидания от реальности не соответствуют реальности.

Предупреждение Сервантеса для мира гиперреальности

-5

Дон Кихот — это вневременное предупреждение о том, как легко можно поддаться фантазии и подменить реальную жизнь иллюзорной. В этом смысле Сервантес предостерегает нас от того, чтобы мифы массовой культуры не затмили нашу жизнь окончательно. Сегодня, как и в 1605 году, его послание остаётся актуальным: стремясь к иллюзиям, которые нам навязывает массовая культура, мы рискуем утратить подлинную суть жизни.

Подобно тому, как Дон Кихот был поглощён вымышленным миром, мы, как общество, увлекаемся образами и историями, которые обещают нам лёгкое бегство от повседневности. Но только остановившись и оглянувшись вокруг, задавшись парой вопросов, мы сможем встать на путь обретения истинного смысла нашей жизни. В мире, полном Дон Кихотов, стремящихся к невозможному, быть героем значит признать правду о себе и жить в гармонии с реальной, хоть и не всегда яркой, жизнью.

Читайте также: